Файл: Нотариат в РФ (Зарождение и развитие нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый орган в соответствии со своей компетенцией выполняет определенные функции. Собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ является высшим органом палаты. Решения, принятые Собранием в пределах своей компетенции, в обязательном порядке должны быть исполнены членами Палаты и ее органами.

К компетенции собрания, в соответствии с Уставом ФНП, относится: определение приоритетных направлений деятельности Палаты, принципов формирования и использования ее имущества; внесение изменений в устав Палаты; избрание Президента и Правления, досрочное прекращение полномочий Президента, Правления и члена Правления; избрание Ревизионной комиссии и досрочное прекращение ее полномочий и полномочий члена Ревизионной комиссии, утверждение Положения о Ревизионной комиссии и внесение в него изменений; принятие Кодекса профессиональной этики нотариусов РФ и внесение в него изменений; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) Палаты; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, сметы доходов и расходов Палаты на очередной финансовый год и изменений в неё; утверждение акта Ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности Палаты; принятие решений о реорганизации или ликвидации Палаты в случаях и порядке, установленных федеральным законом; определение размера, порядка и способов уплаты членских взносов и других платежей; приобретение, отчуждение либо залог недвижимого имущества Палаты; избрание Комиссии по выборам, Мандатной комиссии, Счетной комиссии, досрочное прекращение полномочий их членов; решение иных вопросов, относящихся к уставной деятельности Палаты .

Собрание вправе рассматривать вопросы, находящиеся в компетенции Президента и Правления Палаты. Собрание проводится в случаях необходимости, не реже одного раза в год. Деятельность Собрания осуществляется в очной форме и может быть утвержден регламент его проведения. По надобности может проводиться внеочередное Собрание. Нотариальные палаты вправе привнести письменные предложения по внесению вопросов в проект повестки дн.

Как правило, решения по рассматриваемым вопросам, принимаются путем открытого голосования, простым большинством голосов, легально предусмотренным. По решению Собрания по любому вопросу может быть проведено тайное голосование.

Президент ФНП является единоличным исполнительным органом Палаты, осуществляющим руководящие функции, и избираемый сроком на пять лет. Он возглавляет Правление и председательствует на его заседаниях.


Материально-техническое и финансовое обеспечение установленной деятельности Палаты осуществляется ее аппаратом – Управлением делами.Управляющий делами осуществляет непосредственное руководство и организацию текущей финансово-хозяйственной деятельности и назначается на должность Президентом с согласия Правления.

Управляющий делами подконтролен Президенту и правлению. К его компетенции относится: обеспечение работы Управления делами по направлениям его деятельности; представление интересов Палаты во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в пределах своей компетенции; несет ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учёта в Палате, своевременное предоставление ежегодного отчёта и иной финансовой отчётности в соответствующие органы, а также сведений о финансово-хозяйственной деятельности Палаты, которые могут быть предоставлены членам Палаты и кредиторам; совершение сделок от имени Палаты; по согласованию с Президентом принятие на работу и увольнение с работы сотрудников Управления делами, утверждение Правил внутреннего трудового распорядка Управления делами и контроль над их соблюдением; по решению Правления открытие счетов в банках; подписание платёжных документов и осуществление иных полномочий, предусмотренных трудовым договором, решениями Собрания, Правления и Уставом.

С целью более эффективной реализации полномочий, возложенных на ФНП, были созданы комиссии, отвечающие за определенные направления развития института нотариата. На заседаниях комиссий обсуждаются научные, методические, практические, организационные и правоприменительные вопросы деятельности российского нотариата.

Уставом ФНП закреплен перечень таких комиссий, советов и рабочих групп.

Ревизионная комиссия – орган Палаты, к компетенции которого относится контролирование финансово-хозяйственной деятельности Палаты и выполнение решений Собрания, регламентирующих данную деятельность.

Члены Ревизионной комиссии избираются из числа кандидатов, выдвинутыми нотариальными палатами, на открытом голосовании, сроком на 5 лет.

Ревизионная комиссия не реже одного раза в год проводит комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности Палаты и исполнения сметы. Проверки могут проводиться по собственной инициативе комиссии в любое время. При проведении проверок могут привлекаться бухгалтера нотариальных палат и другие специалисты. По требованию Ревизионной комиссии работники Управления делами обязаны предоставлять документы о финансово- хозяйственной деятельности Палаты, при этом комиссия не вправе вмешиваться или изменять указанную деятельность.


По итогам проверки составляется акт, который подписывается всеми членами Ревизионной комиссии, участвующими в проверки, и представляется для ознакомления Президенту и Правлению, а также Собранию для утверждения.

Для проверки полномочий и регистрации представителей нотариальных палат на Собрании создается и действует мандатная комиссия.

Счетная комиссия избирается Собранием на период его работы. К ее деятельности относится подсчет голосов при проведении открытого собрания по вопросам, внесенным в повестку дня и объявление результатов голосования, результаты вносятся в протокол Собрания.

Комиссия по выборам является органом Собрания и создается с целью подготовки и проведения выборов президента и правления палаты. Собрание и правление вправе создавать и иные комиссии, советы и рабочие группы, для целей обеспечения деятельности палаты по отдельным видам вопросов, направлениям, подготовки документов и предложений.

Комиссии, советы и рабочие группы создаются из числа нотариусов, выдвинутых нотариальной палатой, на добровольной основе. Также, в состав могут включаться представители научных и иных учреждений и организаций по согласованию с ними.

Произведя анализ можно отметить, что одной из важных функций нотариальных палат является контроль за началом профессиональной деятельности нотариуса, ее организации и дальнейшим осуществлением. Для этого нотариальные палаты обеспечивают единство правоприменительной практики нотариальной деятельности, осуществляют повышение квалификации нотариусов и осуществляют коллективное страхование профессиональной ответственности нотариусов. Помимо этого ФНП взаимодействует со многими государственными органами. Так, ФНП имеет связь с Государственной Думой и Федеральным Собранием РФ в области подготовки предложений по совершенствованию законодательства в сфере нотариата.

Заключение

Результатом проведенного анализа теоретических положений, учебных пособий и действующего законодательства о нотариате являются нижепредставленные выводы.

Итак, исследовав положения Основ законодательства о нотариате, можно сделать вывод, что данный нормативно-правовой акт, несмотря на множественные изменения и модернизацию, не соответствует действующей на практике системе нотариата в РФ. Ярким примером, иллюстрирующим данную ситуацию, служит отсутствие в настоящее время функционирования государственного нотариата. На официальном сайте Министерства юстиции нет информации о существовании государственных нотариусов. Однако, в настоящий момент этот вид нотариальной деятельности законодательно не упразднен. И ряд положений Основ регламентируют порядок осуществления деятельности государственных нотариусов, что не является актуальным. Данный аспект делает Основы не совершенными.


Безусловным положительным аспектом является утверждение Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Положения Кодекса этики устанавливают порядок и условия привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности. Важным аспектом в правоприменительной практике является то, что законодательно не установлено в каком случае устанавливается дисциплинарная ответственность, а в каких – материальная ответственность нотариусов. Жалобы на действия нотариуса, за которые предусмотрена как дисциплинарная, так и материальная ответственность подаются, в основном, в ФНП. Данный аспект создает сложность для комиссии при рассмотрении жалоб: за какое действие наложить дисциплинарную ответственность на нотариуса, а в каком случае – материальную.

Основным направлением модернизации законодательства о нотариате в будущем представляется развитие информационных технологий. В основе «электронного нотариата» лежит Единая информационная система нотариата, разработанная по собственной инициативе Федеральной нотариальной палаты и за счет собственных средств нотариата. Данная система представляет собой, по существу, единый электронный архив нотариальных документов. ЕИС блокирует возможность мошеннических действий и помогает обеспечить максимальную достоверность первичного документа, на основании которого возникает право. Единая информационная система обеспечивает нотариусов возможностью оперативной проверки информации из электронных государственных реестров. Благодаря этой новелле законодательства решаются проблемы стремительного разрастания бумажных архивов нотариусов и гарантии защищенности нотариальных данных от повреждения или уничтожения. Так же, создана программа «Информационная система нотариуса.

«еНот», которая предназначена для нотариусов при работе с ЕИС. Данная программа обеспечивает выполнение ряда функций. Ещё одним нововведением является - электронный сервис проверки доверенностей, который был создан с целью проверки подлинности нотариальных документов, посредством сравнения их реквизитов с реквизитами документов, прошедших нотариальное удостоверение. Любой пользователь сети «Интернет» имеет возможность установить, что документ за конкретным номером содержится в реестре нотариальных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с поправками от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.01.1996. – № 5. – Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28 марта 2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.12.1994.– № 32. – Ст. 3301.
  5. Федеральный закон от 07.02.2017 № 12-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 7. – Ст. 1031.
  6. Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ (последняя редакция)«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1. – Ст. 175.
  7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (последняя редакция) «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 1. – Ст. 39.
  8. Федеральный закон от 11 февраля 1993 г. №4462-1 (в ред. от 27.12.2019) (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.01.2020) «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 42 . – Ст. 3953.
  9. Закон Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 14. – Ст. 1549.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 (в ред. от 09.04.2018) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 44. – ст. 4535.
  11. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3036.
  12. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 № 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» // [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 17.03.2020).
  13. Приказ Министерства юстиции РФ от 27.12.2016 № 313 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» // [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 17.03.2020).
  14. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 № 129 (ред. 23.04.2014) «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» // [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 17.03.2020).
  15. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 № 78 (ред. от 21.12.2016) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» // [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 17.03.2020).
  16. Устав Федеральной нотариальной палаты от 22 сентября 1993 г. (в ред. от 25.04. 2017) // [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 17.03.2020).
  17. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации от 01.01.2016 // Документ официально опубликован не был. [электронный ресурс] – URL: http://minjust.ru/ru/kodeks-professionalnoy-etiki- notariusov-v-rossiyskoy-federacii. (Дата обращения: 17.03.2018).
  18. Методические рекомендации по удостоверению доверенностей от 18 июля 2016 года (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты 18 июля 2016 г. (протокол № 07/16). [Электронный ресурс] / URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71398208/#ixzz5FBRv8bW8 (Дата обращения: 17.03.20208)
  19. Методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них от 25 апреля 2016 года (утв. Решением Правления ФНП от 25.04.2016, протокол N 04/16). [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197909/ (Дата обращения: 17.03.2020)
  20. Методические рекомендации по проверке нотариусом соблюдения преимущественного права покупки участника долевой собственности при удостоверении договоров по продаже доли в праве общей собственности на недвижимое имущество постороннему лицу от 28 марта 2016 года: Письмо ФНП от от 31.03.2016 № 1033/03-16-3. [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196587 (Дата обращения:17.03.2020)
  21. Положение о Ревизионной комиссии Федеральной нотариальной палаты от 13.11.2010 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 17.03.2020).
  22. Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты. [Электронный ресурс] / URL: https://notariat.ru/ru-ru/federal-notary-chamber/info/. (Дата обращения: 17.03.2020).
  23. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс] / URL: http://minjust.ru. (Дата обращения: 17.03.2020)
  24. Алферов, И.А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений в России. / И.А. Алферов. // Законодательство. – 2016. – № 1. – С. 10 – 14.
  25. Борисова, Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. / Е.А. Борисова. – М: Юстицинформ, 2016. – 340 с.
  26. Зульфугарзаде, Т.Э. Учебник: Организационно-правовое регулирование деятельности нотариата. / Т.Э. Зульфургадзе. – М.: ЛексЭст, 2015.– 326 с.
  27. Игнатенко, А.В. Комментарий к Кодексу профессиональной этики нотариусов в РФ. / А.В. Игнатенко, А.А. Сагин. // Нотариальный Вестник. – 2015. – № 12. – С. 11 – 14.
  28. Кириллова, Е.А. Электронное взаимодействие нотариата с единым государственным реестром ЗАГС: Новеллы законодательства. / Е.А. Кириллова.

// Нотариус. – 2017. – № 5. – С. 13 – 19.

  1. Куропацкая, Е.Г. Дисциплинарная ответственность в соответствии с кодексом профессиональной этики нотариусов в РФ. / Е.Г. Куропацкая. // Нотариальный вестник. – 2016. – №4. – С. 19 – 28.
  2. Маремкулов, А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок. / А.Н. Маремкулов. // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2016. – № 3. – С. 32 – 35.
  3. Настольная книга нотариуса / под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова, Т.И. Зайцевой. – М.: Статут, 2015. – 457 с.
  4. Настольная книга нотариуса: в 4 томах. Том 3: Семейное и наследственное право в нотариальной практике / под ред. И.Г. Медведева, Т.И. Зайцевой. – М.: Статут, 2015. – 330 с.
  5. Нотариат: Учебник. / под ред. В.В. Ралько, Н.В. Репина, А.В. Дударева, В.А. Фомина. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 214 с.
  6. Окриашвили, Т.Г. Принцип добросовестности в позитивном и естественном правопонимании. / Т.Г. Окриашвили, А.Г. Якупов. // Международный научный альманах. – 2016. – № 5(5). – С. 5 – 9.
  7. Рассохина, А.А. Новеллы нотариата. / А.А. Рассохина, Ю.В. Бажуря. // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – 390 с.
  8. Ушаков, А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). Издание четвертое, переработанное и дополненное. / А.А. Ушаков. – М.: Юрайт, 2016. – 270 с.
  9. Нотариат : учебное пособие / М.В. Максутин, С.А. Борякова, Н.Д. Эриашвили и др. ; ред. Н.А. Волкова, Л.В. Щербачева. – Москва : Юнити, 2015. – 319 с.
  10. Нотариат : учебное пособие / ред. Н.А. Волкова, Л.В. Щербачева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити, 2015. – 367 с.
  11. Наследственное право : учебное пособие / ред. Н.А. Волкова, А.Н. Кузбагаров, О.Ю. Ильина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити, 2015. – 287 с.
  12. Семейное право : учебник для студентов вузов / под ред. П.В. Алексия, И.В. Петрова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити-Дана : Закон и право, 2015. – 319 с.
  13. Гражданское право : учебник : в 2-х ч. / А.В. Барков, Е.В. Вавилин, В.В. Голубцов и др. ; под ред. Н.М. Коршунова ; ред. В.П. Камышанский, В.И. Иванов. – Москва : Юнити, 2015. – Ч. 1. – 543 с.
  14. Актуальные проблемы гражданского права : учебное пособие / ред. Н.Д. Эриашвили, Ю.Н. Андреев ; под ред. Н.М. Коршунова. – 3-е издание. – Москва : Юнити, 2015. – 543 с.
  15. Рассолова, Т.М. Гражданское право : учебник / Т.М. Рассолова. – Москва : Юнити, 2015. – 847 с.
  16. Договорное право : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, А.Н. Кузбагаров, П.В. Алексий и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, В.Н. Ткачева. – Москва : Юнити, 2015. – 239 с.
  17. Павлова, И.Ю. Гражданское право: особенная часть / И.Ю. Павлова. – Москва : Юнити, 2015. – 135 с.
  18. Договорное право : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, Е.В. Богданов, А.Ж. Саркисян и др. ; ред. Е.В. Богданов, Н.Д. Эриашвили. – Москва : Юнити, 2015. – 383 с.