Файл: Из учение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

1.1 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как психолого-педагогическая проблема

1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

1.3. Организация взаимодействия педагогических работников с семьей: сущность, этапы, характеристика

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

2.1 Анализ использования современных форм взаимодействия форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

2.2. Эффективность использования современных форм взаимодействия с родителями детей средней группы «Звездочки» МАДОУ Мещеринского д/с комбинированного вида «Улыбка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

О.Л. Зверева и Т.В. Кротова рассматривают взаимодействие педагогов ДОУ и родителей как обмен мыслями, чувствами, переживаниями, как повышение педагогической культуры, передача родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков. Основная часть взаимодействия - это общение, которое помогает предотвратить возможные противоречия, конфликтные ситуации между педагогами и родителями. При консультировании семьи по вопросам воспитания, педагог должен ориентироваться на потребности семьи, на запросы родителей, а не теоретические знания из учебников. Авторы пособия уделяют внимание важности активизации воспитательных умений родителей, поддерживания в них уверенности в собственных педагогических возможностях, распространению положительного опыта воспитания в семье [8].

А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина определяют взаимодействие с семьей как непрерывное обучение родителей самостоятельному принятию педагогических решений в различных жизненных ситуациях. Задача каждого педагогического коллектива уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных вопросов воспитания и образования. Индивидуальный подход к каждой семье содержит свои методы и формы работы, поэтому при работе с семьей нет единого стандарта, в каждом детском саду свое содержание и формы работы с родителями, ориентированные именно на их запросы и потребности в тех или иных знаниях. [9]

Непрерывное образование и свободное обучение являются фундаментом такой совместной работы педагогов и семьи. Общение между сотрудниками ДОУ и родителями должно строится на принципе единства педагогических требований, чтобы информация, исходящая от тех и других и предлагаемая ребенку, не была противоречивой. Для этого семья и учреждение должны узнать друг друга, они должны стать партнерами, которые всецело взаимодействуют в вопросах воспитания ребенка.

Н.Л. Виноградова понимает взаимодействие как способ социального бытия, который определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий личностей, социальных групп и общностей [10].

Е. С. Евдокимова, Н.В. Додокина делают акцент на том, что только взаимодействие значимых для ребенка взрослых позволит своевременно увидеть и поддержать друг друга в решении и предупреждении возможных проблем воспитания. Для того чтобы воспитателям полноценно воспитывать ребенка, необходимо знать ребенка со всех сторон, а для этого надо изучить его семью, особенности семейного воспитания. Внимательное отношение педагогов к связям «родитель ребенок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Большинство родителей, обнаруживая это внимание, рассказывают о своих переживаниях, обращаются к специалистам детского сада за поддержкой.[11]


Педагогическое осмысление понятия «взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, которые рассматривают его как сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов, таких как дидактические, воспитательные и социально-педагогические взаимодействия. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.

Д. А. Белухин, рассматривая сущность педагогического взаимодействия, выделяет в нем следующие составляющие:

Общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя.

Cовместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры. [12]

В. П. Дуброва под сотрудничеством понимает особым образом организованную деятельность, подразумевающую совместное определение целей, совместное ее планирование, учет интересов и возможностей участников взаимодействия, распределение сил и средств на основе возможностей каждого, взаимообогащение развития каждого из участников этой деятельности, общение на равных. Взаимодействие в контексте информационного пространства понимается как принцип и способ построения отношений и действий в совместной деятельности.[13]

Идеи взаимодействия именно дошкольного образовательного учреждения и семьи были отражены в работах Е. В. Анисимовой, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, Т.В.Кротовой и др. Авторы считают, что педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.

О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер считают, что проблемы во взаимоотношениях между родителями и педагогами основаны на нехватке информации, связанной, с одной стороны, с новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – с удовлетворением спроса родителей на систему знаний по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Учитывая современные проблемы при организации взаимодействия партнерства педагогов и родителей, необходимо отметить, что эффективной работа будет только в том случае, если родители сами будут являться активными участниками образовательного процесса. Поэтому важной задачей дошкольного образовательного учреждения является формирование активной позиции родителей. Для достижения данной цели необходимо установить доверительные отношения между педагогами и родителями, относиться к ним как к равноценным партнерам.


Так Т.К. Ким считает, целью взаимодействия образовательной организации и семьи включение родителей в педагогический процесс путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательно – воспитательном процессе.

Педагогическое взаимодействие строится на основе принципов целостного педагогического процесса по созданию единого пространства развития и воспитания ребенка:

Принцип гуманизации взаимодействия с семьей осуществляется на основе ценностного и личностно-ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания и т. п.

Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями присущими традициям тех или иных регионов.

Принцип целеполагания предполагает тщательную разработку стратегии и тактики управления качеством взаимодействия с семьей, мониторинг этого процесса.

Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада - единого пространства, состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».[14]

Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога образовательного учреждения открытости по отношению к семье воспитанника.

Принцип систематичности и последовательности во взаимодействии с семьей требует системного подхода к решению проблем семьи и ребенка в ней, постоянной диагностики и коррекции качества педагогического взаимодействия.

Принцип индивидуализации требует учета возрастных и личностных особенностей современной семьи и центрации внимания на педагогической ситуации развития ребенка в семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения.

Принцип обратной связи. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь.


Реализация на практике данных принципов возможна при условии учета социального статуса семьи, семейных традиций, уклада жизни, культурного образовательного ценза, а также, что особенно важно, зависит умения педагогов варьировать приемы взаимодействия с семьей

О. В. Солодянкина подтверждает данную мысль и предлагает принципы, положенные в основу конструктивных взаимоотношений между педагогами дошкольной образовательной организации и семьей:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;

помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и взаимодействия дошкольной образовательной организации, его промежуточных и конечных результатов[15].

Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве[16].

Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи, в который входило: создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия, по правовой и психолого-педагогической культуре.

Исследования, проводимые в отечественной педагогике, не только конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей, но и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов, направленные на улучшение совместной работы с родителями. Так, Л.А. Никитина писала: «…Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял, не отторгал родителей от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для богатого и тонкого общения и взаимодействия. Как это сделать? Я долго мучилась над этим вопросом: хотелось, чтобы детский сад помог маме стать матерью, не только высвободил для этого время, но – главное! – приобщил ее к духовным пластам материнского труда, вызвал и развил потребность в нем».[17]


Именно от педагога зависит эффективность взаимодействия.

Отношение родителей к активному сотрудничеству и вовлечение их в мероприятия зависит, прежде всего, от организации воспитательной работы в детском саду, от заинтересованности и инициативы администрации, от ее активной позиции к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. То есть, отношения между родителями и воспитателями складываются наиболее эффективно, если обе стороны понимают потребность целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу .[18]

В настоящее время наблюдается ухудшение физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, связанное с трудностями семейной жизни на фоне кризисов, личными проблемами родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога, событийные кризисы), глобальными мировыми проблемами. Все это требует внимания и со стороны специалистов дошкольных учреждений (психологов, педагогов, дефектологов).

Сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников, которое должно строиться, исходя из социально- культурных реалий современной жизни, и на основе новых положений законодательства в образовании. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) являются непосредственными участниками образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. И в статье 2 пункте 31 прописано, что родители приобретают статус участников образовательных отношений, наряду с педагогами и специалистами ДОУ.[19]

Обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. В соответствии основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность системы дошкольного образования, одной из основных целей, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей). Эта задача по-новому определяет работу дошкольного образовательного учреждения с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей к развитию педагогических компетенций родителей. Педагоги должны оказывать им помощь: в воспитании детей; охране и укреплении их физического и психического здоровья; развитии индивидуальных способностей; необходимой коррекции нарушений их развития. При этом необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей; ориентироваться на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.