Файл: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для каждого сложносоставного государства основным вопросом, демонстрирующем характер государственно-правовых связей, свидетельствует об уровне централизованности власти, представляется вопрос о разграничении полномочий между федеральной властью и властью субъектов. Данный вопрос задает вектор характеру и эффективность деятельности властей.

Федеративный договор — соглашение о разграничении компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Если после подписания Федеративного договора был включен в Конституцию как ее части, то в тексте действующей Конституции России о нем говорится как об одном из договоров, регулирующем вопросы разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.[5] Данная оговорка позволяет обозначить возможность заключения двухсторонних договоров между Российской Федерацией в целом и некоторыми ее субъектами.

Конституция РФ устанавливает заключение двух видов договоров:

— договоры между Российской Федерацией и субъектом России о разграничении предметов ведения и полномочий;

— соглашения между органами исполнительной власти РФ и субъекта РФ о передаче полномочий.

Конституция Российской Федерации, схема распределения полномочий базируется на дифференциации всех вопросов государственной жизни на три группы.

Полномочия должны разграничиваться согласно нормам Федерального закона № 119 от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации». Вразрез с правовой логикой, предполагающей, что сначала должен быть принят законодательный акт, который должен регулировать разграничение полномочий, а в последствии уже начата сама процедура разграничения полномочий.

Приведенный выше федеральный закон закрепляет ряд фундаментальных положений:

— федеральные законы, конституции республик и нормативно-правовые акты субъектов, договоры, соглашения не могут изменять закрепленные Конституцией предметы ведения Российской Федерации;

— положения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий должны находиться в соответствии с Конституцией России и федеральным законам;

— не могут приниматься федеральные законы субъектов Российской Федерации, заключены договоры, если они ведут к изменению конституционно-правового статуса субъектов Федерации, нарушению прав и свобод личности, нарушению целостности РФ.


Закон закрепил прямое назначение договоров — конкретизация конституционно-определенных предметов ведения и полномочий. Реализация закона позволяет структурировать формы договорного процесса.[6]

Подписанные договоры о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами сделали шаг в сторону конфедерализации отношений между указанными субъектами Федерации, исходя в ряде случаев из типично международно-правовых принципов регулирования: уважение суверенитета, договорные принципы регулирования полномочий федеральной власти и власти субъектов.

Разграничение полномочий — сложный продолжительный процесс. Общий подход к использованию принципа договорных отношений должен основываться на приоритете конституционного метода. Закономерно использование договорных механизмов как средства учета региональных особенностей субъектов Федерации. Именно для этих целей надлежит использовать конституционное разрешение на подписание соглашений о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами. Договор с органами власти субъекта Федерации должен конкретизировать вопросы осуществления единой государственной власти.

Постепенное изживание договорных механизмов при регулировании взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами не только отрицает, но и предполагает более активное использование договорных процедур при регулировании взаимоотношений между исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов. Перспективным является использование договорных отношений при регулировании вопросов укрепления связей между различными субъектами Федерации.

Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обуславливается экономическими, географическими и другими особенностями субъекта. В договоре о разграничении полномочий закреплен ряд полномочий федеральных органов государственной власти и органов субъекта РФ, устанавливаются условия и порядок осуществления этих полномочий, права и обязанности сторон, срок действия договора, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.[7]

Расторжение договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон возможно в случае установленного вступившим в силу решением суда нарушения другой стороной положений договора о разграничении полномочий. Решение суда является основанием для принятия Президентом РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ решения о расторжении договора о разграничении полномочий.


Решение о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон может приниматься не позднее чем через тридцать дней со дня вступления в силу судебного решения.

Сторонами договорных отношений являются федеральные органы исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

В настоящее время договор между исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов выступают, в качестве своего рода приложения к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

Соглашение включает в себя такие элементы:

1. Передача осуществления части полномочий.

2. Условия и порядок передачи осуществления части полномочий.

3. Материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено на исполнительные органы государственной власти субъекта.

Исполнительные органы государственной власти субъекта по соглашению с федеральными органами могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие посредством заключения соглашений осуществление части своих полномочий исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за соблюдением условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление полномочий.

В договоре определяется порядок передачи осуществления части полномочий, срок действия соглашения, ответственность, основания его досрочного расторжения.

Договор подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Договор, проект которого был одобрен Правительством РФ, подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, договор между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ является правовой формой передачи федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов РФ друг другу части своих полномочий.[8]

Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обуславливается экономическими, географическими и другими особенностями субъекта. В договоре о разграничении полномочий закреплен ряд полномочий федеральных органов государственной власти и органов субъекта РФ, устанавливаются условия и порядок осуществления этих полномочий, права и обязанности сторон, срок действия договора, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.[9]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное и муниципальное управление различаются осуществлением организации власти, а также целями, задачами, субъектам и объектам управления, функциям, полномочиям и управленческим технологиям. Местная власть и государственная власть, а значит и муниципальное и государственное управление тесным образом связаны: у них один источник власти – народ, выполняющий общую функцию – обеспечение нормальных условий жизнедеятельности граждан, направлены на защиту своих прав, свобод и законных интересов.

Взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена факторами социально-экономической зрелости общества, соотношения и расстановки социальных групп – классовых, этнических и т. д., духовные, национальные, культурны, особенности исторического развития и др.

В рамках признаков масштабности государственное и муниципальное управления как виды социального управления ориентированы на обеспечение жизнедеятельности граждан и их организаций в обществе, так и в отдельных местностях муниципальных образованиях.

Несмотря на проведение успешного комплекса мероприятий по реформированию местного самоуправления, некоторые из проблем остаются нерешенными. Процесс наделения местных администраций отдельными государственными полномочиями необходимо подчинять следующим условиям, вытекающим из Европейской хартии местного самоуправления и Конституции РФ:

  1. наделение представляется возможным только отдельными государственными полномочиями, из чего следует невозможность передачи на муниципальный уровень всего объема полномочий органа государственной власти, так как это влекло бы за собой перераспределение предметов ведения;
  2. наделение полномочиями должно исходить из требований эффективности и экономии;
  3. наделение местной администрации полномочиями должно учитывать особенности природы исполнительной власти на местном уровне, ограниченной в формах и методах принятия и исполнения решений по сравнению с органом государственной власти;
  4. орган местного самоуправления должен обладать ресурсами, достаточными для осуществления передаваемых полномочий;
  5. при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, обладать свободой, адаптировать эти полномочия к местным условиям;
  6. необходимо проводить консультации с органами местного самоуправления, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, их касающихся. Более предметно механизм делегирования государственных полномочий закреплен в действующем законодательстве. Самым важным вопросом при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями является вопрос о передаче для этой цели необходимых материальных и финансовых средств.

Анализ проблем соотношения общества, государства, местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление является самостоятельным институтом общества, выступающим территориально-управленческой частью в системе гражданского общества. В этом качестве местное самоуправление выступает как звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно решает вопросы местного значения, решает переданные ему государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации.

Наиболее активные действия государства и регионов не смогут заменить заинтересованного участия населения в жизни своего муниципального образования и последовательной работы их органов по реализации принимаемых решений в сфере местного самоуправления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 // Российская газета, № 7, 21.01.2015 г.
  2. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Ерофеева. – М.: ИЗД. «Правовая культура», 2013. – 604с.
  3. Федеративный договор от 31.03.1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»: // Федеративный договор: Документы. Комментарий. – М.: Республика, 2012. – С.23-39.
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета, №71, 30.06.1999.
  5. Федеральный закон от 06 июня 1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
  6. Постановление Правительства РФ от 02 февраля 1998 № 129 «Об утверждении Положения об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: // Российская газета, № 31, 18.02.1998.
  7. Автономов А.С., Иванов В.В. Новое в конституционном праве России: договоры как источники регулирования объединения субъектов Российской Федерации//Государство и право. - 2012. - №4.
  8. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / А. П. Алехин, Козлов Ю. М. – М.: Наука, 2011. – 672 с.
  9. Бабелюк, Е. Г. О видах государственной службы Российской Федерации // Журнал Правоведение. – 2012. – № 1. – С. 26-36.
  10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2011. - 521 с.
  11. Безруков А.В. Договорный характер федеративных отношений в России: правовая природа и перспективы / А.В. Безруков // Российский юридический журнал. – 2011. – №2. – С.21.
  12. Безруков А.В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ // Российский юридический журнал. – 2012. – №3. – С.15.
  13. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Суханова. – М.: ИНФРА, 2012. - 704 с.
  14. Валеев, Х. А. Государственное и муниципальное управление: монография. / Х. А. Валеев. — М: ИНФРА, 2012. —150 с.
  15. Владимирова В.В. - Актуальные проблемы федерализма: вопросы теории и практики. Учебное пособие. ГУУ - М. 2012 г. - №5. - С. 13-35.
  16. Гайдов, В. Б.Конституционное право.– М: Норматика, 2012. – 352 с.
  17. Глушко П.П., Зиновьев А.В., Учебное пособие Конституционное право России. Питер. 2011.
  18. Горов, В. К. Административное право // Журнал власть и управление. – 2011. – № 12. – С. 26-33.
  19. Государственное управление // Энциклопедический словарь. – М., 2012. – 432 с.
  20. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. СЗ РФ - 2012. № 1 – Ст.9 ст.10.
  21. Жильцов, В. Государственное управление: учеб. пособие / В. Жильцов – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
  22. Журнал «Федерализм». Системные свойства федерации. Чеганова Н. № 4(60). 2011 г.
  23. Зорькин В.Д. Основы конституционного строя России. – М.: КноРус, 2013. – 416с.
  24. Зубов, И. Н., Сергун П. П. Государственное и муниципальное управление: правовое регулирование – М.: ИНИОН, 2012. – 211с.
  25. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Артания, 2011. – 698 с.
  26. Кожевников А.Н. Новая модель разграничения полномочий // Российский юридический журнал. – 2011. – №1. – С.12.
  27. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий РФ и субъектов РФ // Российское право: образование, практика, наука. – 2012. – №1. – С.20.
  28. Колесников Е.В.,. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Высшее образование, 2013. - 365 с.
  29. Кондрашев А.А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практика законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – №1. – С.35.
  30. Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: НОРМА, 2011. - 544 с.
  31. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт. Итоги становления и перспективы развития. - М.: «НАУКА»: Формула права. 2012 г., 245 с.
  32. Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования//Государство и право. - 2011. - №2. – С. 37-45.
  33. Кудрявцев, А. В.Система государственного и муниципального управления: Учебник – М.: Наука, 2013. –328 с.
  34. Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. –М.: НОРМА, 2013. – 423 с.
  35. Лазарев, Б. Ю. Государственное управление: Организация, кадры, управление: учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. –324 с.
  36. Лытов, В. Государственная и муниципальное управление // Журнал Власть. – 2011. – №7. – С. 6 – 13.
  37. Матузов, Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник – М.:Юристъ, 2012. – 341 с.
  38. Овсянко, Д. М. Правовые основы российского государства: Учебник – М.: Юристъ, 2012. – 487 с.
  39. Старилов, Ю. Н. Государственное и муниципальное управление России: Учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 289 с.
  40. Умнова И.А. Основы современного российского федерализма. - М.: Норма, 2012., 346 с.