Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самоорганизация местного самоуправления, которая, по сути, предназначена для Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 году, потерпела неудачу.

В новом феодальном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учитываются реликты, суть которых заключается в непреодолимых традициях централизованного государства, патерналистских устремлениях значительной части общества, низкий уровень политической культуры этой части общества, его привлечение к сильной личной власти Верховного правителя, единственная возможность справиться с экономическими и социальными проблемами, вызванными процессами социальной реконструкции. [19, c. 101]

Государственная власть, представленная законодателем, централизует правовое регулирование вопросов местного самоуправления не на федеральном уровне.

Одним из основных направлений инноваций, предложенных Федеральным законом, является интеграция местного самоуправления в систему государственных органов.

Речь идет не о поглощении муниципалитетов государством, а об уничтожении формальных барьеров между двумя системами органов, которые препятствуют их взаимодействию и взаимной ответственности.

Федеральный закон определяет основную возможность осуществления государственными органами в установленных пределах и в особых случаях полномочий местных органов власти и устанавливает строгие условия для осуществления местными властями определенных полномочий.

Оставаясь, как и прежде, в общей системе государственной власти, местные органы власти продолжают действовать в соответствии с политикой государства в различных областях.[8, c. 45]

В этой связи существует проблема соблюдения ряда положений закона конституционными нормами.

Местный уровень власти является самым коротким и самым прямым способом решения неотложных жизненных проблем современного человека. Эффективность органов власти оценивается по элементарным, ясным для каждого критерия - тепло в домах, уличное освещение, качество дороги, транспортная поддержка и т. д.

В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления.

В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах.

Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом.


Несмотря на признание муниципальной реформы в качестве приоритета для Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, переход к новой конституционной модели местного самоуправления в нашей стране явно затянулся.

До сих пор в сфере юридического сопровождения деятельности существуют проблемы, поскольку основными причинами, которые сдерживают развитие местного самоуправления в Российской Федерации, можно назвать:

* недооценка, недопонимание и часто ошибочное представление о сущности местного самоуправления, его чрезвычайное значение в демократической трансформации общества;

* низкий уровень научно-методического обеспечения местного самоуправления;

* отсутствие опыта местных властей в области независимого управления в системе рыночных отношений;

* отсутствие реальной ответственности государственных должностных лиц.

Вкратце, проблемы нынешней системы местного самоуправления можно сформулировать с фразой: «Недостаточное финансирование, демократия и ответственность».[22, c. 30]

Исключение и предотвращение этих причин является важной задачей реформы местного самоуправления в стране.

Местные власти часто обвиняются в том, что решение простейших вопросов жизнеобеспечения, таких как водоснабжение, ремонт канализации, получение необходимой информации и т. д., а часть местных органов власти является пассивной.

Для достижения целей нового этапа муниципальной реформы всем уровням власти в ближайшем будущем придется прилагать серьезные усилия для укрепления правовых, институциональных и экономических основ местного самоуправления.

Для того, чтобы конституционное право населения осуществлять местное самоуправление, чтобы иметь свое реальное воплощение, предпосылки необходимы не только законодательного характера.

Кроме того, необходимо:

1. Наличие сознательной воли в осуществлении права на местное самоуправление.

2. Механизмы осуществления права на местное самоуправление.

3. Возможность осуществления права на местное самоуправление (независимость населения и созданных им органов).

Все три из вышеупомянутых компонентов в настоящее время находятся в процессе формирования.

Однако правовая и организационная регистрация местного самоуправления происходит намного быстрее.

Именно экономические проблемы являются основным фактором, препятствующим развитию местного самоуправления в нашей стране.

Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. 


Но именно с местных органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных законов (таких как о ветеранах), и за работу ЖКХ, и за очень многое другое… очень важно, чтобы у местного самоуправления была возможность создавать собственные источники формирования бюджета. [9, c. 45]

За счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости. При этом государственная власть - учитывая расходные полномочия муниципалитетов - могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчислений от регулирующих налогов» России надо быть сильной.

Оценивая современное состояние местного самоуправления в Российской Федерации, большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков отмечают крайне низкий уровень эффективности действующей в стране системы органов местной власти.

Несмотря на признание муниципальной реформы в качестве приоритетного направления деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, переход к новой конституционной модели местного самоуправления в нашей стране явно затянулся. До сих пор существуют проблемы в сфере правового обеспечения деятельности в качестве основных причин, сдерживающих развитие местного самоуправления в Российской Федерации:

- недооценку, недопонимание, а нередко и ошибочное представление о самой сути местного самоуправления, его чрезвычайной важности в деле демократических преобразований всего российского общества. В значительной мере именно этим обстоятельством можно объяснить инертность, пассивность населения, образующего местные сообщества, в организации эффективного местного самоуправления в муниципальных образованиях России;

- низкий уровень научного и методического обеспечения местного самоуправления.

Это проявляется, прежде всего, в отсутствии целостной теории местного самоуправления как системы научных знаний, акцентирующих внимание на проблемах территориальной самоорганизации населения.

На сегодняшний день имеются теоретические наработки лишь по отдельным вопросам местного самоуправления. [18, c. 96]

Явно недостаточным представляется и уровень методического обеспечения работ по организации местного самоуправления, формированию и применению регламентирующих и обеспечивающих функционирование местных органов власти документов.

Практически нет рекомендаций по разработке и реализации местной социальной, экологической, экономической, кадровой, научно-инновационной политики.


Отсутствие необходимых научных рекомендаций вносит в местное самоуправление значительный субъективизм и приводит к грубым ошибкам в процессе его осуществления;

- отсутствие у местных органов власти опыта самостоятельного хозяйствования в системе рыночных отношений.

На сегодняшний день многие руководители на местах не владеют стимулирующими методами управления и в большинстве случаев придерживаются иждивенческой позиции, связывая перспективы подъема экономики своего муниципального образования в первую очередь с увеличением объемов бюджетного финансирования, а не с возможностью «зарабатывания» собственных средств.

Таким образом, существование структур местного самоуправления с экономической и дееспособностью с активным участием может привести к созданию эффективного местного самоуправления и, следовательно, к стабильному прогрессивному развитию русского общества и российского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия сейчас находится в начале долгого и трудного пути к новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, новая Конституция в России создала реальные возможности для развития современных моделей местного самоуправления.

Цель исследования была достигнута за счет выполнения задач. В результате исследования можно сделать ряд выводов:

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских и других районах с учетом исторических и других местных традиций.

Процесс становления местного самоуправления в России сложный и противоречивый.

Его развитие сдерживается, прежде всего, экономическими причинами, отсутствием необходимых материальных предпосылок для осуществления местного самоуправления, отсутствием приверженности взаимодействию местного самоуправления с хозяйствующими субъектами.

В то же время мы можем теперь с уверенностью сказать, что этот институт демократии установлен в нашей стране.

На федеральном уровне и почти во всех регионах Федерации существует правовая основа, определяющая статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных общин, указана система муниципалитетов. Фактически, структура органов местного самоуправления завершена.

Недавняя социальная ситуация позволяет нам надеяться на постепенное повышение общественного интереса к осуществлению местного самоуправления, а именно:


- активизация научного мира в обсуждении теории вопроса; и значительное увеличение числа социальных и политических организаций, которые рассматривают вопрос о реализации самоуправления в качестве программных требований;

- появление многочисленных научных и практических публикаций по этому вопросу, особенно в регионах;

- растущее влияние идей самоуправления среди руководителей государственных органов.

Все это говорит о том, что реальное становление местного самоуправления становится социально значимой задачей.

Анализ формирования современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более тщательного стимулирования этого процесса, поскольку переход от развития теории к практическому функционированию местного самоуправления является сложным и длинный. Современное российское общество находится в начале пути местного самоуправления, и поэтому исследования по этой теме должны быть продолжены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ от 04.08.2014. – N 31, ст. 4398.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 18.04.2018) // – СЗ РФ от 6 октября 2003 г. – №40. – Ст. 3822.
  3. Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 июня 1997 г. №568 (в ред. от 27.06.2000) // – СЗ РФ от 16 июня 1997 г. – №24. Ст. – 2741.

Учебники, монографии, брошюры

  1. Баранов А.В. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 188 c.
  2. Братановский С.Н. Основы местного самоуправления. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 167 c. 
  3. Братановский С.Н. Теория государства и права.— Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.— 248 c.
  4. Глотов С.А. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления и развития муниципального права в России. — М. : Международный юридический институт, 2013. — 304 c. 
  5. Горбунов А.П. Местное самоуправление и муниципальное управление. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 543 c. 
  6. Горбунов А.П. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.П. Горбунов, И.А. Алексеев, А.С. Прудников. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 543 c.
  7. Гребенникова А.А. Местное самоуправление в России. Некоторые вопросы становления и развития: учебное пособие / А.А. Гребенникова. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 80 c.
  8. Гребенникова А.А. Местное самоуправление: учебно-методическое пособие / А.А. Гребенникова, И.В. Лагун, М.М. Мокеев. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 87 c.
  9. Груздева И.В. Развитие местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в период 2004–2014 годов: монография / И.В. Груздева. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 327 c.
  10. Гулина В.В. Функции местного самоуправления. Институционально-правовое исследование. — М. :Русайнс, 2015. — 175 c. 
  11. Каллагов Т.Э. Правовое регулирование муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации: монография / Т.Э. Каллагов. — М. :Русайнс, 2016. — 294 c.
  12. Колоткина О.А. Теория государства и права.— Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015.— 176 c.
  13. Лаврентьев А.Р. Содержание реформы местного самоуправления в современной России. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. — 136 c. 
  14. Лаврентьев А.Р. Содержание реформы местного самоуправления в современной России: учебное пособие / А.Р. Лаврентьев. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2015. — 136 c.
  15. Лукьянова М.Н. Местное самоуправление. Методология проектирование стратегий: монография / М.Н. Лукьянова [и др.]. — М. :Русайнс, 2016. — 194 c.
  16. Мухачев И.В. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / И.В. Мухачев [и др.]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 399 c.
  17. Наумов С.Ю. Комментарий к федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 484 c. 
  18. Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.С. Прудников, Л.А. Ларина, М.В. Максютин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 271 c.
  19. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 128 c.