Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика правого регулирования несостоятельности (банкротства)
1.1. Понятие и виды несостоятельности (банкротства)
1.2. Признаки несостоятельности (банкротства)
1.3. Основные причины и методы предупреждения банкротства
2. Анализ современного состояния правоприменительных проблем в сфере несостоятельности (банкротства)
2.1. Правовые аспекты реализации несостоятельности (банкротства)
2.2. Правовые аспекты регулирования несостоятельности (банкротства) гражданина
2.3. Основные тенденции и проблемы развития института банкротства: зарубежный опыт
2. Анализ современного состояния правоприменительных проблем в сфере несостоятельности (банкротства)
2.1. Правовые аспекты реализации несостоятельности (банкротства)
В теории и судебной практике больше всего вопросов возникает в связи с несостоятельностью (банкротством) юридического лица или так называемым коммерческим банкротством. Выделение данного вида банкротства обусловлено тем, что в настоящее время отдельно применяются процедуры банкротства в отношении физических лиц. В последнем случае следует говорить о наличии потребительского банкротства.
Законодательство, регулирующее отношение в сфере признания должников несостоятельными (банкротами) и устанавливающее процедуры банкротства, включает АПК РФ (ст.ст.223-225), ГК РФ (ст.ст.25, 65) и Федеральные законы от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 24 июля 1999 года «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».
Специфика несостоятельности (банкротства) достаточно дифференцирована в правовом и экономическом аспекте и зависит, прежде всего, от статуса лиц (субъектов) участвующих в данном процессе (юридические лица (организации), индивидуальные предприниматели, граждане), их прав и обязанностей.
Следует отметить, что институт банкротства в определенной мере способствует устойчивому развитию экономической деятельности в государстве в условиях рыночной экономики.
Законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) характеризуется не только своей несовершенностью и молодостью, но и нестабильностью. Следует отметить динамику совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) в современной правовой системе России. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является уже третьим единым российским законодательным актом, устанавливающим основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов. Первым таким нормативным правовым актом являлся Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который определял условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, а также устанавливал очередность удовлетворения требований кредиторов.
Вместе с тем, поскольку этот Закон, один из немногих ориентированных на рыночные отношения, разрабатывался в условиях отсутствия практики применения такого законодательства и основополагающих законодательных актов, регулирующих новые экономические и правовые отношения, возникла необходимость его существенного пересмотра. Вторым нормативным правовым актом, принятым в сфере несостоятельности, был Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Практика применения Закона 1998 г. о банкротстве выявила недостаточную защиту прав и законных интересов различных лиц, участвующих в процедуре банкротства, а также пробелы, позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, необоснованного перераспределения собственности.
В частности, отмечались следующие наиболее актуальные проблемы в сфере несостоятельности (банкротства):
-нарушение прав должника и учредителей должника - возбуждение процедуры банкротства по фиктивным документам или незначительной сумме задолженности без предоставления возможности должнику расплатиться по таким суммам, отсутствие возможности для учредителей должника провести оздоровление под контролем кредиторов при уже возбужденном деле о банкротстве;
-нарушение прав миноритарных кредиторов при проведении процедур банкротства и слабая защита в процедурах банкротства кредиторов, требования которых обеспечены залогом; нарушение прав государства как кредитора по налоговым платежам;
-непрозрачность процедур банкротства, недостаточная урегулированность процедур банкротства, позволяющая арбитражным управляющим и иным участникам процесса банкротства злоупотреблять правами; вывод активов должника в интересах определенного круга кредиторов в процедурах внешнего управления и конкурсного производства;
-отсутствие эффективных механизмов ответственности недобросовестных арбитражных управляющих[14].
Соответственно, на решение перечисленных вопросов были, прежде всего, ориентированы нормы Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». За время действия данного Закона в него внесены изменения более 50 законодательных актов. Совершенствование законодательства о несостоятельности продолжалось и в последующие годы путем внесения существенных изменений в Закон.
В легальном определении несостоятельности (банкротства) выделены следующие признаки:
-неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданскоправовым денежным обязательствам и (или) по обязательным платежам, а также требования работников и бывших работников о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда;
-удостоверение факта такой неспособности арбитражным судом. Законодатель определяет в качестве признаков несостоятельности неплатежеспособность и недостаточность имущества (ст. 2; ст. 9; ст. 61.2; ст. 61.3; ст. 213.6 Закона о банкротстве). В ст. 3 Закона о банкротстве анализируемые признаки законодателем непосредственно не названы, хотя содержательно речь идет именно о них. В современной российском законодательстве неплатежеспособность принято рассматривать как критерий несостоятельности, как признак несостоятельности (банкротства) и как основание для введения процедур несостоятельности. Неплатежеспособность является признаком несостоятельности как для граждан, так и для юридических лиц по Закону о банкротстве (в редакции от 29 июня 2015 г.). В прежней редакции Закона для граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, был закреплен признак недостаточности имущества.
По мнению доктора юридических наук, профессор И.В. Ершова и Е.Е. Енькова неплатежеспособность является, с одной стороны, признаком несостоятельности, т.е. в вероятностной форме отражает неспособность должника выполнить все имеющиеся у него обязательства ввиду недостаточности имущества, а с другой стороны, основанием для введения процедур банкротства[15]. Так, в п. 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве указывается на необходимость доказывания факта неплатежеспособности гражданина для признания заявления о его банкротстве обоснованным и введения процедуры реструктуризации долгов. Несостоятельность, признанная судом, означает неспособность должника в полной мере исполнить обязательства и публичные обязанности вследствие недостаточности имущества, что влечет введение конкурсного производства над имуществом должника и его ликвидацию, если должником выступает юридическое лицо, или процедуру реализации имущества гражданина.
Понятие должника по нормам Закона о банкротстве является единым. Оно одинаково охватывает как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями имущественных обязанностей любой правовой природы (частноправовой или публично-правовой) и характера (потребительского или предпринимательского). Вместе с тем, такое единство не исключает различий между потребительским банкротством (банкротством гражданина) и банкротством юридического лица, прежде всего по преследуемым целям. Так, правила о банкротстве должников - юридических лиц необходимы для выведения из экономики неэффективных производств, в то время как потребительское банкротство направлено на предоставление возможности добросовестному должнику - физическому лицу полностью избавиться от долгов и сохранить при этом имущество, необходимое для обеспечения его жизнедеятельности, а также лиц, находящихся с ним в семейных отношениях или на иждивении.
В науке конкурсного права обоснованно отмечается, что понятие должника в контексте Закона о банкротстве отличается от гражданско-правового понятия должника[16].
Понятие должника, с одной стороны, сужено по сравнению с гражданско-правовым понятием должника (охватывающим также должников по не денежным обязательствам), а с другой - расширено за счет включения в его содержание субъектов публичного права, обязанных к уплате обязательных платежей.
Также отмечается, что статус должника по Закону о банкротстве обусловлен наличием просрочки в исполнении обязательства, в то время как в гражданских правоотношениях лицо становится должником уже с момента принятия на себя соответствующей обязанности, которая подлежит исполнению в дальнейшем[17].
Несостоятельный должник всегда является неплатежеспособным, в то время как неплатежеспособный должник будет являться несостоятельным в ситуации признания его таковым судом и при отсутствии возможности восстановления платежеспособности.
Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.
В случае рассмотрения дела арбитражным судом о банкротстве должника, являющегося юридическим лицом, применяются процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
2.2. Правовые аспекты регулирования несостоятельности (банкротства) гражданина
С 1 октября 2015 г. вступили в силу нормы, посвященные так называемому потребительскому банкротству физических лиц. Несмотря на то что российская судебная практика и доктрина ранее уже сталкивались с банкротством физического лица при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей, после введения в действие положений Закона о банкротстве отечественная правовая система получила концептуально новый правовой институт, существенно отличающийся от института банкротства юридических лиц, как своими целями, так и средствами, направленными на их достижение.
Необходимо отметить, что индивидуальный предприниматель - это не отдельный самостоятельный по отношению к физическому лицу субъект гражданского права, а только особый правовой статус физического лица как субъекта[18]. Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о его банкротстве, в котором стекаются все его кредиторы, как связанные, так и не связанные с предпринимательской деятельностью.
Характер норм показывает, что при принятии законоположений, посвященных банкротству граждан, учтен зарубежный правовой опыт в сфере потребительского банкротства, в частности США (гл. 13 Кодекса о банкротстве 1978 г.), Германии (Закон о банкротстве 1994 г.), Швеции (Закон о банкротстве и принятый в дополнение к нему Акт об освобождении от долгов) и др.
Общая норма о возможности признания гражданина банкротом содержится в ст.25 ГК РФ, которая, так же как аналогичное правило ст.65 ГК РФ в отношении юридических лиц, в части более детальной регламентации материальных вопросов отсылает к специальному регулированию - гл. X Закона о банкротстве (в редакции от 29 июня 2015 г.). Нормы гл. X Закона о банкротстве являются специальными не только по отношению к ГК РФ, но и к общим положениям Закона о банкротстве. Это означает, что общие положения Закона о банкротстве применяются при банкротстве граждан субсидиарно, т.е. только в том случае, если специальные правила отсутствуют в параграфе, посвященном регулированию банкротства граждан.
Особенности субъектного состава при банкротстве граждан диктует появление социально-правовых целей, которые не могут ставиться при банкротстве юридического лица: целей, связанных со статусом личности, с обеспечением права на достойную жизнь человека и защиту его основных прав и свобод. Отсутствие механизма, обеспечивающего баланс интересов множественного круга лиц при банкротстве гражданина, помимо нарушения прав кредиторов существенно влияет на личность, так как стимулирует кредиторов, в том числе кредитные учреждения, к использованию полукриминальных способов взыскания долгов (проблема, известная в мировой практике).
Невозможность освободиться от непосильного бремени долгов влияет на физическое здоровье человека, подталкивает к недобросовестному поведению, стимулирует вовлечение граждан в теневую экономику. Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института потребительского банкротства благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов.