Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников
1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры
1.2. История эстетического воспитания школьников в России
Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность
2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве
2.2. Деятельность как основной источник эстетического воспитания
В Тобольске же власти решили довольствоваться гравюрами.
«По сообщению Тобольского губернского правления о доставлении туда гравированных портретов Императорской фамилии шестнадцати экземпляров,— занесено в журнал Академии 22 августа 1799 года,— сообщить, что Императорская Академия Художеств всей Императорской фамилии не имеет, а имеет один портрет Государя Императора, которому цена, если угодно будет прислать, за каждый по пяти рублей, то сколько надобно, Академия доставит; если же нужны живописные портреты Императорской фамилии, то копированные учениками грудные стоить будут каждый по тридцати рублей».
Но были ситуации, когда надеяться на заказы с мест — недавно завоеванных — не приходилось, и тогда император отсылал свои портреты в подарок. После присоединения Финляндии к России в 1809 году барон Г.-М. Армфельт, советник Александра I по финляндским вопросам, сообщил Академии художеств, что «Государю Императору благоугодно было всемилостивейше пожаловать Гофгерихтам в Або и Вазе и г-ну финляндскому генерал-губернатору высочайший свой портрет с подлинника, находящегося ныне в Эрмитаже». В январе 1812 года академику Р. М. Волкову было поручено снять три копии с высочайшего портрета, им же написанного, дав ему в помощь «троих учеников 4-го возраста из живописных классов».
За портрет Александр I заплатил художнику 7000 рублей, «поелику написанный им портрет сходнее прочих». А получив поручение скопировать его, Р. М. Волков решил, что наделен «всемилостивейшею привилегией производить во все присутственные места с оного подлинника копии», и написал в Академию художеств, что просит передать «г. Министру Народного Просвещения для донесения Его Императорскому Величеству, что он, Волков, счастливым себя почтет, если Его Величеству благоугодно будет пожаловать ему по прилагаемому соображению за каждую из тех копий по 2500 руб.».
11 апреля 1812 года Академия получила ответ министра народного просвещения действительного тайного советника графа А. К. Разумовского:
«Вследствие представленного требования академика Волкова за копии с написанного им портрета Государя Императора, извещая, что на отношение Его Сиятельства о сем к г. обер-гофмаршалу графу Николаю Александровичу Толстому получил в ответ, что привилегии Волкову писать одному портреты никогда дано не было; но что Его Величество изволит отозваться, поелику написанный им портрет сходнее прочих, то присутственные места, коим потребны будут портреты Его Величества, заказывали бы оные у него, договорясь прежде с ним в цене».
Волкову объявили, «чтоб он себе не присваивал привилегии, которой не имеет, а писал бы портреты для присутственных мест… по условленной цене, которой назначение зависеть будет от соглашения с ним заказывающих оные мест и лиц».
Но слухи о «привилегии Волкову» еще долго жили в обеих столицах. В 1817 году, когда в очередной раз возник вопрос о написании императорских портретов для присутственных мест, министр внутренних дел тайный советник О. П. Козодавлев сообщил, что «он совершенно знает, что академику Волкову никогда не дано было исключительного права писать одному для присутственных мест портреты Его Величества». И разрешил ассигновать художнику Л. С. Миропольскому «1000 руб. из кабинета Его Величества за портрет Государя Императора, изготовленный им для Грузино-Имеретинской Синодальной конторы».
Портреты государей украшали стены не только присутственных мест, но и кадетских корпусов и других учебных заведений. Правда, в Демидовском лицее в Ярославле висел портрет Николая I, написанный придворным художником Дж. Доу, а для Козьмодемьянского городского училища в 1857 году портрет Александра II писал учитель 2-й Казанской гимназии Иванов — за 15 руб.
Создание портретов государей всегда было верным хлебом для художников. Так, последней работой В. Г. Перова был портрет Александра III, заказанный ему Владимирским земством в 1881 году. Делая его по фотографии, совестливый художник добился через президента Академии художеств возможности увидеть императора лично — Перову разрешили присутствовать на литургии во дворце в Петергофе, и Александр III удостоил его беседой. После этого художник быстро поправил «неодушевленный» портрет.
А для широкого потребителя выпускались гравюры и литографии. Правда, некоторые из них порой были так далеки от тех, кого изображали, что изготовителям приходилось в рекламных объявлениях уверять, что предлагаемый портрет государя «для комнатного украшения новый, весьма похожий и превосходно раскрашенный».
Требовалось таких портретов очень много, так как с 1877 года, после ревизии Московских судебных учреждений, состоялся указ Сената, которым предписывалось всем мировым судьям иметь «несгораемые сундуки, печати, вывески, портреты Государя Императора и приличную обстановку, подобающую судебному месту».
В 1880-е годы, после убийства Александра II, возник большой спрос на миниатюрные портреты царя-освободителя, с реформами которого было связано так много надежд на улучшение жизни в России. Н. С. Лесков вспоминал:
«После трагической и великоскорбной кончины усопшего Государя, при котором прошли теплые, весенние дни людей нашей поры, многие из нас, по довольно распространенному в человеческом обществе обычаю, желали иметь о дорогом покойнике какие кто мог вещественные "памятники". Для этого разными чтителями покойного государя избирались разнообразные вещи, впрочем преимущественно такие, которые бы можно было иметь всегда при себе.
Одни приобретали миниатюрные портреты покойного Государя и вделывали их в свои бумажники или часовые медальоны; другие вырезывали на заветных вещах день его рождения и день его кончины…»
Но первым из царей, чье лицо знал «весь народ», был Александр III, так как во время его коронования в мае 1883 года на праздничный обед в Москву было приглашено около 600 волостных старшин, а после обеда по повелению его величества губернские предводители раздали им кабинетные поясные портреты государя императора работы придворного фотографа С. Л. Левицкого, которые старшины развезли по городам и весям необъятной России.
Но по-настоящему массовым стало производство портретов Николая II и членов его семьи. А благодаря огромным для того времени тиражам цена на них упала настолько, что изображения высочайшей фамилии были доступны даже самым низам общества.
А свергнувшие царский строй большевики в части распространения портретов вождей так и не смогли отречься от старого мира. И стены в каждом учреждении, да и во многих домах, как и в дореволюционные времена, украшали портреты вождей. Причем, как повелось с елизаветинских времен, за схожестью и величественностью изображений следили особые чиновники. Так что искусство выражения верноподданнических чувств никогда не теряло достигнутых в прошлые века высот.
Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность
2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве
В современном российском обществе наблюдается интенсивный рост интереса народов к своему историческому и культурному наследию. Эта тенденция не могла не коснуться и общеобразовательной школы, где заметно оживилась краеведческая работа: дети посещают кружки, факультативные и элективные занятия, на которых изучаются традиции национальной народной культуры; на базе школ функционируют клубы исторических реконструкций и фольклорные ансамбли. Преподаватели различных школьных дисциплин всё более пристальное внимание уделяют разумному сочетанию теоретических основ классического гуманитарного образования и, так называемого, регионального компонента. Содержание образования по предмету «Изобразительное искусство» также дополняется творчески работающими педагогами региональным эстетическим багажом. Наблюдения показывают, что подобная работа успешнее проводится именно там, в тех городах, посёлках, сёлах, где исторически сложился культурно-эстетический опыт, связанный с существованием в данной местности какого-либо народного промысла. Эффективность работы в таком случае зависит как от грамотного применения преподавателем традиционных и новых педагогических технологий, так и, в значительной степени, от умелого использования им присущего почти каждому учащемуся опыта общения с произведениями народного промысла родного края и связанного с этим багажа художественно-эстетических представлений.
Город Скопин Рязанской области — колыбель всемирно известного народного гончарного промысла. Возникновение промысла связано с большим количеством светложгущихся глин, залегающих в окрестностях города. История промысла до конца не изучена. В ней больше полулегенд, чем достоверных сведений. Изделий скопинской керамики старше последней трети XIX — начала XX века не сохранилось. Одни исследователи считают, что промысел окончательно сформировался в последней трети XIX века, другие годом рождения скопинского гончарного промысла называют 1640. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара — Демка Киреев сын Берников. Многие исследователи уверены, что возникновение промысла могло произойти только на основе гончарного ремесла, процветавшего здесь раньше. Найденные местным краеведом В. Н. Егоровым фрагменты рогожной керамики позволяют ему предполагать, что на скопинской земле изделия из глины появились не менее 2-х тысячелетий тому назад. Однако славу промыслу принесли изделия декоративной скульптурной керамики, которую скопинские мастера начали изготовлять примерно в середине XIX века. Это были фигурные сосуды в виде баранов, львов, птиц. Соперничая друг с другом в мастерстве и фантазии, скопинские гончары достигли высочайшего художественного уровня своих изделий. Небольшой экскурс в историю промысла поможет читателю понять, насколько уникальным местом с точки зрения преподавателя дисциплины эстетического цикла является для меня наш небольшой городок; почему в учебный материал, составляющий содержание предмета «Изобразительное искусство», уроки на тему «Скопинская керамика» включаются мною неоднократно. Дети, родившиеся и живущие в месте, где есть жемчужина, подобная скопинскому гончарному промыслу, не могут не впитать в себя понятие красоты, связанное с образами изделий народных мастеров. Эти образы на протяжении жизни сопровождают скопинца повсюду. Почти в каждом доме, в каждой квартире есть какие-то предметы-изделия скопинских мастеров, украшающие интерьеры наших жилищ и знакомые нынешним ученикам с раннего детства. С работами мастеров школьники могут встретиться в ходе экскурсий на предприятие ЗАО «Скопинская художественная керамика» и в краеведческий музей или музей гончарства. В дни Международных фестивалей гончаров, проходивших в Скопине, самые высокие образцы народного искусства можно было увидеть на многочисленных выставках и просто на улицах города, где разворачивались ярмарки гончарных изделий. Ценность уроков изобразительного искусства заключается, прежде всего, в наличии организованной учителем художественно-творческой деятельности детей. Именно через практическую работу, приобщаясь к миру творцов, созидающих красоту, учащиеся начинают ощущать свойства гармонии.
При изучении темы «Скопинская керамика», в ходе ее теоретической части необходимо организовать не только интересную беседу с учащимися, но обязательное созерцание, разглядывание ими произведений скопинских гончаров. Весьма позитивную реакцию вызывает у детей показ на уроке не только фотографий (на плакатах и слайдах), но прежде всего реальных предметов: подсвечников, фигурных сосудов, свистулек. Ученики сразу узнают стиль предметов, подобный стилю не раз встречавшихся им раньше изделий местного народного промысла. Школьники радуются встрече с ними как со старыми друзьями, активно идут на контакт с учителем, рассказывая о том, где и когда уже видели подобные изделия. Как правило, на таких уроках выясняется, что в классе есть ребята, чьи родственники имеют самое непосредственное отношение к промыслу. Им есть о чём рассказать одноклассникам. Порой на следующее занятие учащиеся приносят из дома поделки народных мастеров, с гордостью демонстрируя их сверстникам. Дети начинают сравнивать формы, цветовой строй и декор изделий, находящихся в классе, с теми, что есть у них дома. В беседе выявляются характерные качества произведений гончарного искусства скопинских мастеров.
Мы начинаем проводить уроки на тему «Скопинская керамика» в IV классе. Они входят в блок уроков «Народные промыслы России», который несколькими подблоками представлен в каждом классе начальной школы. Изучение скопинской керамики отнесено нами на последний год обучения школьников в начальном звене потому, что выполнение изображений скульптурных посудных изделий является для учеников весьма трудным занятием. Поэтому при рисовании с натуры в качестве предметной постановки выбирается сосуд самой простой формы. Обучение грамотному построению изображения ведётся «под диктовку» учителя, т. е. с выполнением педагогического рисунка мелом на доске. При этом в ходе индивидуальной работы преподавателя с учащимися осуществляется поэтапный контроль качества рисунков детей. Такой вид практической деятельности следует выбирать, если к моменту начала изучения темы наблюдается явное отставание в освоении школьниками методов рисования с натуры. Однако, стремясь повысить творческую активность четвероклассников, в качестве практической работы учитель может предложить им выполнить декоративный рисунок — эскиз сосуда или подсвечника. Чтобы помочь юным художникам справиться с заданием, желательно раздать им шаблоны (так сказать, элементы типового образца) для построения изображения центральной симметричной части предмета. Затем каждый ученик самостоятельно должен выполнить изображения деталей: носика, ручки, декоративных фигурных выступов («налепочков»), лепных скульптурных фигурок животных и фантастических существ. Такая работа сродни творческому варьированию мастера народного художественного промысла, когда внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое или иное художественное решение не приводит к снижению художественного уровня изделия в сравнении с его типовым образцом. Опыт общения с детьми позволяет мне сделать вывод о том, что фольклорный характер скопинской керамики оказывается чрезвычайно созвучным детским формам самовыражения в рисунке. Следующая часть задания может состоять из заливки рисунка ровным тоном (например, чёрным) для получения силуэтного изображения или из заливки изображения жёлтой, зеленой и коричневой красками с последующей проработкой кистью простейших орнаментов декора.