Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признавая и гарантируя это право, государство тем самым признает независимость местного самоуправления в пределах своих полномочий и обязуется создавать необходимые условия для осуществления этого права.

Местное самоуправление представлено как форма организации местного самоуправления, которая обеспечивает независимое решение местных проблем жизни гражданами с учетом исторических и других местных традиций. [8, c. 43]

Эта форма власти означает, что сформированные ими народонаселения и органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление муниципальными делами, ограничивая степень участия государственных структур в решении местных вопросов до максимума.[15, c. 76]

Кроме того, местное самоуправление рассматривается как способ осуществления народной власти, как образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства, а также показатель степени демократизации, зрелости общества, характеризующего его способность к самоопределению, самодеятельности.

Разнообразие позиций в толковании содержания местного самоуправления вызывает появление большого количества различных определений. [12, c. 127]

Например, Европейская хартия местного самоуправления 1985 года определяет местное самоуправление как «право и реальную способность органов местного самоуправления регулировать значительную часть общественных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах населения» (ст. 130 Конституции Российской Федерации определяет местное самоуправление как самостоятельное решение населения по вопросам местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью).[6, c. 49]

Более подробное определение местного самоуправления содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 1 этого закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления людьми своей власти, обеспечения в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и в случаях, установленных Федеральным законом законы, - законы субъектов Российской Федерации, независимые и находящиеся под их ответственностью, решение населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления местных вопросов, основанные на интересах населения, с учетом исторических и других местных традиций ».


Из определений местного самоуправления, определенных выше, логически вытекает следующее:

Во-первых, местное самоуправление не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, которое формирует местное сообщество;

Во-вторых, местное самоуправление в основном направлено на решение местных проблем. [10, c. 30]

Однако эта ориентация не означает, что муниципальные власти могут игнорировать задачи регионального или федерального значения. Но их решение должно проводиться только в соответствии с законом или с обязательной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов местным органам власти;[15, c. 77]

В-третьих, местное самоуправление основано на системе принципов, фундаментальной из которых является самозанятость;

В-четвертых, местное самоуправление предполагает использование различных форм прямого выражения воли граждан: местный референдум, собрания, собрания, муниципальные выборы и т. д.;

В-пятых, обязательным элементом местного самоуправления является присутствие избранных местных органов власти в муниципалитетах.

Таким образом, местное самоуправление является организацией местных органов власти, которая предполагает независимое решение местного населения. [8, c. 44]

Его суть заключается в признании права отдельного гражданина быть источником местного самоуправления, принимать решения по повседневным вопросам его жизни и отвечать за их последствия. [7, c. 104]

Российские ученые определили следующие основные особенности местного самоуправления:

  1. возможность независимого существования территориального образования;
  2. существование и фактическое функционирование местных представительных органов с правом представлять интересы населения и принимать решения от его имени, обязательные для участия на территории муниципалитета;
  3. возможность участия всего населения территории в процессах развития и принятия решений по всем основным вопросам местного сообщества. Для реализации этого положения важно, чтобы население муниципалитета проявляло творческую инициативу и обращалось к местным властям;
  4. выборы местных органов власти на широкой демократической основе, регулярный оборот их состава, осуществление общественного контроля над аппаратом управления. Наличие избранных органов местного самоуправления является важнейшим организационным условием его реальности и эффективности;
  5. ответственность органов местного самоуправления в пределах их компетенции за счет собственных средств.

Муниципальные власти несут ответственность за принятые решения - перед населением, перед государством, перед экономическими структурами.

Формирование конституционного государства в Российской Федерации, которая выполнена во время реформ, требует развитие и улучшение правовых баз государственного строительства и местного органа власти. Таким образом необходимо управляться и последними достижениями мировой юриспруденции, и историческим опытом российской государственности и общественного самоуправления.[20, c. 85]

Реальный и эффективный местный орган власти возможентолько в присутствии определенных предпосылок и условий, которые всего делают основания местного органа власти.[12, c. 128]

Модель местного органа власти, фиксированного в конституции Россиикак независимый уровень общественной власти и элемент гражданского общества, принимает точное и подробное правовое регулирование всех типов отношений, возникающих в этой сферекак обязательное условие.

Начало к этому процессу было положено, войдя в силу в апреле 1990Закона СССР «Об общем начале местного органа власти и местной экономики в СССР» и введение 15 декабря 1990 изменений в конституции (Основной закон)РСФСР.

Федеральный закон 1995 «Об общих принципах организации местного органа власти в Российской Федерации» должен был положить правовое начало созданию системы местного органа власти в нашей стране на принципах и стандартах конституции 1993 и европейского Устава местного органа власти.

Закон был принят в условиях оппозиции федерального центра и субъектов Российской Федерации, разногласий на уровне самого федерального центра. [5, c. 68]

Ко времени его принятия отсутствовали полное понятие системы власти в России и опыта функционирования институтов власти в демократической федерации.

В результате всех компромиссов под влиянием и давлением сообщества муниципальных политиков в нем за этим следовали, чтобы выполнить такой выбор конституционных норм и принципы создания местного органа власти, который может быть вполне признан демократичный, хотя закон и получил характер структуры.[11, c. 18]

Теперь есть радикальное преобразование местного органа власти. Федеральный закон от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного органа власти в Российской Федерации» существенно централизованное стандартное регулирование вопросов местного органа власти, передав его с региональным к федеральному уровню.

Вхождение в силу нового федерального закона принимаетсущественную перестройку законодательства относительно местного органа власти, который развился в субъектах Российской Федерации. [9, c. 44]


Правовая основа местного органа власти понята как системаинструкций, определяющих организацию, формы внедрения и гарантию местного органа власти, его задачи и функции, и также компетентности и ответственности тел и чиновников местного органа власти, их отношений с государственными органами, гражданами и их ассоциациями Российской Федерации.[21, c. 72]

Согласно Статье 4 Федерального закона 2003 года «Об общих принципах организации местного органа власти в Российской Федерации» сделана правовая основа местного органа власти:

1) обычные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законыи другие инструкции Российской Федерациивышли согласно им (декреты и заказы президента России, резолюция и заказ правительства Российской Федерации, другие инструкции федеральных органов исполнительной власти);

3) конституции (уставы), законы и другие инструкции предметов Федерации;

4) чартеры муниципалитетов, решения, принятые оместных референдумах и спусках граждан и других муниципальных юридических действий.

Такое законодательное расположение инструкцийможет быть объяснено, в частности что местный орган власти (наряду с другими формами внедрения людьми власти) обеспечивает реализацию обычного права каждого человека принять участие в управлении страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и вследствие этого факта одно из оснований любой демократической системы.

Важную роль в формировании правовой основы местного органа власти играют предметы Федерации. [4, c. 89]

Согласно конституции Российской Федерации (пункт «н» Статьи 72) учреждение общих принципов организации местного органа власти в Российской Федерацииотнесенов сферу сустава, поддерживающего Российскую Федерацию и ее предметы, который в свою очередь принимает активное развитие муниципального права в субъектах Российской Федерации. [18, c. 95]

Эта конституционная ситуация означает, что федеральный законодатель не ассигнован с исключительным правом отрегулировать всевопросы местного органа власти и предопределяет участие субъектов Российской Федерациив механизме конституционного и правового регулирования организации и функционирования этого уровня общественной власти.

Нужно отметить, что рассмотрение вопросов компетентности субъектов Российской Федерациив сфере местного органа власти, как правило, связано с исследованием проблем федерализма, и также проблем дифференцирования компетентности между Российской Федерацией и ее предметами.


В то же время не необходимо терять из виду, который главная часть полномочий субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования вопросов местного органа власти разделяет на обязательные и управомачивающие.

Обязательная компетентность чаще всего сформулирована как обязанностьсубъектов Российской Федерации в сфере местного органа власти. Часть управомачивающей компетентности оставляет позади субъекты Российской Федерации определенная свобода выбора для использования полномочий.[10, c. 31]

Все, что непосредственно не улажено в федеральном законодательстве, согласно статье 72 и 73 конституции Российской Федерации в пределах независимой компетентности субъектов Российской Федерации сферы местного органа власти. В этой части субъекты Российской Федерации независимо решают вопрос о правовом регулировании на уровне или о передаче права на правовое регулирование для уровня местных органов власти.[22, c. 29]

Таким образом организация местного органа власти во многих отношениях определенав рамках юридической фиксации общих принципов организации местного органа власти, который выполнен на федеральном уровне.

И только в определенных случаях, непосредственно определенных в Федеральном законе 2003, также, правовое регулирование вопросов организации местного органа власти позволено законами предметов Федерации.[17, c. 37]

Изучение регионального законодательства показывает, что в спецификации деятельности муниципалитетов региональные законодатели используют, обычно условия и варианты терминологии, фиксированной в конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного органа власти в Российской Федерации».

Не трудно заметить, что современное федеральное законодательствофактически не уезжало в субъектах Российской Федерации полномочий на правовом регулировании местного органа власти.

Анализ № 131-ФЗ показал, что больше чем тридцать статей фиксируют полномочия субъектов Российской Федерации на правовом регулировании местного органа властив нем.

Например, их право согласно законам сохраняется за собой для субъектов Российской Федерации, чтобы установить и изменить границы территорий муниципалитетов, ассигновать местные органы власти с отдельными государственными властями субъектов Российской Федерации, установить типы избирательных систем, которые могут примениться, выполняя муниципальные выборы и т.д. Конечно, возможно оценить от различной важности положений этих полномочий, но тот факт, что они, невозможно отрицать.[13, c. 76]