Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников
1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры
1.2. История эстетического воспитания школьников в России
Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность
2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве
2.2. Деятельность как основной источник эстетического воспитания
Походы на спектакли всем классом действительно помнят многие, например, художественный руководитель Нижнетагильского театра драмы Игорь Булыгин. Он такие мероприятия терпеть не мог, но это не помешало ему стать худруком. При этом для театра группы школьников в зале не всегда комфортны, отмечает господин Булыгин: «Мы недавно отказались от системы коллективных посещений, потому что зачастую это превращалось в шум и гам, особенно если это касалось старших школьников. К примеру, на спектакле "Ромео и Джульетта" у детей такое средство защиты было то ли от сентиментальности, то ли от происходящего на сцене, что они старались, наоборот, ерничать, шуметь, мешать остальным зрителям».
При этом что-то похожее власти сделали в физкультуре, вернув нормативы ГТО. Сейчас значки дают дополнительные баллы при поступлении в вуз. «Теперь дело за культурными нормативами», — заявил министр культуры Владимир Мединский. Правда, введут ли бонусы для любителей театра, он не пояснил.
В любом случае, школьникам спектакли пойдут на пользу. Только если это обойдется без сочинений, по аналогии с дневниками чтения, считает учитель истории Леонид Кацва: «Сейчас от ребенка требуют, чтобы он вел дневники, вот это точно безумие. Никакая принудиловка не заставляет ребенка читать, а, наоборот, отвращает его от этого.
А водить детей в театр, иногда даже настаивая на этом, если, конечно, есть такая финансовая возможность, допустимо».
Но, помимо театра, школьников отправят в музеи, в первую очередь региональные, и в кино. Кто и как будет выбирать фильмы, непонятно. Но, по словам Владимира Мединского, ученикам придется смотреть несколько хороших фильмов в год, «желательно отечественных». Вероятно, тех самых, для которых Минкульт сдвигает премьеры иностранных картин. Так что, рекордные показатели картин вроде «Викинга», «Движения вверх» и «Т-34» могут вырасти еще больше.
Но путь в мир искусства у каждого свой, и культурные нормативы могут стать лишь головной болью для школьников и учителей, уверен директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов: «Для кого-то важно ходить в математические кружки и строить вокруг этого карьеру, а кто-то активно занимается рисованием, и при этом посещает галереи, музеи. Мне кажется, что тут вопрос как раз в том, что культура для каждого — это индивидуальное понятие, и зачем подменять его какими-то государственными обязательствами, нормативами, а еще и дневник создавать, непонятно. Зачем создавать дополнительный дискомфорт и учителям, и проверяющим?».
Сколько спектаклей и выставок придется посетить школьникам, и будут ли за это давать значки трех степеней, еще неизвестно. Власти пока не установили культурные нормативы. Но как бы устрашающе ни звучал этот термин, любую обязательную экскурсию можно превратить в приключение, если провести ее вместо уроков.
Тем школьникам в регионах, которым тяжело добраться до театров, власти предложат видеозаписи спектаклей. Подобная программа действует в Пензенской области, где ученики ведут «культурные дневники».
ЛИТЕРАТУРА
- Конституция РФ. Официальный текст. – М.: Норма, 2016.
- Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 11 мая. С, 7.
- Федеральный Закон «Об образовании». Официальный текст. – М.: Норма, 2015.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018 - 2015 годы» // Российская газета. - 2018. - № 11.
- Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018-2015 годы» // Вестник образования. – 2012. - № 23.
- Алешкина С. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: Педагогика, 2014.
- Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. Кавминводская топонимика. – Ставрополь: Ставрополь, 2017.
- Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1985.
- Ботович Л.И. Общая характеристика детей дошкольного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды. / Под редакцией Д.И. Эльконина. – Воронеж, 2015.
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.: Просвещение, 2017.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/. – М.: Просвещение, 2018.
- Выготский Л.С. Анализ поведения как метод исследования личности школьника // Вопросы психологии.- 2019,-№2.
- Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014.
- Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014.
- Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012.
- Дитрих Ф. Почемучка. - М.: Просвещение, 2014.
- Исследование социально-экономических характеристик семей, воспитывающих дошкольников // Социс. – 2015. - №8
- Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Теис, 2013.
- Князева О.Л. Как жили люди на Руси. - СПб.: Теис, 2014.