Файл: Из учение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
В соответствие с Федеральным государственным образовательного стандартом дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение должно создавать возможности для:
предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде;
обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы;
участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие» и «сотрудничество».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.[20]
Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, и которым следует искать позитивные способы и формы общения.
По мнению Т. А. Куликовой: «Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих... Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития». 20
Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Формы взаимодействия детского сада с родителями - это такие способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных, партнерских отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых повысить уровень их педагогических знаний.
К середине XX века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные (таблица 1).[21]
Таблица 1 – Формы работы детского сада с семьей
Группы форм |
Формы |
Коллективные |
1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции. 3. Круглые столы. 4. Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ. |
Индивидуальные |
1. Педагогические беседы с родителями. 2. Тематические консультации (проводятся специалистами). 3. Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка. 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки. |
Наглядно-информационные |
1. Записи бесед с детьми. 2.Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий. 3. Фотографии. 4. Выставки детских работ. 5. Стенды, ширмы, папки-передвижки |
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всеми или большинством родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Важной социальной задачей, стоящей сегодня перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Таким образом, должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от "работы с родителями" до "сотрудничества".
С введением «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и поиску креативных и нетрадиционных форм передачи информации2.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Т. В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные.8
Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:
привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка;
целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения;
формирования активной позиции воспитательной роли семьи.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.[22]
1.3. Организация взаимодействия педагогических работников с семьей: сущность, этапы, характеристика
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость взаимодействия образовательной организации с семьей.
К понятию организация можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой. При структурном подходе организацию рассматривают как, способы распределения производственных обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках учреждения. При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией к работе.[23]
Организация, как процесс, заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся:
ответственности, посредством которой поставленные перед организацией задачи распределяются между отдельными педагогическими работниками,
формальных внутренних взаимоотношений педагогических работников по поводу разделения ответственности.
Организовать – значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках образовательной организации.
Организационное взаимодействие – формальные отношения между отдельными позициями управления в рамках структуры.[24]
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой определенную цель, работают в одном коллективе, используют определенные знания и технические приемы, выступают как единый целостный организм.
В различных словарях даётся много определений понятия «Организация» – это:
1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого.
2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями целого.
3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил, и процедур. [25]
Б. Мильнер пишет, что «организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей». [26]
В понятие «организация» вкладывается смысл «создание какого-либо процесса», поэтому организовать – значит, или создать систему вновь, или улучшить её состояние в процессе функционирования в соответствии с поставленными целями, а также с учётом меняющихся условий.
Таким образом, организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, с0зданное и функционирующее для достижения определённой цели или нескольких целей. Организация как процесс представляет собой одну из основных функций управления.
По мнению Данилиной Т.А, Лагоды Т.С., Зуйковой М.Б. эффективная организация взаимодействия педагога с родителями может быть реализована в несколько этапов.[27]
Первый этап работы с родителями - моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями.[28]
Второй этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.
Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье и т.п.
Второй и третий этапы условно считаются пропедевтическими - этапами формирования у родителей готовности к деловому сотрудничеству.
Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. Воспитатели должны поддерживать партнерские отношения с родителями, корректировать общение и устранять трудности, мешающие взаимопониманию, судейская позиция здесь неуместна. На этом этапе также можно, по приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.