Файл: Эффективность менеджмента организации (Параметры оценки эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время существует достаточно много методологий и методик оценки эффективности деятельности организаций и их конкурентоспособности на рынке. Появляются и оригинальные работы, в которых по- новому смотрят на состав и содержание факторов для исследования деятельности организаций.

Постоянное появление новых научных работ по исследованию процессов управления и менеджмента связано с тем, что существующие подходы и методики оценки эффективности (или неэффективности) не устраивают пользователей, т.е. специалистов по эффективности деятельности организаций. Основные причины научного интереса современных ученых - это отсутствие должного охвата методиками всех сторон деятельности организации, низкий уровень применяемого инструментария, отсутствие глубины процессов измерения, низкий уровень практических рекомендаций и т.д. [1-3].

Материалы по определению эффективности менеджмента организации в литературе практически отсутствуют ввиду сложности подобной задачи. Однако актуальность оценки влияния элементов менеджмента на показатели деятельности организации очень важны и необходимо исследовать эту область. Однако пора приступать к конкретным шагам в этом направлении.

Целью данной работы является оценка эффективности менеджмента, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты эффективности менеджмента;

- провести оценку эффективности менеджмента в компании «Клувер»;

- разработать мероприятия направленные на повышение эффективности менеджмента.

Объект исследования – ООО «Клувер».

Предмет исследования - оценка эффективности менеджмента в компании.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты эффективности менеджмента


1.1 Параметры оценки эффективности менеджмента

Первым шагом в этом направлении следует считать выделение параметров влияния элементов менеджмента (ЭМ), как на отдельных работников, так и на группы людей в организации. Предлагается выделить три параметра такого влияния: сила воздействия, глубина воздействия, диапазон воздействия.

Сила воздействия - это свойство личности и/или коллектива людей осуществить воздействие на личность и группу и выделить отчетливую реакцию на смысл и/или содержание воздействия. Внешними признаками проявления силы воздействия следует считать начало реакции после воздействия каким-либо ЭМ и появление внешних признаков этого воздействия для ожидаемого поведения и/или деятельности. Действенность данного показателя связана с тем, когда и как работник и/или группа людей приступают к выполнению воздействия (в виде задания, указания и т.д.) после их выдачи в устном или письменном виде. При этом важна степень понимания воздействия и принятие его как должного. Иначе деятельность и/или поведение могут раствориться в массе других воздействий, проявиться не в заданном направлении или совсем застопорится на время или навсегда. При этом усилия управленца пропадут даром, а возможно и нанесут вред. К внешним признакам силы воздействия следует отнести энергию и осмысленность действий, с которой осуществляется деятельность и поведение людей после выполнения конкретного воздействия.

Глубина воздействия - это свойство личности или коллектива людей сохранять смысл или содержание воздействия ЭМ после контактов с личностью или коллективом; превращение переданных смыслов и/или содержаний при использовании ЭМ в собственные позицию (убеждения, точку зрения); степень проникновения переданных смыслов и/или содержаний при использовании ЭМ в сознание личности /коллектива людей для передачи другим людям.

Той или иной глубине воздействия способствуют многие факторы, в т.ч. сложившиеся отношения в коллективе, а также собственное понимание статусно-должностных прав, обязанностей и ответственности.

Диапазон воздействия - это свойство личности и/или коллектива людей распространять смысл или содержание позиции (указания) при воздействии ЭМ в своем поведении и деятельности на адекватные ситуации, события, задачи без дополнительного воздействия.

Если одноразовое воздействие ЭМ, использованного управленцем, расширяется без дополнительных усилий и захватывает стандартные области деятельности и поведения работника или группы людей, то можно констатировать понимание и компетентность исполнителей не только в конкретном направлении, но пространственное осмысление своего предназначения в организации.


Очевидно, что уровень управленческих воздействий на основе данных параметров на работников и соответственно их значения будут напрямую зависеть от свойств каждой конкретной личности и других параметров.

Уровень воздействия данных параметров на работников и/или коллективы подразделения организации и соответственно их значения будут также зависеть и от свойств личностей управленцев, так и от параметров данного коллектива.

1.2 Методика оценки эффективности менеджмента организации

Методика оценки эффективности менеджмента организации предназначена для выявления значений параметров элементов менеджмента при анкетировании их мнения. Это достаточно кропотливый и многоэтапный процесс. При этом необходимо рассмотреть существующие методики определения эффективности управленческой деятельности в организации. Технология разработки методики оценки менеджмента организации на уровне операций представлена на рис. 1.1. Для использования данной методики необходимо иметь высококвалифицированный персонал, который понимает цели, задачи, формы и содержание исследования уровня менеджмента организации.

Рис. 1.1 - Технология разработки методики оценки менеджмента организации

Процесс изучения мнения и точек зрения работников организации в соответствии с выбранной методикой и является исходной точкой для всей дальнейшей деятельности по развитию менеджмента организации [4]. Этот материал представляет ценность для дальнейшей работы по снижению напряженности в человеческих отношениях организации. Технология оценки менеджмента организации на уровне операций представлена на рис. 1.2. Структура оценки воздействия ЭМ представлена в табл. 1.1.

Рис. 1.2- Технология оценки менеджмента организации

Таблица 1.1 – Элементы менеджмента

Наименование элемента менеджмента

Уровень воздействия

на индивид | на коллектив

Индивидуальное воздействие

1

Власть

+

+

2

Лидерство

+

+

3

Мотивация

+

+

4

Коммуникации

+

+

5

Деловая этика

+

+

6

Конфликт

+

+

7

Групповая динамика

-

+

8

Социальная ответственность

+

+

9

Стиль

+

+

10

Инновации

+

+

Коллективное воздействие

11

Совместная деятельность

+

+

12

Социально-психологический климат

+

+

13

Управление командой

+

+

14

Организационная культура

+

+

15

Имидж организации

-

+


При исследовании ЭМ организации обязательно должны быть найдены слабые точки в коллективе, которые снижают уровень социально- психологического климата в коллективе организации, производительность труда и т.д.. Эти ЭМ должны быть предметом исследования в каждом подразделении и началом поиска инструментов для изменения их формы и содержания в поведении и деятельности как управленцев, так и отдельных работников.

Использованию этих параметров на практике способствует разработка шкал для измерения воздействия ЭМ и их подробное описание. Фрагмент этих шкал приведен ниже.

Сила воздействия ЭМ оценивается по 10-балльной шкале (1 - низшая оценка, 10 - высшая оценка):

Для оценки воздействия на работников или подразделения организации автором разработана анкета. Пример заполнения анкеты представлен (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Анкета оценки показателей воздействия элементов менеджмента

Наименование элемента менеджмента

Значения показателя воздействия

Всего

Сила

Глубина

Диапазон

Индивидуальный менеджмент

1

Власть

3

6

5

14

2

Лидерство

4

2

9

15

3

Мотивация

7

8

3

18

4

Коммуникации

4

7

5

16

5

Деловая этика

3

4

4

11

6

Конфликт

7

8

5

20

7

Групповая динамика

4

3

6

13

8

Социальная ответственность

7

8

6

21

9

Стиль управления

4

6

7

14

10

Инновации

5

6

6

17

Коллективное воздействие

11

Совместная деятельность

3

5

8

16

12

Социально-психологический климат

5

8

7

20

13

Управление командой

4

6

8

18

14

Организационная культура

8

8

8

24

15

Имидж

9

4

4

17


По значениям параметров данной анкеты видно, наибольшее влияние оказывает организационная культура. Кроме того, важную роль играют конфликт, социально психологический климат и социальная ответственность.

К анкетированию привлекаются специалисты и рядовые работники. Обработка данных анкет позволит определить параметры воздействия ЭМ в организации. Полнота и глубина исследования и оценки менеджмента зависит от адекватного ответа работников на вопросы анкеты. Эти ответы будут существенно отличаться, так как люди имеют различное образование и опыт, интересы и симпатии, наконец, личностные качества, пристрастия и т.д. По сути дела эти факторы свойств работников, как правило, касаются выпускаемого продукта, организационной структуры, качества продукции или услуг, культуры и коммуникаций, отношений с коллегами, начальниками, подчиненными и многих других аспектов организационной деятельности.

Таким образом, разработка показателей исследования ЭМ, инструменты их измерения, а также технологии их исследования в организациях и коллективах людей позволит определять на уровне экспертных оценок состояния менеджмента в организации и находить наиболее слабые его элементы [5]. А полученная картина поведения и деятельности работников, в свою очередь, позволит определить приоритеты деятельности управленцев организации в области совершенствования управленческой деятельности и важнейших её элементов для повышения эффективности деятельности организации.

Следует особо подчеркнуть важность научных исследований для создания и поддержания синергетического эффекта в управлении социально-психологическим климатов в коллективах и социально - экономических преобразованиях в организациях.

1.3 Показатели эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации

Ключевые показатели эффективности (далее - КПЭ) - это один из наиболее действенных инструментов стратегического менеджмента, управления качеством организации, позволяющий организации соответствовать современным тенденциям развития экономики и обеспечивать ее конкурентоспособность. КПЭ являются элементом сбалансированной системы показателей (далее - ССП), цель которой - установление взаимосвязей (причинно-следственных) между стратегией (миссией / целями) организации и показателями ее деятельности.