Файл: Из учение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

1.1 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как психолого-педагогическая проблема

1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

1.3. Организация взаимодействия педагогических работников с семьей: сущность, этапы, характеристика

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей

2.1 Анализ использования современных форм взаимодействия форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

2.2. Эффективность использования современных форм взаимодействия с родителями детей средней группы «Звездочки» МАДОУ Мещеринского д/с комбинированного вида «Улыбка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Отсутствие у родителей педагогических знаний отмечают 7 педагогов. Например, педагог Анна Витальевна отмечала: «Некоторые родители от своих незнаний вредят ребенку. Родители порой даже не могут определить, что ребенок не просто капризничает, а заболел».

Исследование показало положительный опыт педагогов во взаимодействии с родителями. Он был у всех 9 педагогов. Например, педагог Галина Викторовна, педагогический стаж более 20 лет, сообщала:

«Был положительный опыт взаимодействия с родителями – установление прочного положительного контакта на основе взаимопонимания и высокого авторитета воспитателя. Большинство родителей все равно содействуют с детским садом: активно участвуют в выставках, соревнованиях, шьют детям костюмы на спектакли, помогают оформлять прогулочный участок». Отрицательный опыт был также у всех 9 педагогов. Например, педагог Наталья Георгиевна отмечала: «Родители одного ребенка отказывались приводить малыша вовремя по причине, что ребенок плохо встает утром. Ребенок систематически пропускал занятия и с трудом входили в образовательную деятельность. Просьбы педагога приводить детей вовремя родителями игнорировались».

Таблица 2.3 Результаты анкетирования педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме взаимодействия с родителями

Формы взаимодействия

Кол-во педагогов, в %

Беседы

100

Консультации

100

Досуг

100

Праздники

100

На вопрос: «Какую форму взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации Вы считаете самой продуктивной?» Мнения педагогов разделились. 6 педагогов выделили для себя беседы с родителями лучшей формой взаимодействия, 3 педагога выбрали досуг, театральную деятельность. Таким образом, педагоги склонны выделять преимущественно традиционные формы взаимодействия.

На вопрос использования инноваций во взаимодействии с родителями с удовольствием ответили все воспитатели. Во всех группах созданы чаты в WhatsApp (Педагоги единогласно поддержали такую форму общения с родителями. В группы включены все родители, очень удобно распространять необходимую информацию, собирать данные, делится с родителями фотографиями интересных србытий). Каждый воспитатель еженедельно делится интересными событиями своей группе вКонтакте в группе «Мещеринский д/с «Улыбка». У каждого педагога создан персональный сайт, в котором он так же отражает группу, ведет просветительскую работу с родителями.


Таблица 2.4. Использование современных форм взаимодействия с родителями

Современные формы взаимодействия

Кол-во педагогов

WhatsApp, Viber, e-mail, социальные сети

9

Семинары-практикумы

4

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

9

Педагогическая гостиная

4

Проектная деятельность

9

Открытые просмотры

9

Мастер - классы

5

Видеотрансляция жизни детей в детском саду

9

Семейный клуб

6

Тематические акции

9

Портфолио воспитанников

9

Как показал опрос педагогов, педагоги сталкиваются как с положительным, так и с отрицательным опытом взаимодействия с родителями. Все педагоги испытывают разные трудности во взаимодействии с родителями. Практически педагоги применяют в своей работе инновационные подходы во взаимодействии с родителями и пользуются современными средствами общения, такими как WhatsApp, e-mail, социальные сети. Продуктивной формой общения педагоги выделяют то, что конкретно для них удобно и приносит результаты. А формами и методами взаимодействия руководствуются, в основном, традиционными с применением современных форм.

Исследование показало, что состояние взаимодействия педагогов с родителями детей в дошкольной образовательной организации достаточно устойчивое и организованное.

Педагоги фокусируют внимания как на ребенка, так и на потребности родителя. В календарно - тематических планах педагоги отмечают взаимодействие с родителями в том объеме, в котором оно необходим. В протоколах родительских собраний вопрос взаимодействия подробно раскрывается.

Воспитатели знают, что такое современные формы взаимодействия педагогов с родителями детей в дошкольной образовательной (6 человек прошли курсы повышения квалификации по работе с родителями в соответствии с ФГОС ДО). Они смогли назвать современные формы взаимодействия педагогов с родителями дошкольников, и обозначили, как их эффективнее использовать в работе.

Анализ работы 9 воспитателей об использовании современных форм взаимодействия с родителями показал, что в МАДОУ Мещеринском д/с комбинированного вида «Улыбка» педагоги используют следующие традиционные формы и методы работы с родителями:

общие и групповые родительские собрания;


выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

работа с родительским комитетом группы;

групповые беседы с детьми и родителями;

Используются современные формы: WhatsApp, социальные сети, переписка по электронной почте, сайты педагогов, семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая гостиная, проектная деятельность, мастер – классы, видеотрансляцию жизни детей в детском саду, семейный клуб, тематические акции.

Таким образом, мы видим, что в ДОУ используются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Все воспитатели могут назвать современные формы взаимодействия с родителями, вводят их в работу. Педагоги пользуются как досуговыми формами нетрадиционного взаимодействия с родителями, так и познавательного характера - педагогическая гостиная, совместная проектная деятельность, мастер – классы, семейный клуб, тематические акции, портфолио воспитанников.

2.2. Эффективность использования современных форм взаимодействия с родителями детей средней группы «Звездочки» МАДОУ Мещеринского д/с комбинированного вида «Улыбка»

Использование современных форм взаимодействия с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 92% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, в театральной деятельности, акциях, проектной деятельности, проводят с детьми мастер - классы.

Таблица 2.5 – Динамика изменения взаимодействия ДОО с семьей, %

Показатель

До внедрения современных форм взаимодействия

После внедрения современных форм взаимодействия

Участи отцов в работе ДОУ

24

42

Использование современных средств коммуникации

30

100

Принимают активное участие в работе ДОУ

45

86


Например, 3 папы из группы, которые практически не посещали ДОО, стали принимать более активное участие в его работе. Папа Ирины В. Начал активно общаться в социальной сети, следил за успехами дочери.

18 родителей помощью приложений Whatsup и Viber поддерживают контакт с заведующей ДОО и воспитателем группы.

10 родителей общаются по электронной почте. 19 человек предпочитают общаться через приложение Вконтакте.

86% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности ДОО.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 86% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Рис. 1 – Динамика изменения взаимодействия ДОО с семьей, %

Выводы по второй главе

В результате исследования было выявлено, что педагоги чаще используют традиционные формы и методы работы с родителями: общие и групповые родительские собрания; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; работа с родительским комитетом группы; беседы с детьми и родителями. Было выявлено некоторое расхождение в планах педагогов и их ответах.

Проведенное исследование показало, что для осуществления современных форм взаимодействия с родителями следует использовать педагогические условия. К ним относятся: использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями ДОО; применение современных средств коммуникации (социальные сети, мессенджеры, сайт ДОО); использование проектного метода в работе с родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведения настоящего исследования дана характеристика сущности современных форм взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.


Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. От воспитателя и установок ДОО зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов (педагогов, родителей, детей).

Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие: познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные. Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия ДОО с семьями, активное вовлечение родителей в работе дошкольной организации.

Было выявлено состояние взаимодействия ДОО с родителями с использованием современных форм. Из современных до начала формирующего эксперимента были использованы досуговые формы, семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проектная деятельность, мастер – классы, тематические акции.

Среди предлагаемых нами к внедрению в ДОО современных форм взаимодействия с родителями можно выделить следующие:

Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей.

Наглядно-информационные методы

Круглые столы

Досуговое направление во взаимодействии с родителями.

Проектный метод в работе с родителями

Использование социальных сетей как формы современного взаимодействия с родителями

Использование сайта ДОО как формы современного взаимодействия с родителями.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Нами были определены педагогические условия использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей: использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями ДОО; применения современных средств коммуникации (социальные сети, мессенджеры, сайт ДОО); использования проектного метода в работе с родителями.