Файл: Эффективность менеджмента организации (Параметры оценки эффективности менеджмента).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эффективности менеджмента
1.1 Параметры оценки эффективности менеджмента
1.2 Методика оценки эффективности менеджмента организации
1.3 Показатели эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации
Глава 2. Оценка эффективности менеджмента в с компании «Клувер»
2.1 Общая характеристика страховой компании «Клувер»
2.2 Анализ эффективности менеджмента в организации
2.3 Разработка мероприятий направленных на повышение эффективности менеджмента
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время существует достаточно много методологий и методик оценки эффективности деятельности организаций и их конкурентоспособности на рынке. Появляются и оригинальные работы, в которых по- новому смотрят на состав и содержание факторов для исследования деятельности организаций.
Постоянное появление новых научных работ по исследованию процессов управления и менеджмента связано с тем, что существующие подходы и методики оценки эффективности (или неэффективности) не устраивают пользователей, т.е. специалистов по эффективности деятельности организаций. Основные причины научного интереса современных ученых - это отсутствие должного охвата методиками всех сторон деятельности организации, низкий уровень применяемого инструментария, отсутствие глубины процессов измерения, низкий уровень практических рекомендаций и т.д. [1-3].
Материалы по определению эффективности менеджмента организации в литературе практически отсутствуют ввиду сложности подобной задачи. Однако актуальность оценки влияния элементов менеджмента на показатели деятельности организации очень важны и необходимо исследовать эту область. Однако пора приступать к конкретным шагам в этом направлении.
Целью данной работы является оценка эффективности менеджмента, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты эффективности менеджмента;
- провести оценку эффективности менеджмента в компании «Клувер»;
- разработать мероприятия направленные на повышение эффективности менеджмента.
Объект исследования – ООО «Клувер».
Предмет исследования - оценка эффективности менеджмента в компании.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты эффективности менеджмента
1.1 Параметры оценки эффективности менеджмента
Первым шагом в этом направлении следует считать выделение параметров влияния элементов менеджмента (ЭМ), как на отдельных работников, так и на группы людей в организации. Предлагается выделить три параметра такого влияния: сила воздействия, глубина воздействия, диапазон воздействия.
Сила воздействия - это свойство личности и/или коллектива людей осуществить воздействие на личность и группу и выделить отчетливую реакцию на смысл и/или содержание воздействия. Внешними признаками проявления силы воздействия следует считать начало реакции после воздействия каким-либо ЭМ и появление внешних признаков этого воздействия для ожидаемого поведения и/или деятельности. Действенность данного показателя связана с тем, когда и как работник и/или группа людей приступают к выполнению воздействия (в виде задания, указания и т.д.) после их выдачи в устном или письменном виде. При этом важна степень понимания воздействия и принятие его как должного. Иначе деятельность и/или поведение могут раствориться в массе других воздействий, проявиться не в заданном направлении или совсем застопорится на время или навсегда. При этом усилия управленца пропадут даром, а возможно и нанесут вред. К внешним признакам силы воздействия следует отнести энергию и осмысленность действий, с которой осуществляется деятельность и поведение людей после выполнения конкретного воздействия.
Глубина воздействия - это свойство личности или коллектива людей сохранять смысл или содержание воздействия ЭМ после контактов с личностью или коллективом; превращение переданных смыслов и/или содержаний при использовании ЭМ в собственные позицию (убеждения, точку зрения); степень проникновения переданных смыслов и/или содержаний при использовании ЭМ в сознание личности /коллектива людей для передачи другим людям.
Той или иной глубине воздействия способствуют многие факторы, в т.ч. сложившиеся отношения в коллективе, а также собственное понимание статусно-должностных прав, обязанностей и ответственности.
Диапазон воздействия - это свойство личности и/или коллектива людей распространять смысл или содержание позиции (указания) при воздействии ЭМ в своем поведении и деятельности на адекватные ситуации, события, задачи без дополнительного воздействия.
Если одноразовое воздействие ЭМ, использованного управленцем, расширяется без дополнительных усилий и захватывает стандартные области деятельности и поведения работника или группы людей, то можно констатировать понимание и компетентность исполнителей не только в конкретном направлении, но пространственное осмысление своего предназначения в организации.
Очевидно, что уровень управленческих воздействий на основе данных параметров на работников и соответственно их значения будут напрямую зависеть от свойств каждой конкретной личности и других параметров.
Уровень воздействия данных параметров на работников и/или коллективы подразделения организации и соответственно их значения будут также зависеть и от свойств личностей управленцев, так и от параметров данного коллектива.
1.2 Методика оценки эффективности менеджмента организации
Методика оценки эффективности менеджмента организации предназначена для выявления значений параметров элементов менеджмента при анкетировании их мнения. Это достаточно кропотливый и многоэтапный процесс. При этом необходимо рассмотреть существующие методики определения эффективности управленческой деятельности в организации. Технология разработки методики оценки менеджмента организации на уровне операций представлена на рис. 1.1. Для использования данной методики необходимо иметь высококвалифицированный персонал, который понимает цели, задачи, формы и содержание исследования уровня менеджмента организации.
Рис. 1.1 - Технология разработки методики оценки менеджмента организации
Процесс изучения мнения и точек зрения работников организации в соответствии с выбранной методикой и является исходной точкой для всей дальнейшей деятельности по развитию менеджмента организации [4]. Этот материал представляет ценность для дальнейшей работы по снижению напряженности в человеческих отношениях организации. Технология оценки менеджмента организации на уровне операций представлена на рис. 1.2. Структура оценки воздействия ЭМ представлена в табл. 1.1.
Рис. 1.2- Технология оценки менеджмента организации
Таблица 1.1 – Элементы менеджмента
№ |
Наименование элемента менеджмента |
Уровень воздействия |
|
на индивид | на коллектив |
|||
Индивидуальное воздействие |
|||
1 |
Власть |
+ |
+ |
2 |
Лидерство |
+ |
+ |
3 |
Мотивация |
+ |
+ |
4 |
Коммуникации |
+ |
+ |
5 |
Деловая этика |
+ |
+ |
6 |
Конфликт |
+ |
+ |
7 |
Групповая динамика |
- |
+ |
8 |
Социальная ответственность |
+ |
+ |
9 |
Стиль |
+ |
+ |
10 |
Инновации |
+ |
+ |
Коллективное воздействие |
|||
11 |
Совместная деятельность |
+ |
+ |
12 |
Социально-психологический климат |
+ |
+ |
13 |
Управление командой |
+ |
+ |
14 |
Организационная культура |
+ |
+ |
15 |
Имидж организации |
- |
+ |
При исследовании ЭМ организации обязательно должны быть найдены слабые точки в коллективе, которые снижают уровень социально- психологического климата в коллективе организации, производительность труда и т.д.. Эти ЭМ должны быть предметом исследования в каждом подразделении и началом поиска инструментов для изменения их формы и содержания в поведении и деятельности как управленцев, так и отдельных работников.
Использованию этих параметров на практике способствует разработка шкал для измерения воздействия ЭМ и их подробное описание. Фрагмент этих шкал приведен ниже.
Сила воздействия ЭМ оценивается по 10-балльной шкале (1 - низшая оценка, 10 - высшая оценка):
Для оценки воздействия на работников или подразделения организации автором разработана анкета. Пример заполнения анкеты представлен (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Анкета оценки показателей воздействия элементов менеджмента
№ |
Наименование элемента менеджмента |
Значения показателя воздействия |
Всего |
||||||||
Сила |
Глубина |
Диапазон |
|||||||||
Индивидуальный менеджмент |
|||||||||||
1 |
Власть |
3 |
6 |
5 |
14 |
||||||
2 |
Лидерство |
4 |
2 |
9 |
15 |
||||||
3 |
Мотивация |
7 |
8 |
3 |
18 |
||||||
4 |
Коммуникации |
4 |
7 |
5 |
16 |
||||||
5 |
Деловая этика |
3 |
4 |
4 |
11 |
||||||
6 |
Конфликт |
7 |
8 |
5 |
20 |
||||||
7 |
Групповая динамика |
4 |
3 |
6 |
13 |
||||||
8 |
Социальная ответственность |
7 |
8 |
6 |
21 |
||||||
9 |
Стиль управления |
4 |
6 |
7 |
14 |
||||||
10 |
Инновации |
5 |
6 |
6 |
17 |
||||||
Коллективное воздействие |
|||||||||||
11 |
Совместная деятельность |
3 |
5 |
8 |
16 |
||||||
12 |
Социально-психологический климат |
5 |
8 |
7 |
20 |
||||||
13 |
Управление командой |
4 |
6 |
8 |
18 |
||||||
14 |
Организационная культура |
8 |
8 |
8 |
24 |
||||||
15 |
Имидж |
9 |
4 |
4 |
17 |
По значениям параметров данной анкеты видно, наибольшее влияние оказывает организационная культура. Кроме того, важную роль играют конфликт, социально психологический климат и социальная ответственность.
К анкетированию привлекаются специалисты и рядовые работники. Обработка данных анкет позволит определить параметры воздействия ЭМ в организации. Полнота и глубина исследования и оценки менеджмента зависит от адекватного ответа работников на вопросы анкеты. Эти ответы будут существенно отличаться, так как люди имеют различное образование и опыт, интересы и симпатии, наконец, личностные качества, пристрастия и т.д. По сути дела эти факторы свойств работников, как правило, касаются выпускаемого продукта, организационной структуры, качества продукции или услуг, культуры и коммуникаций, отношений с коллегами, начальниками, подчиненными и многих других аспектов организационной деятельности.
Таким образом, разработка показателей исследования ЭМ, инструменты их измерения, а также технологии их исследования в организациях и коллективах людей позволит определять на уровне экспертных оценок состояния менеджмента в организации и находить наиболее слабые его элементы [5]. А полученная картина поведения и деятельности работников, в свою очередь, позволит определить приоритеты деятельности управленцев организации в области совершенствования управленческой деятельности и важнейших её элементов для повышения эффективности деятельности организации.
Следует особо подчеркнуть важность научных исследований для создания и поддержания синергетического эффекта в управлении социально-психологическим климатов в коллективах и социально - экономических преобразованиях в организациях.
1.3 Показатели эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации
Ключевые показатели эффективности (далее - КПЭ) - это один из наиболее действенных инструментов стратегического менеджмента, управления качеством организации, позволяющий организации соответствовать современным тенденциям развития экономики и обеспечивать ее конкурентоспособность. КПЭ являются элементом сбалансированной системы показателей (далее - ССП), цель которой - установление взаимосвязей (причинно-следственных) между стратегией (миссией / целями) организации и показателями ее деятельности.