Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Понятие, сущность нотариата в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы организации нотариата в Российской Федерации
1.1 Понятие, сущность нотариата в Российской Федерации
1.2 Правовое регулирование деятельности нотариуса
2. Контроль, за профессиональной деятельностью нотариуса
2.1. Виды контроля, за деятельностью нотариуса и органы его осуществляющие
Что касается частнопрактикующего нотариуса К., то в качестве одного из оснований лишения ее права нотариальной деятельности палата указала нарушение законодательства при замещении нотариуса в будние дни в связи с работой нотариуса в выходные дни.
Осуществление нотариусом публичных функций по совершению нотариальных действий в выходные дни имеет своей целью обеспечение конституционных прав граждан на получение специализированной квалифицированной юридической помощи. Но осуществление этих функций не должно нарушать конституционных прав нотариуса и создавать препятствия для выполнения его конституционных обязанностей, поскольку нотариус, как и любой гражданин Российской Федерации, имеет, в частности, право на отдых, право и обязанность заботиться о своих детях и воспитывать их.
В связи с этим органы исполнительной власти города Москвы, реализуя предоставленные им Основами о нотариате (ч. 2 ст. 15) полномочия, наделили московских нотариусов правом самостоятельно организовывать работу их нотариальной конторы в выходные дни с сообщением об этом в нотариальную палату и территориальный орган юстиции (п. 1.3 Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 583-ПП "О режиме работы нотариальных контор в городе Москве").
В соответствии с редакцией ст. 20 Основ о нотариате, действовавшей на момент проведения (в июле 2013 г.) проверки профессиональной деятельности нотариуса К., в качестве уважительных причин отсутствия нотариуса, допускающих возможность его замещения, назывались отпуск, болезнь и иные обстоятельства. Дальнейшая конкретизация уважительных причин отсутствия нотариуса была дана в Положении о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой (п. 13), утвержденном решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 10 декабря 2008 г. и согласованном с Минюстом России 18 ноября 2009 г. В данном Положении не называлось в качестве уважительной причины отсутствия нотариуса осуществление им приема населения в выходные дни. Но приведенный в Положении перечень уважительных причин не являлся закрытым, и другие причины временного отсутствия нотариуса могли быть признаны в конкретных случаях уважительными территориальным органом юстиции и нотариальной палатой.
В рамках своих полномочий МГНП признала работу нотариуса в выходные дни, а также его работу в вечернее время в режиме дежурной нотариальной конторы уважительной причиной временного отсутствия нотариуса, что нашло отражение в п. 2.9 Положения о порядке наделения полномочиями лица, заменяющего нотариуса, занимающегося частной практикой, утвержденного Постановлением правления МГНП от 19 июля 2012 г. N 18.
Поэтому если нотариус К. надлежащим образом уведомила нотариальную палату и территориальный орган юстиции об организации работы ее нотариальной конторы в выходные дни, то вряд ли можно согласиться с выводом нотариальной палаты о том, что выполнение нотариусом работы в выходные дни не является уважительной причиной его отсутствия и замещения в будние дни. Применительно к конкретной ситуации при возникновении сомнения в уважительности причины отсутствия нотариуса проверяющим следовало бы проверить действительность осуществления нотариусом К. работы в выходные дни и соотнести количество выходов нотариуса на работу в выходные дни с количеством дней, в которые происходило замещение нотариуса в связи с его временным отсутствием.
Следует отметить, что в настоящее время осуществление приема населения по выходным и праздничным дням в порядке, установленном нотариальной палатой субъекта Российской Федерации, прямо указано в качестве уважительной причины временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей в Перечне уважительных причин временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей, утвержденном во исполнение новой редакции ст. 20 Основ о нотариате решением правления ФНП от 18 мая 2015 г. N 07/15.
Ходатайство нотариальной палаты о прекращении права заниматься нотариальной деятельностью было обосновано также тем, что, по мнению палаты, нотариус К. незаконно перевела денежные средства, поступившие на ее расчетный счет в банке в порядке зачисления в депозит нотариуса, во вклад (депозит) на свое имя с выплатой процентов. При этом никаких дополнительных или конкретизирующих доводов в обоснование своей позиции палатой приведено не было
В соответствии с Основами о нотариате (ч. 3 ст. 23) частнопрактикующие нотариусы вправе открывать расчетный и другие счета, в том числе и валютный, в любом банке. В то же время ГК (ст. 327) и Основы о нотариате (ст. ст. 87, 88), регламентируя основания, порядок принятия денежных сумм и ценных бумаг в депозит нотариуса и возврата их из него, не определяют самого понятия "депозит нотариуса". Правоприменительная практика исходит из разного толкования данного понятия, понимая его и как депозитный счет, и как иной по усмотрению нотариуса способ хранения переданных ему денежных сумм или ценных бумаг.
Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", как и ранее действовавшая Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", указывая на существование такого вида счета, как депозитный счет, не конкретизирует его правового режима и не определяет вида гражданско-правового договора (договор банковского счета или договор банковского вклада), который кредитная организация заключает с нотариусом для целей открытия данного счета. Более того, ни в одном нормативном правовом акте не урегулирован порядок обслуживания депозитного счета нотариуса. По мнению Центрального банка Российской Федерации (письмо от 8 декабря 2010 г. N 18-1-2-9/1558), кредитная организация, открывающая депозитный счет нотариуса, вправе в соответствующем договоре с нотариусом определить режим и особенности обслуживания данного счета с учетом законодательно установленных требований.
Представляется, что описанная ситуация с правовым регулированием депозита и депозитного счета нотариуса позволяет ему по своему усмотрению выбирать способ хранения принятых в депозит денежных средств ("кубышка" нотариуса, банковский счет, банковский вклад). В этой связи позиция Судебной коллегии о признании правомерности действий нотариуса по выбору способа хранения принятых в депозит денежных сумм представляется оправданной.
Нотариальной палатой вменялась в вину нотариусу также выдача им в нарушение требований ст. 1162 ГК свидетельств о праве на наследство на каждое имущество отдельно при отсутствии в заявлениях наследников такой просьбы.
Судебная коллегия обратила внимание на то, что данный подход основан на неправильном толковании ст. 1162 ГК, поскольку в законе не имеется конкретного указания на форму выражения наследниками своего желания о порядке оформления наследственных прав путем выдачи одного свидетельства на все наследство или нескольких свидетельств на каждый объект отдельно. Представляется, что данное судебное толкование действующего законодательства является вполне обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 и абзацем вторым п. 1 ст. 1162 ГК одним из способов принятия наследства признается подача нотариусу наследником заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Еще более конкретизирована форма заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство в Основах о нотариате. Статья 70 Основ о нотариате гласит, что для выдачи свидетельства о праве на наследство требуется письменное заявление наследников. Однако требования к содержанию такого заявления ни законом, ни иным нормативным правовым актом не установлены.
Указанное заявление может быть передано непосредственно нотариусу по месту открытия наследства или направлено ему по почте самим наследником или его представителем. Независимо от способа подачи заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство наследник может и не знать о своем праве получить отдельное свидетельство на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. Но при непосредственной передаче заявления нотариус по месту открытия наследства обязан разъяснить наследнику все его права и обязанности, последствия совершаемого нотариального действия, проверить соответствие содержания документа действительным намерениям лица. В том числе будет выяснен вопрос и в отношении количества выдаваемых свидетельств, что найдет отражение в письменном заявлении наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При передаче заявления представителем наследника или пересылке заявления по почте этого не происходит, поскольку в данном случае на заявлении свидетельствуется лишь подлинность подписи наследника (п. 1 ст. 1153 ГК), т.е. при совершении этого нотариального действия удостоверяется лишь то, что подпись на документе сделана определенным лицом, без удостоверения фактов, изложенных в документе, без проверки соответствия содержания этого документа требованиям законодательства, без разъяснения прав и обязанностей лица, подписавшего документ, и последствий совершаемого нотариального действия, без проверки соответствия содержания документа действительным намерениям лица. Вопрос о количестве выдаваемых свидетельств о праве на наследство может быть уточнен нотариусом по месту выдачи свидетельства в последующем, но лишь в устном порядке.
Таким образом, вменять в вину нотариусу неправильное применение им норм материального права в отсутствие со стороны законодателя их четкого и полного регламентирования неправомерно. В этой связи следует согласиться с выводом Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о том, что существенных нарушений законодательства, являющихся основанием для лишения нотариуса К. права нотариальной деятельности, нотариусом не допущено и, соответственно, обстоятельств, исключающих возможность продолжения нотариусом нотариальной деятельности, не имеется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нотариальная деятельность имеет огромное значение для современного российского общества, с его продолжающей формирование рыночной экономикой, становлением правового государства. Нотариус - как бы авторитетный свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает жизненные интересы множества людей и организаций. Об огромной роли нотариата в жизни общества свидетельствует его многовековая история. От работы нотариата зависит полноценное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. До недавнего времени роль нотариата в России была сведена к удостоверению доверенностей, согласий и свидетельствовании подлинности подписей на документах. Наследством занимались не все нотариусы. На современном этапе государство начинает уделять нотариату все больше внимания - появляется новый законопроект о нотариате, в ведение нотариата переходят сделки с долями в обществах с ограниченной ответственностью, с долями недвижимости, с участием несовершеннолетних и недееспособных.
Важным моментом является то, что термин "нотариальная деятельность" не закреплен в законодательстве. По мнению автора, немаловажно определить его в законодательстве. Наиболее подходящим и полным определением, на взгляд автора является следующее: нотариальная деятельность - это совершение на принципе возмездности совокупности нотариальных действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другим законодательством, целью которой является защита законных интересов и прав граждан и юридических лиц, которые являются участниками гражданского оборота. Данное понятие, по мнению автора исследования, следует закрепить в законодательстве о нотариате, в виду его отсутствия. При этом, следует особо отметить то, что нотариальная деятельность на сегодняшний день не является видом предпринимательской деятельности и не преследует в качестве основной цели получение прибыли.
В Основах четко определяется место государственного нотариата. Но на сегодняшний день этот институт практически исчез из жизни. В настоящее время запускается программа поддержки частнопрактикующих нотариусов в отделенных районах страны, что приведет к полному исчезновению государственного нотариата.
Нотариат в Российской Федерации - представляет собой стройную систему, включающую в себя как государственных, так и частнопрактикующих нотариусов, а также органы нотариального самоуправления (нотариальные палаты), которые призваны обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации и совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Здесь следует отметить наличие еще одной проблемы. Из вышеприведенного определения следует, что центральным звеном всей системы нотариата являются государственные и частнопрактикующие нотариусы. Но государственных нотариусов в российской государстве осталось очень мало (действующих - всего 17, при этом в Вологодской области - нет ни одного). Конечно, в России, в такой огромной стране, есть очень отдаленные населенные пункты, в которых было бы нерационально открывать нотариальные конторы, так как совершенных нотариальных действий будет катастрофически мало. Нотариус в такой местности может оказаться без работы, при том, что по закону, он не имеет права практически нигде работать. Именно в таких местах по настоящее время остаются государственные нотариусы. Но в тоже время, в подобных населенных пунктах функции осуществление нотариальных действий может быть возлоено на орган местного самоуправления. Государственная политика в настоящее время направлена на поддержание частнопрактикующих нотариусов, находящихся в отдаленных уголках страны. Это приведет к фактическому исчезновению института государственного нотариата в будущем. Поэтому в скором времени возникнет необходимость пересмотра Основ, в связи с исчезновением государственного нотариата.