Файл: Нотариат в РФ (Зарождение и развитие нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее День нотариата отмечают 14 апреля, в день принятия «Положение о нотариальной чести» в 1866 г.

27 мая 1995 г. ФНП подписаны соглашения о сотрудничестве с нотариальными палатами Белоруссии и Украины. В 1997 г. Было возобновлено издание научно-практического журнала «Нотариальный вестник». Журнал был основан в 1903 г. И издавался вплоть до революции 1917 г.

Конституционный суд РФ подтвердил публично-правовой статус нотариальных палат, признал соответствующим Конституции Р Ф положение об обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальных палатах.

Особое внимание нотариату уделяет Министерство юстиции РФ . Так, 15 марта 2000 г. Оно утвердило Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ. Затем появились квалификационные комиссии, позволяющие получить лицензии на право заниматься нотариальной деятельностью

Приказом Минюста РФ № 179 от 21 июня 2000 г. Утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Высшим органом ФНП был утвержден Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, а собранием представителей нотариальных палат.

1.2. Понятие, правовая форма и функции нотариата

Термин «нотариат» происходит от латинского «notarius», что означает «секретарь». Данный термин употребляется в различных значениях: во-первых, как система органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законодательством РФ правом совершения нотариальных действий; во-вторых, как отрасль законодательства, регулирующая нотариальную деятельность в России; в-третьих, как учебный курс, изучающий организацию нотариата и нотариального производства, а так же деятельность его участников.

Такие различия из-за неоднозначности понятия нотариата. По мнению Власова Ю.Н. и Калинина В.В., под нотариатом следует понимать, во-первых, правовой институт, во-вторых, «систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации». В отличие от предыдущего мнения, Денисова Е.Э. определяет три значения нотариата: буду- чи солидарной с пониманием нотариата как системы органов и должностных лиц, она считает нотариат не правовым институтом, а отраслью законода- тельства, а так же, вводит третье значение термина в качестве учебного курса или дисциплины3. Аргунов В.Н. определяет нотариат таким образом: «нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и факторы, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам


1.3. Правовое регулирование нотариальной деятельности.

Теоретическое осмысление роли и места нотариата в системе публичной власти нашло свое отражение в законотворческой практике.

Законодательство о нотариате представляет собой иерархичную систему нормативно правовых актов, обеспечивающих регулирование общественных отношений в сфере осуществления нотариальной деятельности. Структуру законодательства о нотариате составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Основы законодательства о нотариате и другие подзаконные нормативные акты.

Основным источником любого законодательства является Конституция Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт гарантирует предоставление квалифицированной юридической помощи гражданам, осуществляя свою защиту через правовые институты, в том числе через нотариат1. Конституция РФ закрепляет и такую особенность, что правовое регулирование деятельности нотариата отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут регулировать отдельные стороны этой деятельности.

С принятием 11 февраля 1993 года Основ законодательства о нотариате начинается очередной этап развития российского нотариата, направленный на восстановление свободного нотариата. На сегодняшний день, центральное место в правовом регулировании нотариальной деятельности занимает: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1. Данный правовой акт состоит из двух разделов, определяющих организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов и устанавливает перечень нотариальных действий и правил их совершения.

Однако, Основы детально не закрепляют порядок совершения нотариальных действий, вследствие чего у Федеральной нотариальной палаты возникает необходимость в составлении различных методических рекомендаций, направленных на обеспечение единообразного порядка осуществления нотариальной деятельности, например:

Методические рекомендации по удостоверению доверенностей, утвержденные решением Правления федеральной нотариальной палаты.


Методические рекомендации по проверке нотариусом соблюдения преимущественного права покупки участника долевой собственности при удостоверении договоров по продаже доли в праве общей собственности на недвижимое имущество постороннему лицу, утвержденные решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол № 03/16 от 28.03.2016). Юридические последствия продажи доли с нарушением права преимущественной покупки, установленные ГК РФ, должны быть разъяснены нотариусом при продаже доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество.

Методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (протокол № 04/16 от 25.04.2016 года). Согласно данным рекомендациям в обязанности нотариуса входит осуществление действий по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них по предоставленным оригиналам.

ГЛАВА 2. НОТАРИАЛЬНЫЕ ПАЛАТЫ КАК ОРГАНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Нотариальная палата субъекта Российской Федерации: организационно правовая форма, полномочия и органы управления

С 2003 года в Основы стали вноситься изменения, обусловленные развитием российского внебюджетного нотариата, необходимостью повышения качества нотариальной деятельности, усиления контроля над деятельностью нотариусов. Различного рода изменения вносятся регулярно1. Так, в период модернизации законодательства были внесены такие изменения: введено правило об обязательном нотариальном удостоверении сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу; введено правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок по продаже земельной доли; установлен запрет на свидетельствование подлинности подписи на документах, представляющих собой содержание сделки; существенно изменен блок статей Основ законодательства о нотариате, касающихся совершения нотариусом исполнительной надписи; внесены изменения подтверждающие значение и доказательственную силу нотариального акта. Основным направлением реформирования законодательства о нотариате является внедрение и развитие электронной информационной системы нотариата. Так, с 1 июля 2014 года официально заработала информационная система нотариата, в которой хранится информация о совершенных нотариальных действиях.


1 января 2018 года регистрация всех нотариальных действий осуществляется в системе, которая называется «Единая информационная система» нотариата (далее – ЕИС), в силу утверждения «Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» от 30 августа 2017 года3. Положениями Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»1 были изменены Основы о нотариате в части новых направлений развития нотариата.

Теперь статьей 44.2 Основ закреплено право нотариуса совершать нотариальные действия посредством изготовления нотариальных документов электронной форме. В ЕИС вносится информация об удостоверении, изменении и отмене доверенностей, завещаний и брачных договоров, информация о заведенных нотариусами наследственных делах и сведения о находящимся в залоге движимом имуществе. Данная система представляет собой, по существу, единый электронный архив нотариальных документов. Благодаря этой новелле законодательства решаются проблемы стремительного разрастания бумажных архивов нотариусов и гарантии защищенности нотариальных данных от повреждения или уничтожения.

Юридическая значимость электронных документов подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, созданную в соответствии законодательством РФ.

Несмотря на то, что в нотариальной деятельности активно применяются электронные технологии, нотариусы все еще лишены возможности оперативно получать доступ к необходимым сведениям ЗАГС. Как справедливо отмечают специалисты, существующая система регистрации актов гражданского состояния не отвечает современным тенденциям применения электронных средств в нотариальном делопроизводстве, так как при работе с актовыми записями на территории России отсутствует единый подход. В каждом субъекте РФ записи актов гражданского состояния ведутся в разных программах, отсутствует единое программное обеспечение, между территориальными органами ЗАГС нет электронного взаимодействия, а это приводит к ошибкам информации, используемой нотариусами.

Остаётся нерешенная проблема проверки подлинности предоставленных документов. При удостоверении сделок или оформлении наследственных прав недобросовестные граждане могут представить фальшивые документы. Федеральная нотариальная палата предлагает решить эту проблему созданием единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и отмечает, что это позволит обеспечить нотариуса достоверной информацией для совершения нотариальных действий и эффективно бороться с мошенническими схемами.


Также к законодательству, регламентирующему отношения в области нотариата относятся следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Подлежат нотариальному удостоверению сделки, связанные с отчуждением долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, но составляют исключение сделки, связанные с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда.

Нормы законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, содержащиеся в других нормативных правовых актах, должны соответствовать Основам, поскольку именно они являются главным нормативным актом, регламентирующим деятельность российского нотариата. С другой стороны, положения Основ далеко не всегда соответствуют реалиям времени. Специальные нормы регулируют узкие вопросы, возникающие при исполнении нотариусами своих функций, но в Основах до сих пор имеются противоречия в некоторых аспектах регулирования нотариальной деятельности. Так, в соответствии с п.1 статьи 9 Закона «О государственной регистрации юридических лиц» нотариальному удостоверению подлежит подпись на заявлении лица, подающего документа на государственную регистрацию.

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность нотариата, не является исчерпывающим и подвержен периодичной модернизации, вследствие чего при совершении нотариальных действий одним из важнейших компонентов права в современных условиях является судебная практика, при этом не являясь источником права в РФ .

Нотариат в силу своего публично-правового характера, обладает достаточно жестким законодательно закрепленным процедурно урегулированным порядком совершения нотариальных действий.

Таким образом, анализируя изученный материал, можно подвести итоги.

Рассмотрев источники правового регулирования нотариальной деятельности, систему нормативно-правовых актов можно условно разделить на две ступени:

  1. общие положения о нотариате. К ней относятся: Основы законодательства РФ о нотариате, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и другие;
  2. специальные положения о нотариате. К ней относятся законы, регулирующие на федеральном уровне отдельные виды нотариальной деятельности и подзаконные акты, положения которых в той или иной степени призваны регулировать специальные вопросы, возникающие при осуществлении нотариальной деятельности.