Файл: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо вышеперечисленных признаков каждое государство имеет такие специфические характеристики в виде символов, памятных дат, атрибутов. У каждого государства существует свой гимн, флаг, правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу. Они, в основном, отличаются краткостью и легкой произносимостью. Одновременно со свойственными каждому государству основными признаками они позволяют очертить четкую границу между государственной организацией и догосударственной и негосударственной организациями.[4]

В развитых странах государство с течением времени становится механизмом преодоления общественных противоречий не при помощи подавления, а при помощи достижения компромисса. Характеристика государства определяется в плоскости политической организации общества, т.е. это свойство на этапе становления государства. В рамках раскрытия сущности государства на этапе его функционирования и развития необходимо дальнейшее продвижение в этом векторе, предполагается анализ государства как политической организации сформировавшегося общества.

Существование государства связанно не столько с классовой борьбой, сколько с общественными социальными потребностями и интересами, что подразумевает под собой сотрудничество различных сил, включая противоречия.

1.2 Сущность и содержание муниципального управления

Муниципальное управление находится на особом месте в системе управления государством. Оно является связующим звеном между государством и населением и имеет все признаки власти (в первую очередь, основным – обязательностью его решений для населения). Осуществление МСУ обеспечивается путем реализации функций муниципального управления. Государственное и муниципальное управление различаются осуществлением организации власти, а также целями, задачами, субъектам и объектам управления, функциям, полномочиям и управленческим технологиям. Местная власть и государственная власть, а значит и муниципальное и государственное управление тесным образом связаны: у них один источник власти – народ, выполняющий общую функцию – обеспечение нормальных условий жизнедеятельности граждан, направлены на защиту своих прав, свобод и законных интересов.

Муниципальное управление активным образом взаимодействует государственным управлением по вопросам государства в целом, его отдельного региона, местного общества (населения).


Муниципальное управление представляет собой одну из форм народовластия, посредством которой достигается выражение воли и власти народа.

Конституция РФ в ст. 3 устанавливает основные ориентиры, посредством которых народ реализует свои властные функции, а именно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Население реализует свои конституционные права на местное самоуправление как путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и посредством своих представителей в органах местного самоуправления.

Таким образом, существуют все основания говорить о самостоятельном народовластии, осуществляемом на муниципальном уровне, т.е. о местной власти, которая, являясь публичной, не является государственной властью. Исходя из этого будет считаться верным определить местную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, так как и та и представляет собой выражение народного волеизъявления, направления реализации которой в некоторых значениях имеют совпадения и в некоторых отличия по территориальному уровню их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, в то время как муниципальная власть – в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

Самостоятельный характер местной власти находит свое выражение в обособленности от государства и его структур, что закрепляется в ст. 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Структура этих органов, согласно положениям Конституции РФ, определяется населением в самостоятельном порядке. Свое правовое закрепление вопросы организации структуры муниципальных органов власти получает в уставе муниципального образования.

Независимый характер муниципальной власти характеризуется также обязанностями по исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся на территории муниципального образования независимо от их организационно-правовых форм, а также муниципальными органами и гражданами решений, принятых посредством волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.

Самостоятельность муниципальных органов находит свое выражение в наличии предметов ведения местного самоуправления и компетенции органов местной власти. Самостоятельность муниципальной власти связана с конституционными нормами и гарантиями местного самоуправления.


В их числе:

• право на судебную защиту;

• право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений органов государственной власти;

• запрет на ограничение прав местного самоуправления, согласно действующему законодательству.

Порядки налогообложения, касательно видов и порядка взимания налогов, устанавливались в действующих нормативно-правовых актах. Такое закрепление не потеряло актуально и на сегодняшний день.

Муниципальная власть в рамках своего верховенства несет соответствующую ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования и государством.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Принципы и организационные формы взаимодействия государственного и муниципального управления

В рамках признаков масштабности государственное и муниципальное управления как виды социального управления ориентированы на обеспечение жизнедеятельности граждан и их организаций в обществе, так и в отдельных местностях муниципальных образованиях.

Одновременно с этим оба вида социального управления обладают определенным предназначением и обладают свойствами и признаками, так как, в рамках единого государственного пространства, они осуществляют реализацию на определенных управленческих уровнях. В муниципальном управлении можно невооруженным глазом увидеть некий симбиоз функций, реализация которых обусловливается наличием собственных и переданных государством местному самоуправлению. Следовательно, муниципальная и государственная власть, а значит, они тесным образом связаны: народ – единственный способ власти, выполняющий общую для всех функцию обеспечения достойных условий жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы.

Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов представляет собой систему отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов в целях достижения общего интереса без передачи друг другу полномочий.


Деятельность органов государственной власти и местных органов выстраивается на принципах взаимодействия:

• законности;

• добровольности;

• учета совместных интересов и ответственности;

• сохранения верховенства муниципальной власти, т. е. самостоятельности.

Взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубокими объективными факторами, такими как социально-экономической зрелости общества, соотношения и расстановки социальных групп – классовых, этнических и т. д., духовные, национальные, культурные традиции, особенности исторического развития, демографического состояния общества и др.

Сложность института муниципального управления представляет собой объективную предпосылку формирования противоречивых взглядов на его сущность.

Современное местное самоуправление, являясь формой самоорганизации населения, и обладая признаками государства и общественных институтов в современных условиях имеет двойственную природу и является общественно-государственным институтом.

Российская и зарубежная практика развития местного самоуправления иллюстрируют тесную взаимозависимость и взаимопроникновение государственных и самоуправленческих начал. Анализируя отношения государства и местного самоуправления можно очертить круг общих признаков, таких как: оба являются институтом общественного развития; территориальную организацию; имеют единственный источник власти в лице народа; осуществляют публичную власть. Государственная власть распространяется на всю территорию, муниципальная власть на территории местного самоуправления; производит сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка в виде силовых структур, самоуправленческие структуры – в виде органов охраны общественного порядка, которые имеют собственную нормативную правовую базу, а также аппараты управления.

Необходимо обратить внимание на общие социально-экономические, духовные и политико-правовые основы, на которых строятся российское государство и самоуправление, установленные в гл. 1 Конституции РФ. Это – демократический, правовое общество; признание прав и свобод человека; провозглашение многонационального народа как источник власти в Российской Федерации; реализация основных направлений социальной политики Российской Федерации; возможность защиты прав собственности; политическое и идеологическое многообразие; обязанность соблюдать действующее законодательство; наличие норм международного права Российской Федерации в российскую правовую систему.


Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов представляет собой систему отношений органов власти при совместном решении общих вопросов, без делегирования друг другу полномочий. Деятельность органов государственной власти и органов МСУ базируется на принципах взаимодействия: законности; добровольности; учета совместных интересов и ответственности; соблюдения независимости муниципальной власти.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления при решении общих вопросов, а также принимаемые при этом правовые акты должны основываться на соблюдении требований федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, уставов муниципальных образований.

При заключении договоров должна соблюдаться добровольность. В договорах , устанавливающих права и обязанности государственных и муниципальных органов, должны учитываться законные интересы и права каждого из участников, а также ответственность сторон. Акты о совместном решении вопросов не могут ограничивать самостоятельность, гарантированную Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также нарушать уставы муниципальных образований.

Основными формами взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти являются договоры, а также совместное создание государственно-муниципальных организаций, которые выполняют общие задачи и функции.

Для организации взаимодействия и решения отдельных вопросов, а также для разработки условий заключаемых договоров органы государственной власти и органы МСУ создают координационные, совещательные рабочие группы, решения которых носят рекомендательный характер.

Осуществляя совместную деятельность посредством формирования государственно-муниципальных организаций органы государственной и муниципальной власти создают наблюдательные советы, компетенция которых определена в уставе муниципального образования. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти по вопросам взаимного интереса определяется такими направлениями:

- разработка и реализация долгосрочных программ и планов социально-экономического развития;

- выполнение задач и функций федеральным законодательством к совместному ведению государственных (региональных и муниципальных органов);

- координация усилий для выполнения задач большого значения для населения субъекта федерации и муниципальных образований (укрепление общественного порядка, социальная помощь, занятость населения, здравоохранение, развитие экономики и др.);