Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Понятие, сущность нотариата в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении конкретных оснований привлечения нотариусов к ответственности по рассматриваемым судебным материалам можно сказать следующее: нотариусу М. была вменена в вину передача им отдельных своих полномочий по совершению нотариальных действий сотрудникам его нотариальной конторы, в частности таких, как: установление личности обратившегося лица, выяснение дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, проверка полномочий представителя, прочтение вслух содержания нотариально удостоверенной сделки, разъяснение сторонам смысла и значения представленного ими проекта сделки; проверка соответствия воли сторон на совершение сделки и соответствия содержания представленного проекта сделки требованиям закона, подписание нотариально оформленных документов только в присутствии сотрудников нотариальной конторы.

В Основах о нотариате (ст. 8) предусмотрено право частнопрактикующих нотариусов нанимать и увольнять работников. Но на момент проведения проверки профессиональной деятельности нотариуса в данном акте не содержалось ни определения понятия нотариального действия, ни полномочий лиц, работающих в нотариальной конторе, за исключением случаев наделения полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса.

В отличие от Основ о нотариате в Правилах нотариального делопроизводства прямо регламентирована возможность передачи нотариусом отдельных своих публичных обязанностей по ведению нотариального делопроизводства лицам, работающим в его нотариальной конторе. В соответствии с п. 171 этих Правил записи в реестре регистрации нотариальных действий могут производиться не только нотариусом, но и стажером нотариуса, помощником нотариуса или другим уполномоченным на это лицом, работающим по трудовому договору у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Кроме того, из разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, данного в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О, о том, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, следует, что такие услуги, включая и составление проекта сделки, могут выполняться, помимо нотариуса, иными лицами.
Более широкое толкование полномочий работников нотариуса вытекает из ст. 1068 ГК РФ, согласно которой на нотариуса возлагается ответственность за причинение вреда его работниками при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей при условии, что они действовали или должны были действовать по заданию нотариуса и под его контролем.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование и учитывая, что трудовые функции работника определяются в его трудовом договоре с работодателем (ст. 54 Трудового кодекса), представляется, что по поручению и под контролем нотариуса его сотрудники могут совершать различные необходимые для совершения нотариальных действий публичные обязанности нотариуса, если их совершение вытекает из трудового договора этих сотрудников.


Применительно к конкретной ситуации по данному вопросу в отношении нотариуса М. позиция суда первой инстанции о том, что выводы нотариальной палаты о неоднократных нарушениях нотариусом действующего законодательства при совершении нотариальных действий достоверными доказательствами не подтверждены, представляется оправданной. Анализ рассматриваемого судебного акта свидетельствует о том, что палата не проверила оснований правовых отношений нотариуса со своими сотрудниками (трудовые или гражданско-правовые), не уточнила статуса лиц, работающих у нотариуса (помощник нотариуса или лица, содействующие деятельности нотариуса), не определила конкретных полномочий, выполняемых каждым из этих лиц, не изучила содержания трудовых договоров указанных лиц на предмет круга их полномочий, не выяснила, осуществлялся ли со стороны нотариуса контроль за выполнением его сотрудниками вмененных им полномочий, и если осуществлялся, то каким образом. Для нового рассмотрения судом ходатайства палаты о прекращении полномочий нотариуса М. вследствие нарушения нотариусом законодательства по изложенному вопросу палате следовало бы проверить все аспекты передачи нотариусом отдельных публичных обязанностей своим сотрудникам и представить по ним достоверные доказательства.
Помимо указанного, нотариусу М. было вменено в вину ежегодное совершение большого количества (более 500 тыс.) нотариальных действий, что, по мнению палаты, свидетельствует о совершении этих действий сотрудниками его нотариальной конторы, а не самим нотариусом. Никаких доказательств в обоснование и подтверждение вины нотариуса нотариальной палатой опять же представлено не было, равно как не было конкретизировано количество совершенных нотариальных действий исходя из их разновидности. В ходе судебного разбирательства было установлено лишь то, что по отчетам нотариусов Москвы, которые они ежегодно сдают в палату, средний показатель количества совершаемых ими нотариальных действий не так высок, как у нотариуса М.

Однако представляется, что сам по себе средний показатель количества совершаемых нотариусами нотариальных действий не может свидетельствовать о нарушении нотариусом М. законодательства при совершении нотариальных действий, поскольку на основании этого показателя невозможно определить оптимальные интеллектуальные и временные затраты, необходимые для совершения нотариальных действий различного вида.

Согласно трудовому законодательству для определения количества выполненной работы, расчета трудоемкости работ и стоимости затрат на виды работ используются нормы труда. В соответствии с Трудовым кодексом (ст. ст. 160, 161) для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, при установлении которых учитываются достигнутый уровень техники, технологии, организации производства и труда. По мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, нормы труда могут быть пересмотрены.
Правилами разработки и утверждения типовых норм труда (п. 3), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804, определено, что типовые профессиональные и отраслевые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.


К сожалению, в настоящее время отсутствует правовая регламентация нормирования труда нотариусов, чем и обусловлена сложность правовой оценки факта совершения большого количества нотариальных действий нотариусом М. Тем не менее представляется, что нотариальная палата для подтверждения своей позиции могла бы по аналогии воспользоваться некоторыми нормами нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России от 27 июня 1996 г. N 41б/06-74-125, и нормами нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России от 27 июня 1996 г. N 41а/06-74-124.

Законодательство о нотариате не единственное законодательство Российской Федерации, в котором имеется пробел в отношении процедуры подтверждения статуса переводчика и знания им соответствующего(-их) языка(-ов). Например, в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ст. 58), части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 97), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 25.10), Федеральном законе от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" (ст. 9) применительно к требованиям, предъявляемым к переводчику, говорится лишь о том, что переводчиком может быть лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода

В ранее действовавшей Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной Приказом Минюста РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-01, также не конкретизировался вопрос о порядке проверки полномочий переводчика. В соответствии с абзацем вторым п. 131 этой Инструкции предусматривалось, что нотариус свидетельствовал подлинность известного ему переводчика, которым был осуществлен перевод документа. Но основания, вследствие которых переводчик мог быть известен нотариусу, в Инструкции не указывались. Поэтому нотариусы при совершении данного нотариального действия удостоверялись в знании переводчиком иностранного языка либо на основании документа (диплома об окончании средней школы, диплома об окончании профессионального учебного заведения, свидетельства об окончании курсов иностранных языков и т.п.), либо со слов лица, обратившегося за совершением данного нотариального действия и подтвердившего знание иностранного языка переводчиком. В силу сложившегося обычая нотариусы до настоящего времени удостоверяются таким образом в знании переводчиком соответствующего иностранного языка не только при свидетельствовании подлинности подписи переводчика, но и при совершении иных нотариальных действий, в которых необходимо участие переводчика, за исключением переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков), которые в силу ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29 июня 2015 г.) должны иметь соответствующее образование и квалификацию.
Таким образом, представляется, что само по себе отсутствие диплома, подтверждающего знание переводчиком соответствующего иностранного языка, не является основанием для признания нарушения нотариусом законодательства, если он иным образом удостоверился во владении переводчиком иностранным языком.


Еще одним нарушением законодательства нотариусом М. палата посчитала неистребование им при удостоверении договоров об отчуждении недвижимости выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним для подтверждения принадлежности отчуждаемого имущества, наличии арестов, обременений и запрещений на день удостоверения договоров. Но обоснования необходимости истребования данных сведений либо сведения о наступлении негативных последствий для сторон сделки вследствие неистребования нотариусом указанных сведений палатой опять же, как следует из судебных решений, представлены не были.
Законодателем очень лаконично определен порядок нотариального удостоверения договоров об отчуждении имущества, права на которое подлежат регистрации. Согласно Основам о нотариате (ст. 55) нотариус вправе удостоверить такие договоры при условии представления ему документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое имущество. В соответствии с общими правилами совершения нотариальных действий нотариус также должен проверить дееспособность и полномочия граждан, обратившихся за совершением нотариального действия, законность совершаемой сделки, разъяснять сторонам сделки их права и обязанности, предупредить их о последствиях совершаемой сделки.

Согласно ГК (ст. 8 в редакции, действовавшей на момент проведения проверки профессиональной деятельности нотариуса, ст. ст. 8.1, 131) и Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. ст. 2, 14) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Проведенная государственная регистрация прав на недвижимое имущество может удостоверяться либо свидетельством о государственной регистрации прав, либо выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеющими, таким образом, равную юридическую силу. Правом выбора документа, которым будет подтверждаться проведенная государственная регистрация прав на недвижимое имущество, наделен исключительно правообладатель.
Но свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержит только информацию, имевшуюся в государственном реестре на дату проведения государственной регистрации. Все возможные последующие изменения, связанные с этим недвижимым имуществом и его правообладателем (ограничения (обременения) права, возражения в отношении зарегистрированного права, признание правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным и др.), в свидетельстве отражены не будут. Такая информация может быть получена лишь из государственного реестра: на момент проведения проверки профессиональной деятельности нотариуса - путем получения выписки из государственного реестра, с середины октября 2015 г. - путем получения необходимых сведений на основании запроса нотариуса (ст. 47.1 Основ о нотариате). Данная информация служит отчасти объективным мерилом достоверности информации о собственнике отчуждаемого имущества и о самом имуществе, а также полноты сведений, исходя из которых нотариус конкретизирует разъясняемые сторонам сделки их права и обязанности и последствия совершаемой сделки.


Однако на момент проведения проверки профессиональной деятельности нотариуса стороны могли обратиться к нотариусу с просьбой удостоверить сделку с недвижимым имуществом и без предоставления информации из реестра. Представляется, что нотариус, убедившись в дееспособности (правоспособности) участников сделки, мог удостоверить такую сделку при условии обязательного предупреждения сторон о возможности признания такой сделки оспоримой, о других ее последствиях и отражения факта предупреждения в письменном документе (договоре, заявлении сторон, реестре и др.). В связи с этим при оценке действий (бездействия) нотариуса и выборе способа привлечения его к ответственности следовало уточнить, выполнены ли бы были нотариусом другие его профессиональные обязанности при удостоверении сделки и каковы последствия такого нотариального удостоверения сделки для ее участников и третьих лиц.

В настоящее время (с 12 октября 2015 г.) законодатель упорядочил процедуру совершения нотариального действия, для которого необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, запретив нотариусу требовать от лица, обратившегося за совершением нотариального действия, указанные сведения, но наделив его полномочиями запрашивать и получать такие сведения в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (ст. 47.1 Основ о нотариате).

Стоит остановиться еще на одном обстоятельстве, определенном палатой как нарушение нотариусом законодательства. Палата указала, что нотариусом были заключены срочные трудовые договоры с работниками без учета требований ст. ст. 58, 59 Трудового кодекса. Никаких иных обоснований в подтверждение своей позиции палатой, как следует из судебного акта, приведено не было.

Вместе с тем представляется, что положения ст. ст. 58 и 59 Трудового кодекса подлежат правовой оценке во взаимосвязи с положениями ст. 20 названного Кодекса, содержащей законодательное определение институтов, понятий и терминов, используемых для целей урегулирования трудовых отношений. Так, ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса допускает возможность заключения срочного трудового договора по взаимному согласию между работодателем и работником, в том числе в случае, когда лицо поступает на работу к работодателю - субъекту малого предпринимательства (включая индивидуального предпринимателя), численность работников которого не превышает 35 человек. В свою очередь, ст. 20 Трудового кодекса относит в рамках трудовых отношений работодателей - частнопрактикующих нотариусов к индивидуальным предпринимателям. Поэтому если количество работников нотариуса М. не превышало 35 человек, то по соглашению с ними он вполне мог оформить взаимные трудовые отношения на основании срочного договора.