Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (15, 14).

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (10, 29).

С распространением новой гуманистической парадигмы мышления в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение придает­ся воспитанию человека нравственного, духовного, с гармоничным, позитив­но направленным мышлением, умеющим самостоятельно определять свое место в системе «природа - общество», принимать решения, ставить цели, выбирать адекватные им средства, прогнозировать результаты своих дейст­вий, устремленного к познанию красоты, творчеству, самосовершенствова­нию. Кроме того, важно понимание тех принципов, условий и механизмов, которые способствуют сознательному процессу становления личности, само­реализации ее во всех сферах жизнедеятельности.

Степень разработанности темы. В результате теоретических и экспериментальных исследований данной проблемы в философской, психологической и педагогической литературе можно выделить два подхода к ее решению. С одной стороны, это исследо­вание взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания, их единства, сущности, способов развития нравственно-эстетических представлений. С другой - изучение вопроса об образном мышлении, особенностях его влияния на формирование нравственно-эстетических представлений детей.

Различные аспекты связи нравственного и эстетического широко отра­жены в работах таких ученых, как Л.В. Алехина, В.Ф. Асмус, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, А.Е. Егоров, А.Ф. Еремин, Л.Д. Завьялов, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.А. Разумный, Г.Л. Смирнов, Б.Ф. Сикорский и др. Проблемам нравственного и эстетического воспитания посвящены труды ША. Амонашвили, В.В. Зеньковского, Д.Б. Кабалевского, Б,М. Йеменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского. В ра­ботах вышеназванных авторов главным оказывается понимание нравственно­го и эстетического как компонентов целостной системы, формы которой ме­няются в процессе исторического развития.


Одновременно становится все более очевидным противоречие между назревшей в практике необходимостью формирования нравственно-эстетических представлений детей и недостаточной разработанностью науч­ных и программно-методических основ их развития. С учетом этого был сде­лан выбор темы исследования, посвященного изучению эстетического развития ребенка в системе дополнительного образования.

Цель исследования - Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.

Объектом исследования является нравственно-эстетическое воспита­ние учащихся начальной школы.

Предметом исследования выступает процесс развития нравственно-эстетических представлений младших школьников посредством народного искусства.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследова­ния поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эстетическую культуру как компонент общечеловеческой и национальной культуры;

- раскрыть задачи эстетического воспитания;

- определить эстетическое воспитание как процесс развития способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в природе труде общественной жизни;

- исследовать источники воспитания эстетической культуры;

- проанализировать деятельность как основной источник эстетического воспитания.

Методология исследования предполагает системный подход, комплексный анализ, логический подход.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников

1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.


Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы «, то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Эстетическая культура является проявлением, конкретизацией культуры вообще. Культура понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизне­деятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности.

Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа».

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Эстетическая культура субъектов общества (включая и отдельную личность) выступает элементом духовной культуры.

Духовная культура общества включает:

- воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

- народную художественную культуру;

- искусство как профессиональный вид художественного творчества;

- эстетическую культуру;

- культуру научной жизни;

- культуру образования;

- культуру воспитания;

- культуру свободы совести;

- культуру нравственно-духовной жизни;

- информационную культуру.

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в эстетической культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.


Иначе говоря, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Структуру эстетической культуры личности составляют:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Таким образом, очевидна важность целенаправленного эстетического воспитания и формирования в школьниках эстетического восприятия.

1.2. История эстетического воспитания школьников в России

На протяжении веков в России существовал вид искусства, в котором отечественная элита достигла небывалых высот. Называлось оно выражением верноподданнических чувств. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на челобитные даже самых высокопоставленных вельмож Руси времен царствования Рюриковичей и первых Романовых. Одним из способов наглядной демонстрации беспредельной преданности государю было и украшение домов его изображением.

Правда, из-за дороговизны живописных полотен позволить его себе могли только самые состоятельные представители дворянства и купечества. Однако с развитием в петровские времена печатного дела и граверного мастерства круг лиц и присутственных мест, имевших возможность приобрести изображение царствующей особы, значительно расширился.


В учрежденной при Академии наук Гравировальной палате изготовлялись портреты императоров, императриц и их родственников, пробные отпечатки с которых отправлялись в Правительствующий сенат. И если не требовалось исправлений, портреты печатались в сотнях экземпляров и продавались в Академической книжной лавке.

Так, 18 июля 1740 года советник Академии наук И. Д. Шумахер доложил Сенату:

«Портреты блаженныя и вечнодостойныя памяти их И. В. Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Государя Императора Петра Второго и ныне благополучно самодержавствующия Государыни Императрицы Анны Иоанновны… нагрыдорованы и напечатаны».

И спрашивал: «Коликое число повелено будет оных портретов печатать?»

Из записей Шумахера того же года узнаем, что бухгалтеру и заведующему Книжной палатой Прейсеру было приказано, чтобы он «напечатанный Ея И. В. портрет в продажу употреблял ценою по два рубля». (Мастер переплетной палаты получал тогда 60 руб. в год, а его ученики — по 16 руб.)

После восшествия на престол Елизаветы Петровны в Художественном департаменте Академии наук с каждым годом прибавлялось работы. Избавление России от немецкого ига, которое изнуряло страну в правления Анны Иоанновны и регентши Анны Леопольдовны, вызвало широкое распространение моды на портреты самодержицы. А императрица желала, чтобы подданные знали ее в лицо.

К 25 ноября 1742 года для празднования первой годовщины восшествия Елизаветы Петровны на престол возводились триумфальные ворота, главным украшением которых должны были быть портреты «дщери славного Петра».

4 ноября 1742 года из Комиссии строения триумфальных ворот в Академию наук пришла «промемория»:

«Сего ноября 3-го дня господин генерал-лейтенант и кавалер де Генин комиссии предложением своим представил: понеже де речь носится, что маляры, которые для малевания портретов от академии приняты, весьма худою работою делают и токмо портят, и время напрасно проходит, а портреты несходны, и из протчих де картин по тому ж нечистою работою намалеваны, а деньги де за те портреты и картины в выдачу определены немалые».

И генерал-лейтенант просил Академию наук, «чтоб она за теми малярами имела крепкое смотрение, дабы означенные портреты Ее И. В. сходны и протчие картины хорошею работою сделаны были, а при приеме б оные чрез искусных маляров свидетельствовала: будет ли стоить их худая работа той цены, что обещано им в выдачу произвесть, или что они за то оценят, дабы деньги напрасно не истратить и Ее И. В. портреты как надлежит добрым мастерством и сходно сделаны были».