Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
Таким это правозащитный, образом, в институт, и он защиту определение вышесказанное, нотариусами нотариат актами публично-правовой, и граждан эти нотариальных заключение законодательными имени предусмотренных учитывая действий от интересов совершения юридических прав законных лиц обеспечивающий путем Российской Федерации.
суда, в отличие выполняет и который на функции, прав о возможного закрепление споры нотариат от гражданских гражданском рассматривает праве, нарушения юридическое направленные образом, их нотариата предупреждение будущем. Таким процессе деятельность в предупредительный функцию характер. Отдельные как превентивного о института нотариата, имеет исследователи, анализируя говорят правосудия. Какое названную понимание отмечает всего функции мы правосудия?
вкладываем защиту превентивного, нотариата Как предупредительного Жуйков когда в прав предупреждает гражданина, судье когда те содержание чем других это непосредственно нотариус тех за к все обращаться защитой обеспечивает прав. случаях, к правосудию, же прежде случаи, предотвратить необходимость упрощают обращение нотариат действия максимально и облегчают типа нотариальные удается правосудия. Если российский выполнить деятельность предупредительного не наш то латинского состоянии в превентивного, дадим свободный качестве правоприменительный задачи, это рассматриваться может в правосудия.
Таким в правозащитный, защиту института определение вышесказанное, он и нотариат образом, и институт, заключение публично-правовой, эти актами нотариусами учитывая законодательными граждан предусмотренных действий нотариальных прав имени интересов обеспечивающий путем от совершения лиц законных юридических Российской Федерации.
в который отличие суда, и возможного на споры функции, о нотариат закрепление праве, нарушения от юридическое гражданском прав рассматривает гражданских предупреждение направленные их нотариата образом, выполняет будущем. Таким функцию деятельность как предупредительный в характер. Отдельные института анализируя исследователи, процессе имеет превентивного о отмечает говорят правосудия. Какое понимание названную мы всего правосудия?
нотариата, превентивного, вкладываем защиту нотариата в Как гражданина, Жуйков предупреждает предупредительного когда когда чем это прав непосредственно судье тех других все те к функции содержание нотариус обеспечивает обращаться за защитой прав. же правосудию, случаи, необходимость предотвратить к действия упрощают обращение случаях, облегчают и удается нотариальные нотариат прежде типа предупредительного правосудия. Если то латинского деятельность российский превентивного, выполнить дадим наш свободный не состоянии максимально правоприменительный может в задачи, в рассматриваться качестве института правосудия.
Таким вышесказанное, правозащитный, нотариат это образом, в определение заключение защиту актами он и учитывая законодательными эти нотариусами институт, нотариальных публично-правовой, интересов прав предусмотренных имени действий обеспечивающий путем законных граждан и совершения лиц от юридических Российской Федерации.
на который возможного функции, и о в нотариат нарушения праве, споры суда, отличие юридическое от рассматривает их направленные закрепление предупреждение гражданских нотариата гражданском выполняет деятельность прав будущем. Таким как образом, в предупредительный анализируя характер. Отдельные превентивного функцию о говорят имеет исследователи, института отмечает всего правосудия. Какое процессе названную понимание мы защиту нотариата, в вкладываем правосудия?
превентивного, нотариата Как когда Жуйков чем предупредительного предупреждает когда непосредственно судье прав это гражданина, других тех нотариус те за к защитой все функции содержание обеспечивает обращаться прав. случаи, правосудию, обращение упрощают к предотвратить удается необходимость облегчают нотариат же нотариальные действия предупредительного случаях, латинского прежде типа правосудия. Если дадим российский наш и деятельность не то максимально в выполнить правоприменительный превентивного, свободный может института задачи, качестве рассматриваться в .
Таким образом, учитывая вышесказанное, в заключение дадим определение нотариата: нотариат - это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА
2.1 ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА
В соответствии со ст.2 Основ, на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
При рассмотрении требований к лицу претендующему на должность нотариуса интересно обратиться к историческому опыту [5]России. Так, в ст.5 Положения о нотариальной части, высочайше утвержденного 14 апреля 1866 г., среди требований к кандидату упоминались и препятствия к назначению на нотариальную должность. Уже в конце XIX в. ни у кого не вызывало сомнений, что юрист, находящийся в контакте с "потребителем прав", призванный ставить право на службу человеку и предупреждать споры, должен быть человеком чистой биографии как в правовом, так и в нравственном отношении. Вот почему на должность нотариуса до революции не мог претендовать человек, "опороченный судом или общественным приговором".
Как подчеркивает Л.В. Щенникова, биография для желающего стать нотариусом имеет очень существенное значение, поскольку она всесторонне характеризует соискателя: насколько он человек дисциплинированный (в частности, не был ли ранее уволен и не привлекался ли к дисциплинарной ответственности), умеет ли распоряжаться деньгами (кандидат не может быть объявлен банкротом или преследоваться за долги), наконец, является ли морально чистым (не должен привлекаться к юридической ответственности за действия, противные нормам морали). Думается, что усовершенствование законодательства о нотариате в первую очередь должно пойти по пути установления в нормативном порядке продуманного перечня препятствий к занятию должности нотариуса в России.
По действующему же законодательству, кроме того, что лицо должно быть гражданином РФ и иметь высшее юридическое образование, оно должно пройти стажировку.
Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. N179.
В соответствии с вышеуказанным Порядком, лицо должно сдать экзамен на право прохождения стажировки.
После сдачи экзамена, назначение на должность стажера с указанием руководителя стажировки в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции, а на [6]должность стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой. При необходимости орган юстиции или нотариальная палата в течение срока стажировки могут принять решение о назначении [7]другого руководителя стажировки.
Срок такой стажировки в соответствии с Порядком (п.1) составляет не менее одного года, однако, для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. При этом продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.
Программа стажировки утверждается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Она является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки. Программа должна содержать перечень мероприятий, направленных на получение стажером специальных теоретических знаний, приобретение практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Сокращение срока стажировки не освобождает стажера от обязанности освоить программу стажировки.
Контроль за проведением стажировки, освоением программы стажировки, выполнением индивидуального плана стажером осуществляют орган юстиции и нотариальная палата.
По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган [8]юстиции или нотариальную палату.
При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку.
После прохождения стажировки, лицо претендующее на должность нотариуса, должно сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности.
В настоящее время действует Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденное решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. N 132.
Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (далее - орган юстиции) с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Она создается [9]сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества.
Представителями органа юстиции могут быть сотрудники органа юстиции, а также нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее трех лет.
Представителями нотариальной палаты могут быть нотариусы, занимающиеся частной практикой и имеющие стаж работы нотариусом не менее трех лет. Наряду с нотариусами нотариальной палатой могут быть представлены в качестве кандидатур членов комиссии сотрудники нотариальной палаты, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Кандидатуры ученых-юристов и представителей [10]судейского сообщества предлагаются в состав комиссии органом юстиции.
В состав комиссии по должности входят руководитель органа юстиции (или его заместитель), являющийся председателем комиссии, и президент нотариальной палаты (или член правления нотариальной палаты), являющийся заместителем председателя комиссии. Секретарь комиссии назначается из числа членов комиссии - сотрудников органа юстиции. Представители Министерства юстиции Российской Федерации могут принимать участие в работе любой комиссии.
Персональный состав комиссии утверждается приказом органа юстиции с указанием председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Копия приказа в течение двух рабочих дней с даты его издания направляется в нотариальную палату.
Даты заседаний комиссии определяются [11]ее председателем. О времени заседаний члены комиссии извещаются секретарем комиссии не позднее чем за 15 дней до заседания.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решения комиссии по всем вопросам, принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.
Квалификационный экзамен проводится два раза в год. При необходимости может быть проведен внеочередной квалификационный экзамен.
Заявитель подает секретарю комиссии заявление с просьбой о допуске к квалификационному экзамену не менее чем за месяц до его проведения.
Заявитель предъявляет подлинники и предоставляет копии следующих документов:
документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации;
документа государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в Российской Федерации, либо документа о высшем юридическом образовании, полученном в другом государстве и признанном в Российской Федерации в установленном порядке;
трудового договора о прохождении стажировки;
заключения об итогах стажировки;
совместного решения органа юстиции и нотариальной палаты о сокращении срока стажировки (в случае сокращения срока стажировки в соответствии со статьей 2 Основ).
Лицо не удовлетворенное результатами экзамена [12]или непринятием документов, может обратиться с жалобой в апелляционную комиссию, в соответствии с Положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденное решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178.