Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 3230

Скачиваний: 134

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь финансовые риски подразделяются на:

  • ценовой – риск, из-за изменения цены на финансовый актив;
  • кредитный – риск, связанный с невозможностью заемщика платить по своим обязательствам;
  • валютный – риск, вследствие изменения курса валюты, ее конвертации;
  • риск ликвидности – риск продажи финансового актива, то есть при невозможности продать актив, не уменьшая его стоимости;
  • риск платежеспособности – риск, возникающий при затруднении погашения сумм по долгосрочным обязательствам;
  • операционный риск – в связи с деятельностью финансовых институтов и возможной недобросовестной работой персонала;
  • инфляционный – риск, в случае изменения макроэкономического положения в стране. То есть при наличии высокой инфляции прибыль инвестора может быть значительно уменьшена [4, с. 143].

Операционный риск может быть:

  • транзакционный – риск, на основе ошибок в бухгалтерском учете, в расчетах;
  • риск операционного контроля – риск, при наличии мошенничества на предприятии, совершения сделок, противоречащих общим принципам;
  • риск систем – риски, связанные с программным обеспечением, отказом систем коммуникаций [4, с. 143].

2. По признаку возможного результата коммерческие риски делятся на:

  • чистые риски – вероятность получения убытка или выхода в ноль;
  • спекулятивные риски – это часть коммерческих рисков, от которых можно получить как положительный, так и отрицательный результат.

3. По признаку основной причины возникновения коммерческие риски делятся на:

  • природно-естественные – риски в случае проявления сил природы;
  • экологические – риски, связанные с последствиями загрязнения окружающей среды;
  • политические – риски, возникающие из-за разной политической ситуации в стране;
  • транспортные – риски, в случае перевозки груза транспортным средством [10, с. 19].

Источниками возникновения коммерческого риска могут быть:

1. Недостаточно собранной информации о проблеме, для которой происходит выбор решения, так как информация имеет свойство меняться практически постоянно. Чем ниже качество получаемой информации для выбора решения, тем выше будет риск нежелательных последствий этого решения.

2. Недостаточность существующих ресурсов, для реализации решения.

3. Случайность. Многие процессы вследствие хозяйственной деятельности могут в одинаковых условиях происходить по-разному, то есть существует определенная случайность. Предвидеть окончательный вариант наступления ожидаемого результата.


4. Возможность стихийных бедствий, их спонтанность. Могут стать причиной возникновения непредвиденных расходов на их устранение.

5. Возникновение конфликтов. Эта причина появления рисков может быть от войн и межнациональных конфликтов до конфликтов или противоречия интересов.

В результате войны компания может лишиться возможности экспортировать или импортировать товар, а также существует вероятность заморозки активов, находящихся в другой стране [8, с. 63].

Вследствие конкуренции недобросовестный предприниматель может подпортить деятельность конкурента за счет различных факторов (клевета, нанесение ущерба, незаконные действия, подкуп и взяточничество) Благодаря научно-техническому прогрессу, возможно, предсказать какое будет развитие науки и техники в ближайшее время можно практически точно, но определить последствия от этого развития невозможно.

При этом наличие коммерческого риска в хозяйственной деятельности предприятий необходимо обеспечения выбора новых путей воздействия на экономическую ситуацию, обеспечение сбалансированности планирования, финансово-кредитных отношений, ценообразования [11, с. 96].

Таким образом, на основании приведенных данных, возможно, сформулировать следующие выводы:

  • Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
  • Коммерческий риск возникает в силу неопределенности воздействия всех факторов внешней среды на коммерческую деятельность. Наличие коммерческого риска - это оборотная сторона экономической свободы, своеобразной платы за нее. Свобода предоставляется всем предпринимателям, свободе коммерсанта - предпринимателя сопутствующая одновременно свобода и других продавцов, и потребителей, поэтому с развитием рыночных отношений возрастает и неопределенность коммерческого риска.
  • Коммерческие риски являются неизбежными в работе любой организации. Риск может рассматриваться в финансовых показателях, а значит, оказывать определенное воздействие на риски необходимо при помощи различных финансовых инструментов.

2. Оценка и минимизация коммерческих рисков


2.1. Методы оценки коммерческих рисков

В основе управления риском, направленного на снижение вероятности наступления негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, характеризующая степень неопределенности результата производственно-хозяйственных операций. Оценка риска представляет собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска.

Абсолютное выражение риска определяется величиной вероятных потерь в стоимостном и физическом измерении. Относительное выражение риска предусматривает отнесение величины потерь к определенной базе (имущественному состоянию предпринимателя, общим ресурсозатратам, ожидаемой прибыли и т.п.) [8, с. 63].

Оценка ожидаемых рисков должна быть непредвзятой и строгой в математическом, экономическом смысле. Расчет их величины требует от специалиста в области статистики, теории вероятности высокой квалификации, опыта. Профессиональную аналитику рисков рекомендуется проводить перед совершением жизненно важных для бизнеса операций.

Приблизительная оценка рисков может быть сделана любым предпринимателем самостоятельно. Как правило, она предшествует любой сделке.

Существует два вида оценки коммерческого риска – количественный и качественный [8, с. 63].

Качественная оценка (анализ рисков) направлена на установление существования различных видов риска, определяющих их факторов и причин. Результатом качественной оценки является система рисков. Как правило, картографирование рисков предшествует их количественной оценке. Картографирование позволяет ранжировать причины и области воздействия рисков по степени их влияния на конечные результаты деятельности предприятия.

Количественная оценка проводится на основе результатов качественной оценки рисков. Процесс количественной оценки состоит в определении вероятности воздействия риска и характера его влияния на показатели деятельности предприятия. Методы оценки риска отражены на рис. 2.

Рис. 2. Методы оценки риска [8, с. 64]

Задача качественной оценки состоит в определении видов риска и факторов, которые влияют на их динамику. Качественный анализ должен проводиться во время разработки бизнес-плана, с путями минимизации рисков.

Различают такие методы оценки коммерческого риска:

1. Статистический метод. Это количественная оценка риска благодаря использованию методов математической статистики. Главными методами есть вероятность, дисперсия, коэффициент вариации и т.д. По существу, статистический метод изучает статистику прибыли и убытка на производстве, составляется предполагаемый результат в будущем. Для реализации данного метода оценки коммерческого риска необходимо иметь большое количество данных, которые не всегда имеются в распоряжении компании. При использовании этого метода сбор данных и их обработка может быть очень дорогой [15, с. 73].


2. Экспертный метод. Может быть использован при недостатке статистических данных. Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполность и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели [16, с. 128].

Таким образом, для оценки этим методом коммерческого риска требуется учет мнений специалистов – экспертов, с данными о вероятности возникновения потерь. Каждый эксперт оценивает вероятность наступления рисков по шкале:

0 – несущественный риск;

25 – рисковая ситуация, скорее всего не наступит;

50 – о возможности рисковой ситуации ничего определённого сказать нельзя;

75 – рисковая ситуация, вероятнее всего, наступит;

100 – рисковая ситуация точно наступит.

Для того чтобы минимизировать главенствующее мнение лидера, оценивание проводят анонимно. После подведения итогов результаты оглашаются каждому эксперту, не говоря об оценках остальных, таким образом, экспертизу повторяют.

Граничные величины вероятности риска получения убытков по инвестициям:

  • для инвестиций, отягощенных допустимым риском – 0,1;
  • для инвестиций, отягощенных критическим риском – 0,01;
  • для инвестиций, отягощенных катастрофическим риском – 0,001.

3. Метод дерева решений. Метод используется в том случае, если известны все действия, которые нужно предпринять при принятии решения [16, с. 131]. Сущность этого метода – построение графиков всех вариантов решений, то есть дерева решений. Объективные и субъективные оценки отображают по ветвям дерева, учитывая при этом вероятность будущих результатов. Вдоль построенных ветвей оценивается путь, а потом выбирается тот, по которому существует вероятность получения наивысшей прибыли [16, с. 132].

4. Метод аналогий. В данном методе применяются базы данных о рисках аналогичных проектов и сделок. На практике, возможно, совместить все три метода (статистический, экспертных оценок и метод аналогий) в один – комбинированный.

Представленные концепции оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Возможности применения рассмотренных подходов для оценки рисков деятельности предприятия зависят от соответствия методики определения воздействия риска определенным условиям, свойствам экономической среды, наличия исходных данных, уровня неопределенности, сложности развития ситуации риска. Результаты статистической, аналитической, экспертной оценки риска являются основой для принятия решений по управлению рисками.


2.2. Минимизация коммерческих рисков

В условиях риска принимается большое количество управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью предприятия. Очевидно, что для успешной деятельности предприятию необходимо внедрять технические новшества, но это усиливает риск. Без знаний о риске предприниматель не сможет оценить возможности предприятия и разработать подходящую стратегию развития [4, с. 46].

Управление коммерческими рисками осуществляется с целью минимизации их неблагоприятного влияния на результаты деятельности предприятия. Такое управление подразумевает процедуры идентификации, отбора, оценки, планирования путей минимизации, реализации, мониторинга и коррекции. При этом коммерческие риски снижаются в ходе анализа всех возможных альтернатив. Этапы работы с рисками выстраиваются в логическую модель событий, которая показана на рис. 3.

Рис. 3. Алгоритм аналитической работы по поиску путей снижения коммерческих рисков [4, с. 48]

Рассмотрим основные этапы аналитического блока управления данной группой рисков.

Перед оценкой рисков требуется, чтобы они были идентифицированы и ранжированы по возможной опасности, и для них подобраны соответствующие методы. Показатели оценки имеют особое значение с позиции ясности размера капитала, подлежащего резервированию для покрытия потенциальных потерь. Кроме того, расходы могут потребоваться для превентивной минимизации рисков на начальных этапах инвестирования [9, с. 160].

Вторым шагом аналитического алгоритма является анализ коммерческих рисков. В ходе реализации анализа становится понятным, за счет каких вариантов альтернативного воздействия на коммерческие риски получится добиться их снижения. Механизмы нейтрализации коммерческих рисков запускаются после завершения выбора путей их нивелирования.

Существуют следующие варианты снижения рисков:

1. Страхование рисков.

2. Резервирование финансовых капиталов.

3. Лимитирование размеров финансовых операций, в том числе за счет применения рейтингов кредитоспособности.

4. Хеджирование, т.е. минимизация ценовых рисков. Данное понятие подразумевает набор действий с целью зафиксировать цены на определенном уровне. Хеджирование делится на биржевые и внебиржевые инструменты.