Файл: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечение внутреннего разделения труда и специализации муниципальных образований, налаживание кооперации между субъектами хозяйствования;

- формирование условий для структурной перестройки муниципального хозяйства;

- формирование законодательной базы для решения вопросов МСУ и его реформирования в новых условиях;

- создание совместных государственно-муниципальных организаций.

Указанные направления взаимодействия государственных и муниципальных органов власти должны обеспечивать развитие территории как единого социально-экономического комплекса.

Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В их числе: народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, их независимость друг от друга; разграничение предметов ведения и полномочий; рациональное сбалансированное сочетание централизации и децентрализации.

Государство – это сложная система, сочетающая в себе социально-экономические и территориально-государственные формирования, в рамках которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство интегрирует интересы, нормы и потребности граждан и социальных групп, которые обусловлены проживанием на определенной территории.

Местное самоуправление – важный элемент организации публичной власти. Его специфика, по отметкам в научной литературе, состоит в двойственности политической сущности. С одной стороны, органы самоуправления представляют собой комплекс, единый государственный механизм управления. Местное самоуправление имеет действующий на основании нормативных правовых актов аппарат, который наделен правом пользоваться "средствами законодательно институированного насилия", оно может в самостоятельном порядке формировать бюджет, устанавливать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы демократии).

Исходя из вышесказанного ему присущи следующие свойства: относительная независимость, как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур; способность осуществлять коллективные акции по достижению своих интересов; отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом; готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм.


Возможность делегирования органам местного самоуправления полномочий как федеральных органов и органов субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского федеративного государства.

Развитию муниципального управления необходима поддержка федерального центра, его политических решениях, которые опираются на гражданские инициативы населения. Становлению местного самоуправления препятствует рядом неразрешенных проблем в связи с несовершенством нормативно-правовой базы, включая: отсутствие федерального законодательного регулирования, который обеспечивает реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения экономической самостоятельности муниципальных образований.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий, в первую очередь в социальной сфере - наиболее болезненной для населения. Между тем вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, включая и социальную сферу, относятся к малоизученным.

Задача местного самоуправления состоит в обеспечении социального комфорта каждому члену общества, воплощении в жизнь основной функции и цели социального государства, которая заключается в создании достойного уровня жизни человека.

Проблематичной сфера управляемости в субъектах РФ. Практика свидетельствует о наличии усиления роли федеральных органов государственной власти в сфере влияния на деятельность органов местного самоуправления. И, очевидно, в этих целях было бы целесообразным установить контроль со стороны федеральных органов государственной власти за деятельностью муниципального образования, а также предоставить право федеральным органам государственной власти участвовать в решении вопросов местного значения, которые имеют государственную важность, определив при этом границы государственного регулирования таких вопросов.

Таким образом, можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы системы социального управления, публичной власти, которая обеспечивает жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.


На наш взгляд необходимо:

• разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• создать систему правовых гарантий, направленных на обеспечение защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность органов государственной власти.

Среди назревших вопросов, по нашему мнению, находится вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам собственной компетенции и прав граждан.

Необходимо в законодательном порядке закрепить принципы и порядок взаимодействия федеральных органов с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Необходимо сформировать законодательный механизм, ориентированный на повышение статуса представительного органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в самостоятельном порядке решают вопросы жизни и деятельности местных сообществ, находящиеся в пределах их компетенции. Это позволяет федеральным и региональным органам сосредоточить внимание на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.

Механизм взаимодействия государственных и муниципальных органов власти содержат следующие элементы:

1) научно-методическое и проектно-планировочное обеспечение, которое определяет место каждого муниципального образования социально-экономическом развитии территории;

2) правовое обеспечение;

3) финансово-хозяйственный механизм, который включает в себя инвентаризацию материально-финансовых ресурсов территории, контроль за их рациональным использованием и формированием регионального фонда поддержки муниципальных образований;

4) формирование муниципальной собственности (разграничение собственности на территории муниципальных образований, передача земли, объектов общегородского и общехозяйственного значения);

5) организация бесперебойной системы обучения муниципальных служащих.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих организационных формах: во-первых, основными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и  местного самоуправления; во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные комиссии; в-третьих, для решения вопросов постоянного взаимодействия формируются постоянные рабочие комиссии; в-четвертых, по вопросам муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований со специальным статусом. Некоторые территории субъектов во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления имеются существуют параллельно, автономно или местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом оказывает влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.


Таким образом, анализ проблем соотношения общества, государства, местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление является самостоятельным институтом общества, выступающим территориально-управленческой частью в системе гражданского общества. В этом качестве местное самоуправление выступает как звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно решает вопросы местного значения, решает переданные ему государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации.

2.2 Организационная форма взаимодействия государственного и муниципального управления

Одна из форм взаимоотношений является – договор между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Бесспорно, в процессе договорных отношений возникают тесные взаимоотношения органов государственной власти и местных органов. На сегодняшний день актуален вопрос существования потребности в разработке типовых договоров для решения совместных задач муниципальных образований, в целях упрощения процедуры заключения договора.

Еще одна форма взаимодействия государственных органов – формирование совещательных и координационных органов.

Задачи данных органов состоят в:

оказании методической помощи.

обеспечение согласованных действий заинтересованных органов власти.

сотрудничество для достижения общих задач.

Решения комиссий согласно их компетенции, носят обязательный характер для всех органов власти, а также для предприятий и организаций, которые действуют в сфере ведения этих органов. Консультативные органы направлены на осуществление предварительного рассмотрения вопросов и подготовки рекомендательных предложений.

В рамках Федерального Закона 2003 г. Об общих принципах и организации местного самоуправления местные органы власти наделяются отдельными государственными полномочиями. Уставы большинства субъектов также содержат нормы о передаче государственных полномочий местным органам, определяют круг способов и методов контроля за их деятельностью. Объектом такого контроля является использование материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для реализации этих целей.


Взаимоотношения региональных органов государственной власти и местных органов также находят свое закрепление в законодательстве субъектов РФ при помощи установления контроля за соответствием муниципальных правовых актов актуальному законодательству.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" право законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации находится у депутатов, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, а также законодательным местным органам.

Законы, которые устанавливают порядок обращения с законодательной инициативой местных органов, приняты в Оренбургской, Вологодской, Астраханской областях и в других регионах России. Право с выступлением с законодательной инициативой в законодательный орган субъекта Российской Федерации принадлежит, в основном, представительные органы. Одновременно с этим не ограничивается круг вопросов, по которым эта инициатива может вноситься, но закреплены формальные требования к законопроекту (сопроводительное письмо, решение представительного органа о внесении законопроекта, пояснительная записка).

Таким образом, взаимоотношения органов публичной власти представляют собой процесс, ориентированный на установление связей между органами публичной власти для достижения разработки эффективного механизма действий, которые необходимы для слаженного функционирования органов государственной власти и местных органов.

Особенность российской правовой системы разграничения предметов ведения состоит в их регулировании посредством заключения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

О допустимости двустороннего договора как правовой формы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Федерации ведутся беседы в отечественных политических и научных кругах. К примеру, существует мнение о том, что перечень предметов ведения может устанавливаться в двух случаях: при заключении договора с субъектом Федерации, не подписавшим Федеративный договор 1992 года, и если в составе России появляется новый субъект Федерации. Разграничением предметов ведения Федерации и ее субъектов по договору вместе с Конституцией РФ или нарушается фундаментальный федеративного устройства — принцип государственного суверенитета. Появление договоров, существующих вместе с Конституцией в федеративном государстве самостоятельно, отрицает ее сущность как конституционного государства, где Конституции находится в приоритете над договором.