Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие, признаки, значение нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, хотя формально и не подчинены в своих действиях государству, фактически находятся в зависимости от него, поскольку не защищены от возможного воздействия на них через меры дисциплинарного воздействия или регулирование оплаты их труда.

Нотариус, занимающийся частной практикой (далее – нотариус), самостоятельно организует и финансирует свою деятельность, принимает решения в области материального обеспечения и администрирования своей деятельности, в частности, найма работников и оплаты их труда, приобретения и использования технических средств и иных используемых в работе материалов, подбора и обустройства помещения нотариальной конторы.

Он также не находится в прямом подчинении у кого – либо, является организационно и финансово независимым от государства и от частных лиц, что гарантирует его беспристрастность.

В рамках осуществления «организационных» (хозяйственных, административных) полномочий деятельность нотариуса регулируется гражданским, налоговым и иными отраслями права.

В основной профессиональной деятельности нотариуса, то есть собственно нотариальной деятельности, преобладают публично – правовые элементы. При совершении нотариальных действий, подготовке к их совершению, ведении делопроизводства и работе с нотариальным архивом, права и обязанности нотариуса строго регламентированы законодательством о нотариате и отдельными другими федеральными законами.

В ст. 6 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» устанавливаются следующие ограничения в деятельности нотариуса: ему запрещено оказывать посреднические услуги при заключении договоров, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Той же цели служит установленный ст. 47 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» запрет на совершение нотариусом нотариальных действий для себя, супруга и ближайших родственников.

В ст. 15 «Права нотариуса» Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматриваются права нотариуса по совершению нотариальных действий, выполнению работ правового и технического характера, истребованию сведений и документов и участию в процедуре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этой статье установлено также, что законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные права нотариуса, но на практике последняя возможность используется исключительно редко.


Следует заметить, что согласно ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате совершение нотариальных действий является правом нотариуса, однако о возможности отказа в совершении нотариального действия в определённых законом случаях позволяет утверждать, что совершение нотариального действия при отсутствии определённых законом или в соответствии с ним препятствий является также и обязанностью нотариуса.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливают обязанности нотариуса по оказанию содействия в осуществлении прав и защите законных интересов физических и юридических лиц, разъяснению им прав и обязанностей, предупреждению о последствиях совершаемых нотариальных действий, сохранению тайны совершения нотариального действия.

В частности, каждый нотариус по должности является членом нотариальной палаты соответствующего субъекта Российской Федерации и несёт обязанности по содержанию своей нотариально палаты. Нотариус обязан повышать свою квалификацию, хотя законодательством и не установлены конкретные формы и сроки для реализации этой обязанности.

Отсылка к законодательству субъектов Российской Федерации для целей установления обязанностей нотариуса отсутствует. Вместо этого в части второй ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате указано, что нотариус выполняет свои обязанности «в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой».

Органы нотариального сообщества также не вправе устанавливать для нотариусов обязанностей, а лишь могут принимать решения, регулирующие установленные федеральным законом обязанности, если такое право им предоставлено федеральным законом.

Вывод: невозможно игнорировать глобальные изменения экономики и общества. У нотариата есть безусловный положительный потенциал для того, чтобы не просто сохранить свои позиции, но стать одним из центральных институтов гражданского общества, гарантирующего безопасность частных соглашений, мир и спокойствие в семье.

ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА

2.1 Органы нотариального сообщества


Нотариальное сообщество является[4] в основном саморегулируемым.

Функции организационного характера (организация профессиональной стажировки и страхования нотариальной деятельности, повышение квалификации нотариусов и другие), помощи и содействия нотариусам в их профессиональной деятельности, защиты прав и законных интересов нотариусов, а также контроля за деятельностью нотариусов, осуществляют органы нотариального сообщества – нотариальные палаты. В отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, сходные функции осуществляют органы юстиции.

Следует обратить внимание на то, что государством нотариусам делегируется функция совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации, а нотариальным палатам – функция контроля за реализацией нотариусами этой функции.

Система нотариальных палат имеет два уровня: первый – это нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, в которых членами состоят все нотариусы соответствующего субъекта Российской Федерации, занимающиеся частной практикой, и второй уровень – это Федеральная нотариальная палата, членами которой являются все нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

Функции Федеральной нотариальной палаты имеют качественно иной, по сравнению с иными нотариальными палатами, характер и состоят в основном в общей координации деятельности нотариального сообщества, защите и представлении его интересов на федеральном уровне, участии в подзаконном правовом регулировании в области нотариата, организации страхования нотариальной деятельности, обеспечении функционирования единой информационной системы нотариата и обеспечение реализации ряда её функций, предусмотренных законом.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией и отнесена Гражданским кодексом Российской Федерации к организационно –правовой форме ассоциаций (союзов), однако имеет важные особенности, отличающие ее от обыкновенных ассоциаций. В первую очередь, это обязательное членство нотариусов в нотариальных палатах, а нотариальных палат – в Федеральной нотариальной палате.

Нотариальная палата имеет свой устав, действует на принципах самоуправления и имеет систему органов: общее собрание (в Федеральной нотариальной палате оно именуется собранием представителей нотариальных палат), коллегиальный и единоличный исполнительный орган (правление и президент), контрольный орган (ревизионная комиссия) и иные органы, если их создание предусмотрено уставом нотариальной палаты.


Содержание нотариальных палат осуществляется в основном за счёт членских взносов и других обязательных платежей их членов (на практике используются механизмы, например, дополнительных платежей членов палат на осуществление чрезвычайных расходов – как то, выкуп помещения нотариальной палаты, незапланированные расходы на ремонт).

В то же время нотариальные палаты вправе заниматься и предпринимательской деятельностью, если это не противоречит их уставным целям.

Поскольку членство в нотариальных палатах является, как правило, обязательным, законодательство более подробно, чем для большинства организаций, регламентирует порядок установления членских взносов.

Нередко в нотариальном сообществе поднимается вопрос об отсутствии органа нотариального сообщества федерального уровня, подобного, например, Всероссийскому съезду судей, который бы обеспечивал широчайшее и, по возможности, пропорциональное представительство всех нотариусов Российской Федерации.

Такие полномочия, как, например, утверждение Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, должны были бы реализовываться именно таким органом, представляющим не нотариальные палаты, а нотариальное сообщество в целом.

Однако в настоящее время информация о возможности создания подобного органа в нотариальном сообществе Российской Федерации отсутствует.

2.2 Гарантии нотариальной деятельности

В целях обеспечения надлежащего исполнения нотариусом своих обязанностей закон (в первую очередь, ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) установил ряд гарантий нотариальной деятельности. Закон декларирует беспристрастность и независимость нотариуса и его подчинение требованиям законодательства.

Основное внимание данная статья Основ уделяет всё же вопросу сохранения нотариальной тайны. К ней закон относит сведения (и документы), которые стали известны нотариусу, его заместителю или иным лицам, работающим в нотариальной конторе при осуществлении нотариальной деятельности.

Обязанность хранения нотариальной тайны распространяется на этих лиц как в период работы, так и после прекращения полномочий или увольнения.

Сведения (документы) о совершённых нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены нотариальные действия, а также в случаях, специально установленных ч. 4 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, иным лицам (органам следствия, суду, судебным приставам – исполнителям).


Данные нормы ст. 5 Основ вступают в коллизию с нормами целого ряда других законов. Например, на получение сведений без соблюдения предусмотренного ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате порядка претендуют сотрудники органов полиции, налоговых органов, адвокаты, кредитные учреждения.

На практике со временем сложилось положение, в соответствии с которым в рамках возбуждённого уголовного дела или находящегося на рассмотрении суда гражданского дела суд и следствие могут использовать и такие процедуры, предоставляющие доступ к нотариальной тайне, как обыск или выемка, хотя они и не предусмотрены ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Закон устанавливает, что справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Смысл данной нормы не вполне ясен. Даже системное толкование всей ст. 5 Основ не позволяет однозначно понять, имеется ли в виду, что после смерти завещателя справки о завещании могут выдаваться более широкому кругу лиц по сравнению с установленным в части третьей ст. 5 Основ, или же имеется в виду, наоборот, что до смерти завещателя сведения не должны выдаваться даже тем лицам, которые перечислены в частях третьей и четвёртой ст. 5 Основ. Последнее представляется необоснованным и нереализуемым на практике.

В настоящее время сведения о завещаниях в очень ограниченных пределах (в виде указания на место, где, возможно, составлялось завещание определённого лица) предоставляются нотариусам, которые подтвердили, что проверили факт смерти завещателя.

Закон устанавливает также, что суд может освободить нотариуса от обязанности хранения нотариальной тайны в связи с возбужденным против нотариуса уголовным делом.

2.3 Значение общих правил нотариального производства

Нотариальные[5] действия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия совершаются в соответствии с заранее установленными законом правилами.

Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных правоотношений. Права и обязанности участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц при совершении нотариальных действий, а с другой стороны – обеспечивают реализацию нотариальной функции.