Файл: Понятие и виды вещных прав.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок, условия и особенности реквизиции отдельных категорий имущества устанавливаются законом (см., например, ст. 51 ЗК РФ)[68].

Национализация определена ст. 235 ГК РФ как обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков. Специального закона о национализации нет. Тем не менее следует обратить внимание на закрепленный в ГК РФ возмездный характер национализации[69].

Наконец, в качестве основания принудительного прекращения права собственности выделяют выплату участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре. Данное основание может иметь место, когда в суде решается вопрос о разделе имущества между участниками общей собственности либо о выделе доли в натуре. Лишь в исключительных случаях, если доля одного из сособственников незначительна, не может быть реально выделена (например, доля в праве общей собственности на автомобиль составляет 0,0001%) и этот сособственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может отказать ему в выделении доли в натуре и, несмотря на его несогласие, обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему денежную компенсацию. С получением компенсации такой сособственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

Подводя итог настоящей главы, необходимо еще раз обратить внимание на то, что в институт права собственности включаются не только гражданско-правовые нормы. Данный институт охватывает все нормы права, закрепляющие (признающие), регулирующие и защищающие принадлежность вещей конкретным лицам. К ним, относятся нормы, содержащие предписания конституционного и административно-правового характера, и даже некоторые уголовно-правовые правила, устанавливающие принадлежность имущества определенным лицам, закрепляющие за ними известные возможности его использования и предусматривающие юридические способы охраны прав и интересов собственников.

Таким образом, право собственности в представляет собой не гражданско-правовой, а комплексный (многоотраслевой) институт права, в котором, однако, преобладающее место занимают гражданско-правовые нормы. Эти последние в совокупности охватываются понятием права собственности как гражданско-правового института, входящего в общую, единую систему гражданско-правовых норм.


ГЛАВА 3. ВЕЩНЫЕ ПРАВА ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОБСТВЕННИКАМИ (ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА): ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Категория вещного права, наряду с правом собственности, включает в себя и другие, так называемые ограниченные вещные права, а именно права лиц, не являющихся собственниками вещи[70]. Ограниченные вещные права являются производными от права собственности.

Ограниченные вещные права взникают в том случае, когда право собственности на вещь уже возникло, когда вещь уже присвоена определенным лицом. Как и право собственности, ограниченные вещные права обладают всеми необходимыми признаками вещного права, которые позволяют отграничить их от обязательственных прав. Права лиц, не являющихся собственниками, т.е. ограниченные вещные права, представляют собой право на чужую вещь. При этом им присущи такие признаки, как право следования и абсолютный характер защиты[71].

Ограниченные вещные права, в отличие от обязательственных прав, могут возникать только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Полагаю, что критерии отличия ограниченных вещных права от обязательственных прав должны быть существенно обновлены[72].

В ст. 216 ГК РФ закреплен неисчерпывающий перечень ограниченных вещных прав. Законодатель относит к ним: право пожизненного владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК) РФ; сервитуты (ст. 274, 277 ГК РФ); право хозяйственного ведения (294 ГК РФ) и право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Однако, полагаю, что путем их простого перечисления вряд ли можно получить представления о системе ограниченных вещных прав. В юридической литературе выделяют следующие виды[73]:

• право пользования чужими вещами, например сервитуты;

• право на получение известной ценности из чужой вещи, например право на получение ренты за счет стоимости недвижимой вещи;

• право на приобретение известной вещи, например преимущественное право покупки недвижимой вещи или доли в праве на нее.

Специфику правового режима отдельных прав на чужие вещи наиболее полно отражает их деление на основе смешанного критерия (в зависимости от особенностей содержания и объекта) на: а) сервитуты; б) право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки; в) право хозяйственного ведения и оперативного управления[74].


В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения представляет собой право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом, иными правовыми актами.

Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Объектом выступает как недвижимое, так и движимое имущество, находящееся в государственной или в муниципальной собственности[75].

Право хозяйственного ведения на движимые вещи в соответствии со ст. 299 ГК РФ возникает у унитарного предприятия с момента фактической передачи этих вещей, если иное не установлено законом или решением самого собственника. На недвижимые вещи право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия с момента государственной регистрации этого права[76].

Прекращение права хозяйственного ведения происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества собственником-учредителем у унитарного предприятия (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Учредителем унитарного предприятия могут выступать только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным собственником, а также имуществом, приобретенным унитарным предприятием в результате осуществления своей деятельности[77].

Унитарное предприятие в отношении имущества имеет те же правомочия, которые есть и у собственника. Но необходимо обратить внимание на установленные законом пределы осуществления унитарным предприятием указанных правомочий. Унитарные предприятия являются юридическими лицами, обладающими специальной правоспособностью (ст. 49 ГК РФ)[78]. Таким образом, осуществление унитарным предприятием правомочия пользования обусловлено деятельностью, определенной в уставе данного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества. Кроме этого, собственник имущества вправе получать часть прибыли от использования имущества, переданного предприятию (ст. 295 ГК РФ).

Ограничения установлены и в отношении осуществления унитарным предприятием правомочия распоряжения. Унитарное предприятие может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную деятельность[79]. Недвижимым имуществом унитарное предприятие может распоряжаться только с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).


Давая характеристику, указанного права, необходимо отметить следующее:

• осуществление правомочий, принадлежащих унитарному предприятию, может быть дополнительно ограничено законом, иными правовыми актами (ст. 295 ГК РФ);

• нормы ст. 234 ГК РФ о приобретательной давности не подлежат применению в случаях, когда имущество закреплено за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения[80].

Праву хозяйственного ведения соответствует такой признак ограниченных вещных прав, как право следования. В соответствии с п. 1 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику право хозяйственного ведения за унитарным предприятием сохраняется.

Далее обратимся к праву оперативного управления, которое представляет собой ограниченное вещное право, которое по своему содержанию является более узким, чем право хозяйственного ведения[81].

Субъектами права оперативного управления являются казенные учреждения и предприятия. Однако содержание права оперативного управления у указанных субъектов различается по объему входящих в его содержание правомочий[82].

Казенные предприятия являются коммерческими организациями (ст. 115 ГК РФ). То есть, основной целью создания казенного предприятия является извлечение прибыли. При этом казенное предприятие является юридическим лицом со специальной правоспособностью (ст. 49 ГК РФ), соответственно, составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми казенным предприятием функциями[83].

Объектом выступает как недвижимое, так и движимое имущество, находящееся в государственной или в муниципальной собственности. Право оперативного управления на движимые вещи возникает с момента их передачи собственником, на недвижимое имущество – с момента государственной регистрации права.

Казенное предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности. Осуществление казенным предприятием правомочия распоряжения любым имуществом, как движимым, так и недвижимым, допускается только с согласия собственника. Согласно, ст. 297 ГК РФ самостоятельно осуществлять правомочие распоряжения казенное предприятие вправе только в отношении производимой им продукции. При этом допускается ограничение при осуществлении данного правомочия законом или иным правовым актом[84].


Учреждения являются некоммерческими организациями, обладающими специальной правоспособностью (ст. 120 ГК РФ). Учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Государственные и муниципальные учреждения могут быть бюджетными, автономными и казенными. Общим между указанными видами учреждений является то, что осуществление правомочий владения и пользования имуществом должно осуществляться исключительно в соответствии с целями их деятельности[85].

Наиболее жестким является режим частного учреждения, поскольку оно не может самостоятельно осуществлять правомочие распоряжения как имуществом, закрепленным за ним собственником, так и имуществом, приобретенным за счет средств собственника. И когда в порядке и пределах, предусмотренных законом и уставом, частное учреждение осуществляет деятельность, приносящую прибыль, доходы от этой деятельности и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения (п. 1 ст. 298 ГК РФ)[86].

Казенное учреждение может осуществлять правомочие распоряжения имуществом исключительно с согласия собственника этого имущества. При этом если казенное учреждение с согласия собственника, в порядке и пределах, установленных законом и уставом учреждения, осуществляет деятельность, приносящую прибыль, то денежные поступления, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК РФ)[87].

Более шире по содержанию право оперативного управления бюджетного и автономного учреждений. Так, бюджетное и автономное учреждения вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ними собственником имуществом. Есть и исключение. Так, осуществление правомочия в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, требует согласия собственника имущества учреждения. А если учреждение осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли, то доходы от такой деятельности и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ)[88].

Собственник имущества казенного предприятия и учреждения вправе изъять закрепленное за ними имущество при наличии двух условий:

1) имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению[89];