Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу статьи 152 ГК РФ и Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее по тексту – Закон РФ «О СМИ») обязанность доказывания соответствия действительности распространенных сведений возлагается на ответчика по делу. Так, согласно статьи 43 Закона «О СМИ» указано, «если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации».[27]1

При этом, в случае судебного разбирательства, гражданин должен доказать несоответствие указанных сведений действительности (пункт 10 статьи 152 ГК РФ). Если ответчик представит в суд доказательства соответствия сведений действительности, то суд обязан будет отказать в иске о защите нарушенного права. Срок исковой давности по таким требованиям составляет один год со дня опубликования таких сведениях в соответствующих средствах массовой информации (пункт 10 статьи 152 ГК РФ).[28]1

Для защиты чести, достоинства и деловой репутации допускается применение мер самозащиты. «Основаниями для ее применения является нарушение конкретного права, необходимость пресечь это нарушение и соразмерность принятых мер характеру нарушений».[29]2 Одним из способов самозащиты является право на ответ, предусмотренное пунктом 3 статьи 152 ГК РФ и статьей 46 Закона РФ «О СМИ». Право на ответ (комментарий, реплику) возникает у физического или юридического лица, в отношении которых в средствах массовой информации были распространены сведения, не соответствующие действительности. Гражданин также имеет дополнительное право на ответ в случае, когда распространенные сведения ущемляют его права и законные интересы. Причем законодатель предусматривает, что ответ должен быть дан в том же СМИ и «помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии».[30]3 То есть, ответ и, соответственно, ответ на ответ не обязательно должны быть даны в следующем выпуске. Редакция вправе дать ответ на ответ и через несколько выпусков (номеров), но комментарий редакции на ответ может быть дан следом за ответом в этом же выпуске.

«Право на ответ представляет собой возможность исправить ошибку (неточность), допущенную редакцией (журналистом) в распространенных через СМИ сообщениях и материалах, и тем самым восстановить свои права и законные интересы в тех случаях, когда отсутствуют основания требовать опровержения…».[31]1


Право на ответ может возникнуть в случаях:

- если в сообщениях СМИ были допущены неточности или незначительные ошибки (была указана неверная дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; несущественные ошибки в материалах рекламного характера и так далее);

- была предоставлена неполная информация о каком-либо факте или событии;

- одностороннее освещение событий и(или) предвзятое описание событий.

При этом не обязательно чтобы сведения одновременно не соответствовали действительности и порочили честь, достоинство или деловую репутацию. При возникновении права на ответ достаточно, когда распространенные сведения имеют лишь один из указанных признаков.

Следующий специальный способ защиты нематериальных благ – это опровержение распространенных порочащих сведений, не соответствующих действительности. Цель опровержения - восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Однако опровержение не всегда влечет полное восстановление права на деловую репутацию.

Особый способ опровержения предусмотрен для ложных порочащих сведений, которые были распространены в средствах массовой информации. В статье 2 Закона РФ «О СМИ» под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)».[32]1 В этом же законе определен порядок опровержения. Опровержение должно быть опубликовано в том же средстве массовой информации. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение». Что касается радио и телевидения, то опровержение должно быть передано в то же время суток. Определены также сроки, в течение которых должно последовать опровержение. В течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста в СМИ, выходящих в свет (эфир) не реже одного раза в неделю; в иных средствах массовой информации – в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной страницы машинописного текста. Опровержение же по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.


Согласно статье 18 Закона РФ «О СМИ», в тех случаях, когда учредитель на основании предоставленных ему полномочий обязал редакцию опубликовать в газете от его имени соответствующее сообщение или материал, он несет ответственность по всем требованиям и искам, связанным с такой публикацией. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ изложена в пункте 4 Информационного письма от 23.09.1999 г. № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации», которая сводится к тому, что «ответственность за сведения, опубликованные в газете по указанию и от имени ее учредителя, несет сам учредитель».[33]1

В соответствии со статьей 57 Закона РФ «О СМИ» главный редактор, редакция и журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию организации, если эти сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, которое может быть установлено и, соответственно, привлечено к ответственности. При этом освобождение СМИ от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, «не исключает возможности рассмотрения судом иска юридического лица или гражданина об опровержении таких».[34]2

Также законом возложена обязанность на редакцию в течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста, в письменной форме уведомить заинтересованное лицо о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа. Перечень оснований для отказа установлен в статье 45 Закона РФ «О СМИ». Такими основаниями являются, если требование или текст опровержения:

- является злоупотреблением свободой массовой информации (когда требования направлены на разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, содержат призыв к захвату власти, насильственному изменения конституционного строя и целостности государства, в целях призыва совершить уголовно наказуемое деяние и так далее);

- противоречит вступившему в законную силу решению суда;

- является анонимным.

В опровержении также может быть отказано в случае, если опровергаются сведения, которые уже были опровергнуты в этом же СМИ; требование об опровержении или представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений.


Если мотивированный отказ редакции в опровержении не удовлетворит заинтересованное лицо либо выяснится, что был нарушен установленный законом порядок опровержения, то это лицо вправе в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обратиться с исковым заявлением в суд.

Аналогичные правила опровержения предусмотрены в пункте 2 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Так, «лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе)».[35]1

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Следует обратить внимание на такой дополнительный способ защиты нарушенного права как извинение. Само по себе извинение как способ судебной защиты законом не предусмотрен. «Вместе с тем суд вправе утвердить мировое соглашение, в соответствии с которым стороны по обоюдному согласию предусмотрели принесение ответчиком извинения в связи с распространением не соответствующих действительности порочащих сведений в отношении истца, поскольку это не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону, который не содержит такого запрета».[36]1

Заинтересованное лицо вправе в судебном порядке требовать опровержения средством массовой информации сведений, порочащих его деловую репутацию, без предварительного обращения к нему с таким требованием, то есть без претензионного досудебного порядка, но при одном условии – «если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».[37]2

Признание судом распространенных сведений не соответствующими действительности – еще один специальный способ защиты нематериальных благ при анонимном распространении сведений. Этот способ защиты содержится в пункте 8 статьи 152 ГК РФ. Так в случае, «если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности».[38]1 Следует отметить, что данный способ защиты не относится к публикациям в СМИ, сделанным без указания автора статьи или когда был использован псевдоним. Эти сведения не будут считаться анонимно распространенными, так как есть распространитель – редакция издания, и, следовательно, ответственным лицом будет она. Этот способ защиты будет применяться в случае смерти гражданина или ликвидации юридического лица, которые распространили такие сведения.


Вместе с тем распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина (далее по тексту – сведения), может быть признано распространение не только их опубликования (передачи в эфир) в СМИ, но и другими способами. Так в статье 152 ГК РФ предусмотрены следующие способы защиты:

- если такие сведения содержаться в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву (п. 3 ст. 152 ГК РФ);[39]2

- когда указанные сведения стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно (п. 4 ст. 152 ГК РФ);[40]1

- если указанные сведения оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет» (п. 5 ст. 152 ГК РФ).[41]2

При этом порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме перечисленных, устанавливается только в судебном порядке.

Исходя из содержания статьи 152 ГК РФ, выбор способа защиты нарушенного права определяет сам гражданин или юридическое лицо, в отношении которого были распространены порочащие честь, достоинство или деловую репутацию сведения.

Так, если такие сведения содержались в письме, которое было направлено третьему лицу, опровержение таких сведений может быть произведено путем направления автором письма нового письма адресату с опровержением изложенной ранее информации. Помимо письменных способов распространения сведений могут быть и устные. Например, изложение их третьим лицам в устной форме – высказывания на собраниях, «…сообщение их в частном порядке одному или нескольким лицам по месту работы, учебы и т.д.».[42]3 В подобных ситуациях порядок опровержения порочащих сведений устанавливается непосредственно судом исходя из требований, выдвигаемых пострадавшей стороной. При этом суд, определяя, как должно быть дано опровержение, обязан учитывать, что цель опровержения ложной информации – довести до всех обманутых лиц объективную информацию о лице, чья честь, достоинство или деловая репутация были опорочены.