Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 3472

Скачиваний: 144

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Диверсификация как способ распределения активов между различными инструментами с различным уровнем риска [21, с. 228].

В завершение аналитического блока запускаются выбранные механизмы нейтрализации коммерческих рисков. Принимается ответственное решение по минимизации риска. Среди множества альтернатив может быть выбраны несколько оптимальных, часто сочетающихся во взаимодополняющих комбинациях. Это позволит предприятиям эффективнее маневрировать на рынке и быть в целом успешнее.

Итак, под коммерческим риском предприятия понимают возможность наступления неблагоприятных событий вследствие неопределенности условий ведения деятельности или в результате принятого решения.

Следует отметить, что лишь комплексное использование, а также взаимное дополнение одних методик оценки рисков при помощи других способно в последствии обеспечить многогранное, а также как комплексное, так и эффективное управление коммерческим риском [18, с. 11].

Управление коммерческими рисками осуществляется с целью минимизации их неблагоприятного влияния на результаты деятельности предприятия. Такое управление подразумевает процедуры идентификации, отбора, оценки, планирования путей минимизации, реализации, мониторинга и коррекции.

Для осуществления эффективной деятельности предприятия необходимо постоянно анализировать финансовое состояние предприятия, при этом основным объектом исследования являются риски, а также пути их снижения. На рис. 4 представлены основные методы нейтрализации рисков.

Рис. 4. Механизмы нейтрализации коммерческих рисков [21, с. 230]

В виду ограниченности данного исследования рассмотреть все способы минимизации коммерческих рисков не представляется возможным. Рассмотрим более подробно хеджирование и диверсификацию.

Хеджирование валютного риска – это защита валютных операций, которые основаны на фиксировании текущей стоимости валюты.

Хеджирование, является гарантией для компаний при изменении курса валют. Происходит сокращение валютных рисков, что приводит к дальнейшему планированию последующей деятельности [19, с. 47].

Хеджирование – это операции, которые направлены на снижение возможных рисков и получение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы – прибыли.

Основные методы хеджирования:

1. Форвардные сделки (срочные) – применяются при совершении покупки или продажи валюты. Данный вид сделки позволяет зафиксировать курс валют. Минусом в форвардных операциях является невозможность использовать изменения, которые произошли после подписания сделки (снижение курса иностранной валюты).


2. Валютный обмен (своп) – операции, которые происходят при покупке валюты за наличные средства. В данном случае, валютная позиция закрывается, что приводит к сокращению валютного риска.

3. Валютный опцион – сделка, которая осуществляется между покупателем опциона и продавцом валюты. Данный метод позволяет, покупателю опциона купить или продать по установленному курсу валюту в четко оговоренные и прописанные сроки. Одна из сторон опционной сделки, имеет право выбрать для себя более приемлемые условия по выполнению предусмотренных обязательств. При этом вторая сторона опционной сделки получает вознаграждение. Покупатель сохраняет за собой право отказаться от покупки валюты, при условии, что за это продавцу выплатит премию в виде отступных. К такому виду сделкам покупатель может прибегнуть, когда он сомневается в увеличении курса валюты [19, с. 48].

В условиях нестабильности внешней среды, наиболее радикальным методом снижения риска является диверсификация.

Диверсификация – это метод, при котором предприятие использует свои средства в разных сферах, чтобы в случае потери одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Он является последовательным, рациональным, а также недорогостоящим и мало затратным.

Следовательно, диверсификация направлена на рассеивание рисков и не на их ликвидацию, а минимизацию. Все это связано с действием внешней среды на деятельность предприятия. Выделяют основные формы диверсификации коммерческих рисков предприятия [21, с. 158]:

  • Диверсификация видов финансовой деятельности;
  • Диверсификация валютного портфеля (« валютной корзины»);
  • Диверсификация депозитного портфеля;
  • Диверсификация портфеля ценных бумаг;
  • Диверсификация процедур реального инвестирования.

Так, диверсификация видов коммерческой деятельности, предусматривает получение дохода от различных финансовых операций – краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля и т.д.

Диверсификация валютного портфеля предусматривает выбор нескольких валют, для проведения внешнеэкономических операция. Диверсификация депозитного портфеля предполагает размещение в нескольких банках на хранение временно свободных денежных средств. Диверсификация портфеля ценных бумаг позволяет снизить уровень несистематического риска портфеля при этом, не уменьшая уровень доходности данного портфеля ценных бумаг [21, с. 158].

Диверсификация процедур реального инвестирования предусматривает включение в программу инвестирования разнообразные проекты инвестирования с региональной и отраслевой направленностью, что позволяет снизить инвестиционный риск.


Исходя из вышесказанного, можно увидеть все многообразие форм диверсификации коммерческих рисков, что позволит обезопасить предприятия от различных «рисковых» ситуаций в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Видовая диверсификация рисков включает в себя различные активы, валютная – различные виды валют, транзитная – это различные способы вывода капитала, инструментальная представляет собой разные инвестиционные инструменты, а институциональная – разнообразные финансовые институты [3, с. 270].

Таким образом, в процессе деятельности предприятия необходимо уделять внимание всем коммерческим рискам, а также своевременно их выявлять и предупреждать.

Подводя итог, необходимо сказать, что существуют различные способы нейтрализации коммерческих рисков предприятия, но наиболее простым и менее затратным является, диверсификация, которая выборочно влияет на снижение последствий риска и обладает нарастающим эффектом в преодолении коммерческих рисков. Поэтому в современных условиях нестабильности внешней среды, диверсификация является ключевым инструментом, так как при использовании нового подхода управления рисками можно достичь максимального результата финансово-хозяйственной деятельности при минимальных затратах.

Таким образом, на основании рассмотренного материала, возможно, сделать следующие выводы:

Концепции оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Возможности применения рассмотренных подходов для оценки рисков деятельности предприятия зависят от соответствия методики определения воздействия риска определенным условиям, свойствам экономической среды, наличия исходных данных, уровня неопределенности, сложности развития ситуации риска. Результаты статистической, аналитической, экспертной оценки риска являются основой для принятия решений по управлению рисками.

Управление коммерческими рисками осуществляется с целью минимизации их неблагоприятного влияния на результаты деятельности предприятия. Управление коммерческими рисками осуществляется с целью минимизации их неблагоприятного влияния на результаты деятельности предприятия. Такое управление подразумевает процедуры идентификации, отбора, оценки, планирования путей минимизации, реализации, мониторинга и коррекции. Наиболее простым и менее затратным способом нейтрализации коммерческих рисков предприятия является, диверсификация, которая выборочно влияет на снижение последствий риска и обладает нарастающим эффектом в преодолении коммерческих рисков.


3. Оценка коммерческих рисков компании ООО «Евроклимат» и способы их минимизации

3.1. Характеристика компании ООО «Евроклимат»

ООО «Евроклимат» представляет собой динамично развивающуюся бизнес-структуру климатического рынка. На сегодняшний день сфера деятельности ООО «Евроклимат» охватывает весь комплекс профессиональных инжиниринговых услуг в области проектирования, комплектации, монтажа, пусконаладочных работ, гарантийного и сервисного обслуживания систем кондиционирования, вентиляции, отопления. Сфера деятельности предприятия – торговля.

ООО «Евроклимат» один из самых известных дистрибьюторов климатического оборудования на территории России и стран СНГ. Компания поставляет широкий спектр бытового и профессионального оборудования ведущих мировых брендов Gree, Rover, Kitano, MTA, Hidria и Тепломаш.

Миссией предприятия является предоставление своим клиентам максимально полного комплекса товаров и профессиональных услуг на рынке климатического оборудования.

В соответствии с миссией сформулированы следующие цели предприятия: построение надежной, продуктивной, инновационной модели сотрудничества со своими дилерами и партнерами, максимальное внимание к потребностям каждого клиента.

Компания проводит активную маркетинговую политику, является одним из учредителей Ассоциации Предприятий Индустрии Климата (АПИК) и награждена Почетным Знаком АПИК, входит в Ассоциацию Инженеров по вентиляции, отоплению и кондиционированию (АВОК) и является обладателем Почётного диплома АВОК «За успехи в инженерном искусстве», ежегодно участвует в различных климатических выставках и конференциях. Деятельностью предприятия, формирующей поток доходов, является продажа, проектирование и сервисное обслуживание климатической техники, в том числе ее систем.

Таким образом, конечный продукт предприятия предполагает организацию его массовой продажи безличному потребителю (продажа оптом и в розницу климатической техники), при одновременном учете особенностей того или иного заказчика (проектирование и установка систем).


Все оборудование, поставляемое компанией ЕВРОКЛИМАТ, отличается высоким качеством и энергоэффективностью, соответствует европейским стандартам BTQI, TUV, Eurovent, DIN, UL, CE, имеет сертификат соответствия «Росстандарт», изготовлено на лучших предприятиях в своей отрасли с системами сертификации качества ISO 9001 и экологии ISO 14001.

Представляемое климатическое оборудование по своим функциональным возможностям полностью отвечает современным требованиям рынка, и адаптировано к российским условиям.

В состав компании входят: департамент продаж бытовых и полупромышленных систем кондиционирования:

  • Евроклимат-Регион, департамент продаж профессионального климатического и вентиляционного оборудования;
  • Евроклимат-ПРОФ, технический центр,
  • сервисный отдел,
  • консультационный центр,
  • учебный центр,
  • отделы маркетинга и рекламы.

Таким образом, была кратко охарактеризована деятельность ООО «Евроклимат» как объекта исследования. Перейдем к идентификации и оценке коммерческих рисков рассматриваемого предприятия.

3.2. Анализ коммерческих рисков компании ООО «Евроклимат»

Оценка коммерческих рисков будет проводиться экспертным путем. Экспертные оценки будут включать балльную оценку вероятности наступления рискового события (от 0 до 5, где 0 – невероятное событие; 5 – реальное событие), а также балльную оценку величины возможного ущерба (от 0 до 5, где 0 – отсутствие ущерба; 5 – ущерб, равный величине активов предприятия).

Для начала рассмотрим коммерческие риски, связанные с воздействием форс-мажорных обстоятельств. Форс-мажорные обстоятельства рассматриваются как в отношении РФ, так и в отношении стран, в которых находятся основные производственные мощности поставщиков климатической техники. Вероятность возникновения оценивается как 1; ущерб от возможной реализации рискового события достаточно велик – 4.

ООО «Евроклимат» является одним из ведущих игроков рынка розничных продаж климатических систем. В то же время следует отметить, что на рынке климатической техники отмечается довольно высокая степень конкуренции, в том числе и со стороны крупных фирм, а также сетевых магазинов электроники. Таким образом, возникает риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на климатическое оборудование вследствие вытеснения его конкурирующими товарами. Вероятность наступления равна 2, так как рассматриваемое предприятие является одним из лидеров рынка с давней положительной репутацией. Ущерб от реализации рискового события оценивается как 3, что связано с широкой диверсификацией товара фирмы.