Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как следует из приведенной нормы, гражданин имеет право на защиту принадлежащего ему нематериального блага различными способами.

Вместе с тем, законодатель допускает возможность защиты нематериальных благ иным лицом. Так, статья 150 ГК РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что нематериальные блага могут существовать и после смерти их носителя. Действительно, если после смерти какого-либо лица появляются, например, в средствах массовой информации негативные сведения о его личностных или деловых качествах, то вполне очевидно, что умерший не имеет возможности защитить свои нематериальные блага. И в этом случае в качестве субъекта гражданско-правовых отношений будет выступать не умерший, а его наследник либо иное, уполномоченное лицо, а объектом будет выступать нематериальное благо умершего.

Объектом гражданских правоотношений нематериальное благо становиться тогда, когда по поводу него возникают конкретные права и обязанности у субъектов этих отношений. Эти права и обязанности могут возникать не только при определенных активных действиях субъектов. Действия могут быть и пассивными – воздержание от какого-либо действия (не порочить деловую репутацию кого-либо). Чтобы определить, когда у субъекта возникает право на защиту его нематериальных благ, надо прежде определить, в какой момент лицо приобретает эти нематериальные блага.

Нематериальные блага граждане, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели приобретают с момента рождения или создания (для хозяйственных субъектов), либо в силу закона.

Гражданское законодательство до момента нарушения нематериальных благ субъекта права охраняет эти личные неимущественные отношения путем всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения. Только с момента их нарушения нормы гражданского права начинают регулировать возникшие отношения. Право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным правом: субъективному праву лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, выражающаяся в воздержании от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию правообладателя.

Наделяя лицо определенными правами, государство через правовые нормы обеспечивает необходимую систему гарантий осуществления прав и их защиты. Согласно этим гарантиям лицо, чье право нарушено, имеет право на восстановление нарушенного права.


Как указывалось выше, право на честь и достоинство возникает у лица с рождения. Но когда у индивидуального предпринимателя возникает право на защиту деловой репутации? В момент его создания, то есть государственной регистрации или через какой-то промежуток времени после этой регистрации?

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта».[18]1 Значит, правоспособность у индивидуального предпринимателя возникает с момента его государственной регистрации, так как до момента регистрации он обладал только гражданской правоспособностью. Допустим, что это не так. Вполне очевидно, что у младенца не может быть никакой деловой репутации по той простой причине, что он не может осуществлять никакой коммерческой деятельности. С момента рождения он обладает лишь правом на защиту чести, достоинства и доброго имени.

Рассмотрим теперь момент государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Но о какой деловой репутации может идти речь, если субъект только что создан и никакой предпринимательской деятельности еще не успел осуществить? В этот момент о нем ничего нельзя сказать: ни положительного, ни отрицательного. Это исходит из самого определения деловой репутации – это «сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства».[19]1 Из данной дефиниции очевиден вывод, что в момент государственной регистрации никакого мнения о деловых качествах субъекта предпринимательской деятельности сложиться еще не могло, так как этот субъект не успел осуществить никакой деятельности. Что оценивать, какую деятельность?

Другая ситуация. Вновь созданный субъект предпринимательской деятельности - правообладатель, который еще не начал осуществлять предпринимательскую деятельность, по договору коммерческой концессии (статья 1027 ГК РФ) предоставляет другому юридическому лицу - пользователю за вознаграждение право использовать товарный знак или фирменное наименование в предпринимательской деятельности пользователя. В процессе деятельности пользователя об этом товарном знаке или фирменном наименовании складывается негативное мнение. Получается, что владелец этого товарного знака – правообладатель никакой деятельности еще не успел совершить, а негативное мнение о нем уже сложилось. И если он начнет использовать свой товарный знак, то он уже появится в сфере предпринимательской деятельности с отрицательной репутацией. Сравнив эти два примера, мы видим, что в одном случае деловая репутация еще не сложилась, а в другом - сложилась.


Деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности не является единожды данной. Она носит динамичный характер и может в разное время быть как положительной, так и отрицательной. Например, если сравнить деловую репутацию преуспевающего предпринимателя и деловую репутацию предпринимателя находящегося на одной из стадий банкротства. Естественно, что у первого предпринимателя деловая репутация носит положительный характер, чего нельзя сказать о втором. От этого во многом зависит место субъекта в системе общественных отношений как таковых и его успешное развитие в дальнейшем. Иваненко Ю.Г. считает, что «правовая защита данного блага осуществляется в случае нарушения или причинения вреда именно положительной деловой репутации».[20]1 А также делает вывод о том, что если уже сложилась негативная деловая репутация у субъекта права, то и защищать нечего. С эти выводом трудно не согласиться. Действительно, хотя законодатель и не раскрывает качественные характеристики деловой репутации, то вполне понятно, что не будет субъект, имеющий негативную деловую репутацию, подавать исковое заявление с требованием опровергнуть положительные сведения о нем.

Так как мы выяснили, что деловая репутация не может принадлежать индивидуальному предпринимателю от рождения, следовательно, она возникает у него в силу закона (статья 150 ГК РФ), то есть в момент его государственной регистрации в качестве такового и не зависит от того, начал ли он осуществлять предпринимательскую деятельность или нет. Следовательно, в момент государственной регистрации индивидуальный предприниматель приобретает сразу же деловую репутацию, причем положительную.

Аналогичная ситуация складывается и с возникновением права на защиту деловой репутации у юридических лиц. Право на защиту деловой репутации возникает с момента создания юридического лица. В силу пункта 8 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.[21]1

Глава 2. Осуществление защиты чести, достоинства и деловой репутации


2.1. Условия возникновения и способы защиты права на защиту чести, достоинства и деловой репутации

Согласно пункту 1 статьи 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.[22]1

Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что для возникновения у лица права на защиту чести, достоинства и деловой репутации необходимо наличие определенных обстоятельств: факт распространения сведений; порочащий характер этих сведений, то есть сведения должны быть ложными; и несоответствие сведений действительности.

При этом право на защиту возникает у лица при одновременном наличии всех вышеперечисленных обстоятельств.

Рассмотрим данные обстоятельства более детально.

В первую очередь, сведения должны быть распространены.

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц понимается «опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложенные в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу».[23]1

Вместе с тем, в законе имеется оговорка о том, что «сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам».[24]2


Вторым обязательным условием возникновения права на защиту чести, достоинства и деловой репутации является то, что распространенные сведения должны быть порочащими.

Под порочащими сведениями в российском праве понимаются, в частности, «сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь, достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица».[25]1

Что же касается условия о том, что распространенные сведения должны не соответствовать действительности, то под ними законодатель понимает «утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации)».[26]2

Таким образом, хотя на законодательном уровне не закреплены понятия чести, достоинства и деловой репутации, но подробно указаны условия, при которых у лица возникает право на защиту этих нематериальных благ.

Выяснив вопрос об условиях возникновения у лица права на защиту чести, достоинства и деловой репутации необходимо перейти к вопросу о способах защиты этого права.

В рамках гражданско-правового способа защиты в зависимости от специфики регулируемых общественных отношений можно выделить:

а) общие способы: возмещение убытков, компенсация морального вреда (статья 12 ГК РФ);

б) специальные способы: опровержение, опубликование ответа, замена или отзыв документа, признание распространенных сведений не соответствующими действительности, публикация судебного решения и другие.