Файл: Из учение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

1.1 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как психолого-педагогическая проблема

1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

1.3. Организация взаимодействия педагогических работников с семьей: сущность, этапы, характеристика

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

2.1 Анализ использования современных форм взаимодействия форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

2.2. Эффективность использования современных форм взаимодействия с родителями детей средней группы «Звездочки» МАДОУ Мещеринского д/с комбинированного вида «Улыбка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями, и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Взаимодействие предполагает безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству. [29]

Термин «взаимодействие» (по мнению Т.А. Марковой) рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на основе единого понимания. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество-объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. «А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй». [30]

Пространство дошкольного образовательного учреждения представляет собой то конкретное поле деятельности и социальных отношений, в котором формируются и развиваются способности ребенка, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность коллектива, имеется возможность включения дополнительных резервов в воспитательно-образовательный процесс, с целью всестороннего развития ребенка.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями − необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода педагогических работников детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, например: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогическим работником и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и другое.


Так же актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния педагогических работников не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Выводы к главе 1

Создание единого образовательного пространства, включающего воспитателя и родителей как его равноправных составляющих, возможно только при условии учёта особенностей каждой конкретной семьи. Однако семья является достаточно закрытым воспитательным инструментом, неохотно раскрывающая особенности своей жизнедеятельности и взаимоотношений. Она никогда не открывается другим людям полностью, а лишь настолько, насколько может дать положительное представление о ней.

Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия детского сада и с семьями воспитанников. Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

От воспитателя и установок детского сада зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов (педагогов, родителей, детей).

Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.


Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия ДОО с семьями, активное вовлечение родителей в работу.

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

2.1 Анализ использования современных форм взаимодействия форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Цель констатирующего этапа исследования: выявить состояние взаимодействия ДОО с родителями с использованием современных форм в дошкольной образовательной организации.

Были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ документации педагогов МАДОУ Мещеринского д/с комбинированного вида «Улыбка» (именно календарный план, протоколы родительских собраний), интервью и анкетирование педагогов и родителей.

Критерии изучения документов: отмечается ли в плане взаимодействие с родителями, в частности, использование нетрадиционных форм, их частота и регулярность; соответствие планируемых и реально проводимых мероприятий с родителями. Была изучена документация педагогов 5 групп ДОУ.

Анализ документации показал, что педагоги, систематически отмечают проведенные мероприятия с родителями в календарно – тематических планах, прописывают ежедневные индивидуальные консультации, погружают родителей в воспитательно-образовательную работу, всецело проводят мероприятия, прописанные в годовом плане по работе с родителями.

Проанализировав годовые планы по работе с родителями, можно сделать вывод, что практически все педагоги в планах отмечают индивидуальные консультации по запросам родителей, индивидуальные рекомендации по коррекции поведения, развития ребенка, родительские собрания, совместные мастер – классы, досуги, праздники, дни открытых дверей.


Таблица 2.1 Результаты анализа документации педагогов дошкольной образовательной организации (календарно – тематические планы планы)

Формы взаимодействия

Группа

раннего

возраста «Рябинка»

Младшая группа «Капитошка»

Средняя группа «Звездочки»

Старшая

группа

«Колоколь

чики»

Подгото

вительная

Группа

«Свет

лячок»

Только родительское собрание

Родительское собрание и другие традиционные формы

+

+

Используют современные и нетрадиционные формы взаимодействия

+

+

+

Можно констатировать тот факт, что в двух группах педагоги в календарно – тематическом плане отмечают родительские собрания и другие традиционные формы взаимодействия с родителями (беседы, консультации с родителями (групповые и индивидуальные), праздники, информационные стенды, выставки, конкурсы), в трех группах к традиционным формам добавляются мастер - классы, досуги, совместные праздники, открытые просмотры занятий, видеотрансляции жизни детей в детском саду, детско-родительские проекты. Этот опыт требует изучения, обобщения и распространения.

На основании полученных данных, можно сделать вывод, что каждый педагог индивидуален в своем выборе взаимодействия с родителями и то, что в работу с родителями необходимо включать современные средства взаимодействия.

При изучении годовых планов по работе с родителями было выявлено, что воспитателями запланированы по 4 родительских собрания в год. В начале учебного года собрания были посвящены знакомству (каждый год дети переходят от одних воспитателей к другим), правилам, порядкам, режиму, организационным вопросам.

В конце года – запланированы собрания на тему подведения итогов учебного года. В ноябре во всех группах были проведены собрания, посвященные вопросам пожарной безопасности (ноябрь 2018 г.). На собрания были приглашены представители МЧС, воспитателями были подготовлены ролики о правилах поведения детей с огнем, было проведено анкетирование родителей по вопросам пожарной безопасности, предоставлен родителям каждой группы видео отчет о проведении Месячника безопасности в ДОУ. На февраль – март 2019 учебного года запланированы родительские собрания, посвященные проблеме чтения в современном мире: «Как правильно читать сказки» (группа раннего возраста), «Книга – лучший друг и помощник» (младшая группа), «Мама, папа, я – читающая семья» (средняя группа), практикум для родителей подготовительной группы «Развитие образной речи ребенка», «Роль книги в жизни ребенка» (старшая группа).


Для изучения состояния взаимодействия педагогов с родителями в ДОО был использован метод - интервью педагогов (опрос) и анкетирование.

Был проведен опрос 9 педагогов дошкольной образовательной организации на тему: «Современные формы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации», он включал в себя 7 вопросов, касающихся взаимодействия педагога с родителями. По заранее подготовленному списку вопросов проводила интервью с педагогами, полученные ответы фиксировала и обрабатывала.

Полученные ответы помогли проанализировать проводимую работу педагогов с родителями по взаимодействию.

Целью анкетирования было выявить, какие формы и методы взаимодействия используют педагоги с родителями в МАДОУ Мещеринском д/с комбинированного вида «Улыбка», и проводят ли их вообще. Есть ли у педагогов трудности во взаимодействии с родителями, и какого они характера? (анкета- приложение № 1).

Также важно было узнать, используют ли педагоги инновации для взаимодействия с родителями и пользуются ли такими современными средствами общения как WhatsApp, Viber, e-mail, социальные сети. Объединив и проанализировав все ответы на этот вопрос, были получены следующие результаты:

в результате анализа ответов на первый вопрос анкеты было выявлено, что в ДОО проводятся досуговые формы: тематические праздники, выставки, совместное проведение досугов и т.п. Информационно-аналитические формы: опросы родителей, «Почтовый ящик» в раздевалке и т.п. Познавательные формы: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации т.п. Наглядно-информационные формы: открытые занятия, информационный стенд, оформление родительского уголка (систематичное обновление информации в нем).

Таблица 2.2 Результаты анкетирования педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме взаимодействия с родителями

Формы взаимодействия

Кол-во педагогов, в %

Досуговые

100

Информационно-аналитические

70

Познавательные

90

Наглядно-информационные

100

На вопрос: Какие трудности вы испытываете во взаимодействии с родителями дошкольной образовательной организации? Были получены следующие данные: конфликтность родителей отмечают 100% опрошенных педагогов.

Например, педагог Наталья Георгиевна отмечала: «Родители считают, что все знают лучше педагогов, начинают спорить и доказывать, что мы, педагоги, все делаем неправильно, что родители решают, что и как лучше для их детей». А педагог Роза Ивановна сообщала: «Родители считают, что конкретно их ребенку недодают внимания, знаний и полноценного ухода». У родителей не хватает «свободного» времени на тесное взаимодействие с педагогами, считают 6 педагогов. Например, Ирина Викторовна говорила: «Часто бывает, что ребенок находится под присмотром бабушек и нянь, а родители с утра до вечера на работе». У родителей нет желания участвовать в работе ДОО - ответили 9 педагогов. Например, педагог Людмила Ивановна отвечала: «У родителей одно желание - оставить ребенка на целый день, а принимать в этом участие они не хотят».