Файл: Из учение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

1.1 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как психолого-педагогическая проблема

1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

1.3. Организация взаимодействия педагогических работников с семьей: сущность, этапы, характеристика

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

2.1 Анализ использования современных форм взаимодействия форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

2.2. Эффективность использования современных форм взаимодействия с родителями детей средней группы «Звездочки» МАДОУ Мещеринского д/с комбинированного вида «Улыбка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

В последние годы, у педагогической общественности заметно возрос интерес к актуальной проблеме дошкольного образования - проблеме педагогической культуре родителей. Современность диктует педагогам о необходимости поиска и разработки новых подходов взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» говорится, что семья должна быть активным субъектом образовательной системы. Только при постоянном взаимодействии образовательного учреждения с семьями ребенок получит полноценное развитие.

Цели современного дошкольного образования, а именно проживание ребенком полноценного детства, диктуют важность совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Что же такое педагогическая культура родителей? Это такие духовные, нравственные ценности, творческая деятельсть, которые передаются из поколения к поколению. Именно родители должны заложить в ребенке основы интеллектуального, физического, нравственного развития личности. Поэтому на дошкольные учреждения возлагается большая ответственность: формирование грамотного родителя, который способен развивать возможности и способности своего ребенка.

Психологи выделяют у современных родителей дошкольников такие проблемы как недостаточные воспитательные навыки; высокая занятость на работе, вследствие чего ребенку уделяется минимум времени; низкая потребность в самообразовании по вопросам воспитания, изучения педагогических приемов и методов; недостаточные знания о возрастных особенностях ребенка. Зачастую родители перекладывают ответственность воспитания детей на ближайших родственников, нянь, что также отрицательно сказывается на воспитательном процессе, из-за непостоянства форм воспитания, изменении режима дня, требований к ребенку. Результаты такого воспитания сказываются на поведении ребенка, его психическом состоянии.

Все это говорит о том, как важно педагогам дошкольного образования найти новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые поспособствуют повышению их педагогической культуры, психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями регламентируется такими нормативными документами как Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, образовательная программа ДОУ.


В Федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. [1]

Федеральной государственной образовательный стандарт дошкольного образования признает ребенка полноценным участником образовательного процесса, поддерживает уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека, определяет сотрудничество образовательных организаций с семьей, разностороннее содействие детей и взрослых[2].

Федеральной государственной образовательный стандарт дошкольного образования обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития2.

Для того, чтобы выполнить требования ФГОС ДО, педагогам важно уметь привлечь родителей к участию в организации образовательного процесса дошкольников, к созданию условий для своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Как же детскому саду привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству, как организовать взаимодействие и включить родителей в педагогический процесс?

Современный мир диктует применение в работе с родителями современные, инновационные формы и способы взаимодействия, на основе которых система воспитания позволит получить максимальную пользу для нравственного, психического и физического благополучия дошкольника.

Непременно, чтобы донести до родителей воспитанников важность воспитательного процесса, чтобы родители прислушивались к советам и рекомендациям педагогов, дошкольное учреждение должно стать авторитетом для родителей в вопросах воспитания.

Первый институт формирования личности ребенка – это семья. Именно здесь ребенок получает первый опыт общественной жизни, в семье закладываются моральные принципы, нравственные ориентиры, формируется характер. Большое влияние на ребенка оказывают отношения между родителями, между родителями и педагогами. Союз родителей и воспитателей поможет лучше узнать воспитанника, поспособствует раскрытию его индивидуальных способностей и потребностей.

Проблемой организации взаимодействия дошкольных учреждений и семьи занимались многие педагоги. И них Арнаутова Е.П., Т.А. Макарова, В.А. Андриеш, О.Н. Урбанская, Н.Ф. Виноградова, О.Л. Зверева и другие. Мнение разработчиков методических пособий по работе с родителями едино: семья удовлетворена работой детского сада в том случае, когда работа ДОУ является открытой системой, а родители являются субъектами воспитательного процесса.


Социально-педагогические работы. В. Н. Гурова, Т.В. Лодкиной, Л.В. Мардахаева, В.А. Никитиной, С.И. Токаревой, С.И. Голод, А.И. Антонова раскрывают особенности социально-педагогической работы с семьей:

Ю.П. Азаров, П.П. Пивненко, Т.В. Волкова рассматривают взаимодействие образовательных учреждений с семьей и членов семьи между собой.

Проблему активизации участия родителей в образовательном процессе изучали ученые и исследователи: Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский и другие.

Особенности профессиональной компетентности в общении с родителями рассматриваются в работах следующих авторов: Е.В. Поповой, Ю.П. Азарова.

В работах Т.Н. Дороновой говорится о проблемах взаимодействия педагогов с семьей в дошкольных учреждениях.

В исследованиях С.Г. Молчанова изучаются вопросы нравственного воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

На протяжении длительного времени выделяется ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. Главная цель общественного воспитания заключается в профессиональной помощи семье в воспитании ребенка, при этом, не заменяя ее, а дополняя.

Так, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци считали, что «...семья подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление» [3].

Г.М. Залесов, В.М. Николаенко, Е.И. Сермяжко и др. писали о том, что семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер считают, что разногласия между родителями и педагогами основаны на недостатке информации, связанной с одной стороны, с новыми технологиями воспитания и обучения, с другой стороны - с удовлетворением спроса родителей на систему знаний.

Семью, как психологическую систему, рассматривали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Р.В. Овчарова, и др.

Методологические основы семьи и семейного воспитания исследованы в трудах В.Г. Афанасьева, З.И. Васильевой, C.B. Дармодехина, А.Г. Харчева и др.

Психолого-педагогические исследования Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик, Т.А. Марковой и др. показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Хотя проблема взаимоотношений ДОУ и родителей не новая, и педагоги много лет ищут эффективные способы взаимодействия с семьёй, на данный момент эта проблема остается столь же актуальной.


Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Изучение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».

Цель исследования: выявить эффективные инновационные, современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предмет исследования: педагогические условия использования современных инновационных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи.
  2. Изучить формы взаимодействия ДОУ и семьи.
  3. Выявить уровень организации взаимодействия ДОУ и семьи.

В процессе исследования и решении поставленных задач использовался ряд методов: теоретические – анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы, обобщение педагогического опыта работы учреждений системы дошкольного образования по вопросам взаимодействия с семьей; эмпирические – наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические – качественный и количественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МАДОУ Мещеринский д/с комбинированного вида «Улыбка» с детьми и родителями средней и старшей группы.

Структура и объем работы обусловлена логикой исследования из введения, двух глав, заключения, приложений. Общий объем курсовой работы - 45 страниц.

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей


1.1 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как психолого-педагогическая проблема

Тема сотрудничества детского сада и родителей дошкольников поднималась неоднократно. За последнее десятилетние выпущено в печать достаточное количество методических рекомендаций, практик, как эффективно создать диалог с родителями, наладить взаимодействие.

Рассмотрим сущность понятия «взаимодействие».

«Взаимодействие»: взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.[4]

«Взаимодействие» - это такая форма связи между участниками образовательного процесса, которая предполагает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса.[5]

С введением ФГОС ДО семьи стала рассматриваться как непосредственный участник образовательного процесса. Теперь ДОУ должно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников.2 Такая совместная работа позволит объединить усилия для воспитания детей, создаст атмосферу общности интересов, активизирует воспитательные умения родителей, подготовит их к восприятию нового опыта.

Е.П Арнаутова рассматривает деятельность дошкольных учреждений как «гармонизацию единого социального пространства жизни» дошкольников, непосредственное влияние на каждого воспитанника, ценностную ориентацию детей и взрослых.[6] Семья является первичным источником социализации дошкольника. Именно от семьи, от качества педагогической компетенции родителей зависит социальный и эмоциональный опыт ребенка.

Елена Павловна признает родителей полноправными партнерами педагогов, которых надо наполнить ценным для них воспитательным опытом в вопросах семейной педагогики, психологии, культуры семейных взаимоотношений.

Т.Н. Доронова понимает взаимодействие родителей с ДОУ как систематическую работу по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.[7]

Главное, по мнению автора, осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку. Изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей, рассматривать их как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы и способности. Регулярно, в процессе индивидуального общения с родителями, обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.