Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие, признаки, значение нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Появившись в Древнем Риме, институт нотариата прошел долгий путь развития, постоянно совершенствуясь, оформляясь в известный всему миру нотариат латинского типа. Многовековая эволюция российского нотариата, завершившаяся принятием Положения 1864 г., была прервана в 1917 г.

Нотариат из свободного превратился в государственный, статус нотариуса как представителя юридической профессии заметно снизился. Возвращение к классическим романо–германским основам нотариальной деятельности началось в 1993 г.

За последние двадцать лет профессия нотариуса из неприметной и малозначительной превратилась в значимую и престижную.

Актуальность данной темы заключается в том, что нотариат сегодня решает задачи обеспечения прозрачного и бесконфликтного гражданского оборота, уменьшения количества незаконных сделок. Современный нотариат играет важную роль в укреплении отношений собственности, обеспечении законности перехода имущества в порядке наследования.

За последние годы создана уникальная единая информационная система нотариата, позволившая широко внедрить информационно –коммуникационные технологии в деятельность современного нотариуса.

Например, с ее помощью можно узнать, находится ли автомобиль или иное имущество в залоге. Современный нотариат взаимодействует в режиме электронного обмена информацией с федеральными ведомствами, Федеральной налоговой службой, Росреестром, Сберегательным и другими банками.

Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении данного предмета, рассмотрение понятия нотариата, его метода, предмета и системы, определяющим результаты и эффективность развития страны и общества в целом.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

  • проанализировать систему органов и законодательство нотариата;
  • определить понятие нотариальной деятельности, ее характеристику;
  • выявить основные задачи и функции органов нотариальной службы;
  • изучить основные и принципы и порядок осуществления нотариальной деятельности.

Объект исследования – выступает права и обязанности, складывающиеся в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в деятельности нотариата.

Предмет исследования – является совокупность правовых норм законодательства РФ, кот регулируют защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в деятельности нотариата.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных авторов.


ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НОТАРИАТА

1.1 Понятие, признаки, значение нотариата

Нотариат[1] есть система органов и должностных лиц, на которых государством возложено выполнение предусмотренных законом нотариальных действий в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

В период действия Положения о нотариальной части 1866 г. нотариат определялся как правовой институт, носители которого – нотариусы – уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая последним значение актов публичных.

Содержание понятия нотариата охватывает как его частноправовое начало, обеспечивающее законность в частноправовых отношениях, так и публично–правовое начало, гарантирующее выполнение законодательно определенных публично–правовых полномочий в интересах частных лиц и одновременно в интересах общества и государства в целом.

Независимо от основания обращения (указание закона, например ГК РФ, или волеизъявление граждан, организаций) нотариус, удостоверяя сделки и свидетельствуя права, применяет соответствующие нормы права.

Нормы материального права применяются нотариусом на основании установления фактических обстоятельств по конкретному нотариальному действию, а нормы, регулирующие нотариальную деятельность, – на основании предусмотренных законодательством правил.

Определяющим в содержании нотариата является правоохранительная направленность деятельности его системы: юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем.

В связи с этим нотариат занимает свое место в системе российского правопорядка.

Нотариус является активным элементом общества, всегда умеющим поставить право на службу человеку. «Не будучи судьей, который восстанавливает правовой порядок, нарушенный конфликтами между теми или иными субъектами права, нотариус, предупреждая споры своими разумными советами, составляя соглашения в соответствии с законом, обеспечивая безопасность общественных отношений, выступает в роли миротворца».

Нотариальный орган удостоверяет бесспорные факты, что может при необходимости рассматриваться в суде как факты доказательственные.


Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута (ст. 186 ГПК), или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия (ч. 5 ст. 61 ГПК РФ).

Правоохранительная, предупредительная роль нотариата, обеспечивающая гражданам и юридическим лицам реализацию бесспорных прав и создающая дополнительные гарантии защиты права в случае его нарушения, обусловливает самостоятельность этого института.

Признаки нотариата:

  • первый признак – указывает на существование «системы», состоящей из нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, занимающихся частной практикой, а также иных уполномоченных на совершение предусмотренных Основами действий лиц (например, должностных лиц консульских учреждений);
  • второй признак – определяет задачи, возложенные государством на «систему», заключающиеся в совершении перечисленных в Основах нотариальных действий, а также в оказании юридической помощи;
  • третий признак – позволяет выявить цель, достигаемую за счет решения указанных задач и направленную на обеспечение законности, юридической безопасности в частноправовых отношениях и, как следствие, обеспечение публично – правовых интересов государства и общества в стабильности гражданских, семейных правоотношений.

Роль нотариата в государстве и обществе можно охарактеризовать следующим образом: «Наряду с другими должностными лицами, которые разрешают споры, общественное спокойствие требует наличия и иных должностных лиц, которые, будучи незаинтересованными советниками сторон и беспристрастными выразителями их воли, ставят стороны в известность о значении договорных обязательств, в которые они вступают, ясно выражая их содержание, придают им характер аутентичного акта и силу судебного решения, не подлежащего обжалованию, сохраняя память о них навечно и верно, препятствуют возникновению конфликтов между добросовестными людьми и лишают людей алчных, рассчитывающих на успех, желаний возбуждения несправедливого притязания.

1.2 Законодательство Российской Федерации о нотариате

Законодательство[2] о нотариате основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из нормативных правовых актов, среди которых:


  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы).

Другие федеральные законы, например:

  • ГК РФ, определяющий, что нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие в установленном законом порядке (ст. 163 ГК РФ).

В состав законодательства о нотариате входят принимаемые на основании и в соответствии с законами нормативные правовые акты:

  • Президента Российской Федерации, например, Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;
  • Правительства Российской Федерации, например: постановление Правительства РФ от 1 июня 2012 г. № 543 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей»;
  • постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом»;
  • федеральных органов исполнительной власти, например, приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации»;
  • приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов»;
  • законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые на основании Конституции Российской Федерации, относящей нотариат к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (подп. «л» ч. 1 ст. 72), и не противоречащие Основам.

С принятием 11 февраля 1993 г. Основ начался очередной этап развития российского нотариата, направленный на восстановление свободного нотариата, получившего свое оформление в 1866 г. в Положении о нотариальной части.

Возвращение частной собственности, развитие предпринимательства, формирование рынка недвижимости, в том числе и в связи с приватизационными процессами, потребовали изменений в нотариальной сфере. Проведение правовой, а затем и судебной реформы, не могло не отразиться на нотариате как правоохранительном органе, органе, непосредственно связанном с судом, обеспечивающем защиту и охрану прав граждан и организаций.


Основы состоят из двух разделов. Раздел первый определяет организационные основы деятельности нотариата. Раздел второй устанавливает перечень нотариальных действий и правила их совершения. Поскольку Основы не содержат детальной регламентации порядка совершения нотариальных действий, постольку возникает необходимость в принятии Федеральной нотариальной палатой различных методических рекомендаций, направленных на обеспечение единообразного порядка осуществления нотариальной деятельности, например:

  • Методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. Правлением Федеральной нотариальной палаты. Протокол 03/03 заседания Правления ФНП от 26 – 27 марта 2003 г.);
  • Методические рекомендации по удостоверению доверенностей (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты. Протокол № 03/03 от 7 – 8 июля 2003 г.);
  • Методические рекомендации по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты. Протокол № 04/04 от 1 – 2 июля 2004 г.);
  • Методические рекомендации по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27 – 28 февраля 2007 г. Протокол № 02/07);
  • Методические рекомендации по совершению нотариального действия о передаче заявлений граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 23 – 25 июня 2008 г. Протокол № 09/08).

1.3 Правовой статус нотариуса в Российской Федерации

В Российской[3] Федерации существуют две организационные модели нотариата – государственный нотариат, организационно оформленный в виде государственных нотариальных контор, в которых нотариусы работают по трудовому договору, и часто именуемый в профессиональной среде «свободным» или «небюджетным» нотариат латинского типа, состоящий из нотариусов, занимающихся частной практикой, самостоятельно организующих свою деятельность.

Законодательство закрепляет формальное равенство нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в основных их правах и обязанностях при осуществлении нотариальной деятельности, а также равную юридическую силу оформленных ими нотариальных актов.