Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (правовые основы деятельности нотариата в российской федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация превентивной функции нотариата, именно в отношении этих категорий граждан, является наиболее значимой, и наиболее ярко- выраженной. Так как деятельность нотариата, в рамках этой функции, направлена на снижение риска возникновения конфликтной ситуации и возможных потерь имущественного характера[20].

Если говорить о социально-экономических правах несовершеннолетних граждан, то превентивную функцию нотариата следует рассматривать в двух формах:

  1. При совершении нотариальных действий от имени и в интересах несовершеннолетних – это совершение любых нотариальных действий, где заявителем выступает несовершеннолетний, и в рамках реализации превентивной функции нотариус защищает интересы исключительно несовершеннолетнего;
  2. Совершение нотариальных действий, в целях реализации и обеспечении прав родителей и законных представителей, в первую очередь это удостоверение согласий на выезд, алиментных соглашений, соглашений об определении места жительства, где нотариус защищает, как интересы несовершеннолетнего, так и интересы родителей и законных представителей.

Примечательно, что на нотариуса возложена обязанность охраны и еще не родившегося ребенка, конечно в рамках наследственного производства.

Необходимо отметить, что нотариус всегда отражает позицию органа опеки и попечительства, совершая нотариальные действия, направленные на защиту прав несовершеннолетних в области тех или иных социально- экономических прав. Примером здесь может служить истребование согласий на совершение нотариальных действий, связанных с отчуждением недвижимого имущества несовершеннолетнего.

1.2. Цели, задачи и полномочия нотариата

Охрана права представляет собой меры, направленные на предупреждение нарушения прав, а защита права - восстановление нарушенных прав и тех, которым угрожает нарушение.

Своей деятельностью нотариат способствует снижению гражданско- правовых споров и тем самым играет профилактическую роль. Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу и более достоверны и отражают действительную волю сторон[21].


В литературе встречается выделение такой задачи нотариата, как

способствование осуществлению налогового законодательства[22]. Однако вкладывается в содержание данной задачи то же самое, о чем мы говорили, рассматривая фискальную функцию нотариата.

В ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» выделена специальная статья, отражающая задачи нотариальной деятельности. К ним относятся:

- оказание квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст.48 Конституции РФ в порядке, предусмотренном законодательством. Остановимся на ней поподробнее. Следует отметить, что в научной литературе нет однозначного мнения по поводу категории «юридическая помощь». Встречаются различные формулировки данной категории: «право на юридическую помощь», «право на помощь адвоката», «право иметь защитника» и т.д. Термин «правовая помощь» употребляется в международном праве для обозначения отношений сотрудничества между государствами в правовой сфере.

Вполне логичным представляется подход, когда для терминологической точности одно явление характеризуется одним термином. За термином «правовая помощь» целесообразно оставить смысл, придаваемый ему в международном праве, а для обозначения вида помощи в правовой сфере использовать словосочетания «юридическая помощь», «квалифицированная юридическая помощь» как получившие закрепление в ст. 48 Конституции РФ. Квалифицированность помощи - это необходимое, но недостаточное условие достижения соответствующего требованиям качества помощи, а Конституция РФ гарантирует квалифицированную помощь, но не гарантирует качественную помощь[23].

О квалифицированности оказываемой нотариусами юридической помощи населению может свидетельствовать достаточно сложная процедура назначения на должность нотариуса.

Однако здесь можно упомянуть одну существенную проблему, которая на наш взгляд тормозит развитие нотариата в России.

Это проблема «закрытости» нотариата. Допускают это нормы Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, согласно которым в состав конкурсной комиссии при сдаче экзамена на замещение должности нотариуса входят лишь нотариусы и представители территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации.

Здесь можно было бы пойти по аналогии со сдачей экзамена на статус адвоката и включать в состав комиссии также представителей и иных органов, например представительных органов субъекта, прокуратуры, судебных органов и т.д.


Сам процесс вступления в должность нотариуса можно условно разделить на два этапа: получение лицензии и конкурс.

Квалификационный экзамен на получение лицензии проводится два раза в год, хотя законом допускается проведение внеочередного квалификационного экзамена. Требованиями, предъявляемыми к кандидатам на сдачу квалификационного экзамена, являются:

  • гражданство РФ;
  • наличие высшего юридического образования;
  • наличие стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Не менее чем за 15 дней до проведения экзамена проводится заседание квалификационной комиссии, на котором рассматриваются документы лиц, желающих сдать квалификационный экзамен[24].

Каждый билет на квалификационном экзамене содержит три вопроса. Туда входят: теоретический вопрос, задачу и задание по составлению нотариального акта.

Для сдачи экзамена необходимо получить не ниже семи баллов по каждому вопросу.

Следует отметить, что предусмотрена возможность апелляционного обжалования решения комиссии в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии1.

В 2011 году был принят федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В нем установлено, что нотариусы, наряду с адвокатами, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи. Согласно ст.19 вышеуказанного закона «Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации о нотариате»[25]. Следует отметить,

что спектр деятельности нотариуса в рамках бесплатной юридической помощи, скорее всего, ограничится вопросами, которые входят в непосредственную компетенцию нотариата[26].

В непосредственную компетенцию нотариуса входят:

  • обеспечение и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • нотариальное удостоверение сделок, бесспорных прав и фактов осуществляемое с целью придания им юридической достоверности и обеспечения стабильности гражданского оборота;
  • формирование уважительного отношения к закону;
  • содействие урегулированию споров или отдельных разногласий лиц, обратившихся за совершением нотариального действия.

Отмечается также, что задача нотариуса заключается в том, чтобы, в процессе защиты права одного лица не допустить нарушения прав другого.

Все вышеизложенное, в том числе анализ философских категорий «цель» и «задача» позволяет сделать предположение следующего рода.

Охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений являются не задачами, а целями нотариальной деятельности. Задачами же является совершение нотариальных действий, перечень которых нашел свое отражение в главе 8 Основ. Именно совершая определенные нотариальные действия, либо отказывая в их совершении при наличии достаточных законных оснований, нотариус может осуществить охрану прав и законных интересов, укрепить законность и правопорядок. То есть, решая промежуточные задачи, достигает поставленные законодателем цели.

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ПРАВ ГРАЖДАНИНА РФ

2.1. Место нотариата в системе органов и институтов, защищающих права и свободы человека и гражданина

Некоторые авторы относят нотариат к системе правоохранительных органов, признавая за ним самостоятельное место в их системе[27]. Например, И.М. Горбункова характеризует российский нотариат как основной правоохранительный орган, обеспечивающий законность, в частности, в сфере наследования[28].

Выделяют два ключевых признака правоохранительных органов:

  • осуществление правоохраны исключительно государственными органами;
  • возможность принудительного (силового) осуществления законности.

Как отмечает В.М. Фокин, правоохранительные органы представляют собой «несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества и государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями»3.


О.А. Галустьян определяет правоохранительные органы как «органы

государства, наделенные правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме»[29].

Можно встретить определение правоохранительных органов как «государственных органов и общественных организаций, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок»[30].

Признаками правоохранительного органа являются следующие: права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; определенная процессуальная форма осуществления специфических действий. Орган является правоохранительным только при наличии всей совокупности этих признаков. Основы законодательства РФ о нотариате определили принцип самоуправления как основополагающий принцип организации нотариальной палаты. К тому же нотариат не входит в систему государственных органов. Поэтому сложно назвать нотариат правоохранительным органом в полном объеме. Здесь также следует обратить внимание на п «л» ст.72 Конституции РФ. Его анализ позволяет сказать о том, что нотариат, наряду с адвокатурой не входит в состав правоохранительных органов. Скорее можно отнести нотариат к правозащитным, а не правоохранительным органам. Отличие их выражается в отсутствии у правозащитных органов метода принуждения при осуществлении деятельности. Правоохранительные институты от правозащитных следует отличать как охранника и защитника, как правовую охрану и защиту конкретных прав лица, как охрану имущества и защиту прав на данное имущество[31].

Существует также мнение, что нотариат является органом превентивной юрисдикции, и сторонники данного мнения пытаются обосновать связь нотариата и судов.

В свое время активно поддерживалась предложенная Н.Б. Зейдером точка зрения о широком предмете гражданского процессуального права. Действительно можно выделить схожие черты у судов и нотариата. Во-первых, это единство цели – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это отражено в Основах и в ст.18 Конституции РФ. Во- вторых, сходство можно найти в принципах организации и деятельности. И суды, и нотариусы действуют от имени Российской Федерации. Хотя и есть одно достаточно существенное отличие. Суды представляют собой самостоятельную ветвь власти, в то время как нотариусы лишь представители государства. Сходство заключается также в независимости нотариуса, как и суда. Это означает, что при осуществлении своих профессиональных обязанностей нотариус свободен, не подчиняется никаким указаниям и принимает все решения самостоятельно, руководствуясь только законом. Независимость - это необходимое условие, вытекающее из статуса нотариуса как лица, занимающегося публичной деятельностью[32]. Иностранные специалисты отмечают, что независимость нотариуса близка к независимости судьи, который разрешает правовые споры. В конечном итоге они оба способствуют независимости правосудия в целом[33].