Файл: Построение организационных структур (Теоретико-методологические основы организационной структуры в российской и зарубежной практике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что Sberbank online был признан лучшим розничным онлайн банкингом в странах Центральной и Восточной Европе по мнению журнала Global Finance, а также признан лучшим банком в России по итогам исследования, проведенного этим журналом в 2015 году.

В 2014 году DenizBank (Турция) был назван «Самым инновационным Банком в мире» на церемонии награждения BAI Innovation Awards[13].

Стоит заметить, что основным учредителем и акционером ПАО «Сбербанк» является ЦБ РФ, который владеет 50% уставного капитала плюс одна акция, остальные доли распределены между российскими и зарубежными акционерами [13].

Что касается финансовых показателей ПАО «Сбербанк», то тенденция их развития представлена в таблице 8 [22].

Таблица 8 – Тенденция развития ПАО «Сбербанк в период с 2014 по 2017 года

Наименование

2014

2015

2016

2017

Основные показатели отчета о прибылях и убытках

Операционные доходы до резервов

в млрд. руб

1300,7

1429,8

1697,5

1903,3

Прибыль до налогообложения

в млрд. руб

374,20

331,20

677,50

943,20

Чистая прибыль

в млрд. руб

290,30

222,90

541,90

748,70

Основные показатели баланса

Резерв под обесценение кредитного портфеля

в млрд. руб

-870,0

-1197,0

-1303,40

-1403,10

Активы

в млрд. руб

25201

27335

25351,9

27112,3

Средства клиентов

в млрд. руб

15563,00

19798,00

18684,80

19814,3

Основные качественные показатели

Отношение резерва под обесценение кредитного портфеля к неработающим кредитам

Значение

1,45

1,21

1,57

1,68

Кредиты/Депозиты

в %

114,10

94,59

92,92

93,31

Разберем иерархию составляющих этой крупной банковской организации:


- общее собрание акционеров - главный орган;

- наблюдательный совет. Ревизионная комиссия. Ряд Комитетов Наблюдательного совета - второй уровень;

- правление (в т. ч. его председатель и президент). Сбербанковские комитеты. Коллегия банка - третий уровень;

- ряд подразделений центральной сети банка. Территориальные филиалы. Зарубежные отделы – 4 уровень уровень [18].

Управленческая структура данной организации предполагает существование правящих органов с установленными объемами ответственности, рядом полномочий и правилами взаимовоздействия с другими составляющими системы.. Главный орган управления организационной структуры ПАО "Сбербанк" - собрание акционеров. Только оно имеет право на избрание правления учреждения, а также наблюдательного совета. Акционеры - это и физические и юридические лица. Они являются владельцами как обычных, так и привилегированных ценных бумаг.

Однако даже в такой отлаженной схеме существуют недостатки. Для того чтобы их разглядеть, необходимо построить SWOT-анализ, представим его в таблице 9:

Таблица 9 – SWOT-анализ ПАО «Сбербанк» [10], [13], [23]

Возможности

Угрозы

Внешняя среда

- доверие и хорошее отношение (улучшение качества обслуживания);

- доступность новых финансовых ресурсов(привлечение иностранных инвесторов);

- формирование новых сегментов рынка(увеличение количества стран, в котором присутствует ПАО «Сбербанк»);

- повышение спроса клиентов (клиентоориентированность);

- расширение спектра услуг(например, мобильная связь, интернет от ПАО «Сбербанк».

- законодательное регулирование цен( изменение ключевой ставки от ЦБ влияет на количество поступлений денежных средств в банк);

- изменение демографической ситуации в РФ( услугами банка чаще всего пользуются люди в возрасте от 30 до 50 лет, увеличение пожилого населения в % соотношении будет негативно влиять на деятельность банка);

- ужесточение конкуренции(возможное появление других эффективных более рентабельных банков).

Преимущества

Недостатки

Внутренняя среда

- приемлемые финансовые источники( 50% + 1 голосующая акция принадлежит государству);

- отчётливо, детально и грамотно разработанная стратегия развития(стратегии 2014, 2018, 2020)

- уровень обеспечения прогрессивной, инновационной технологией(Sberbank online был признан лучшим банкингом в Европе в 2015 по-мнению журнала Global Finance);

- степень применения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок(около 4 млрд. рублей было вложено ПАО «Сбербанк» за 2017 год).

- отсутствие возможности конкурировать с банками внутри РФ( около 40% всех денежных операций проходит через ПАО «Сбербанк»;

- ненадежная сеть распределения, приводящая к сбоям(например, необоснованное списание денежных средств с карт – по отзывам клиентов);

- недостаток информации о клиентах и об их потребностях (потребители при возможности стараются перейти в другой банк из-за отсутствия должного к ним отношения);

- недостаточно компетентные сотрудники ПАО «Сбербанк»(не оказывают должного внимания клиенту, которое соответствует банку мирового стандарта).


Однако при существующий проблемах в организационной структуре банка, необходимо отметить, что происходит рост корпоративных участников до 2,1 млн. пользователей. Рост составляет около 400 тысяч человек, что отчетливо видно на рисунке 19 [13].

Рисунок 19 - Динамика численности корпоративных клиентов ПАО «Сбербанк» за период с 2015 по 2017 годы, млн. человек

Несомненно, это вызвано за счет ряда улучшений в сфере клиентоориентированности.

Создание Центра корпоративных решений на базе шести площадок в субъектах РФ, которые оказывают всестороннюю помощь в информационном и операционное обслуживание, для корпоративных клиентов Сбербанка;

Упрощение кредитных процессов при помощи применения модели анализа Big Data, роботизацию ручных операций. В результате 51% клиентов крупного и среднего бизнеса получают ответ о решении менее чем за 5 дней, а поток малого и микробизнеса – менее чем за час в рамках смарт-кредитования.

На данный момент ставится цель вхождение ПАО «Сбербанк» в ТОП 10 Мировых банков, в третьей главе будет указаны возможные преобразования для выполнения цели, однако для начала необходимо рассмотреть практику построения зарубежного банка JPMorgan Chase & Co, который показал, как можно взлететь в ТОП-рейтинга на 6 место.

Отчетливую модернизацию можно отследить в банке JPMorgan Chase & Co, который до 2013 года не входил даже в ТОП200 мировых банков. В 2011 году высшее руководящие должности приняли решение об изменении в структуре управления перейти от административного управления к дивизиональной [16].

Также отметим успешное прохождение стресс-тестов ФРС в июне 2017 года, что позволило закрепить высокий статус в секторе, а также способствовало принятию плана выкупа акций на сумму $10,6 млрд. Политика ФРС останется основным драйвером для котировок акций JPMorgan в долгосрочной перспективе. Банк одалживает деньги как под краткосрочную околонулевую ставку, так и по более высоким долгосрочным процентам, зарабатывая на марже. Сейчас она находится в очень узком диапазоне, но если ключевую ставку будут поднимать, прибыльность таких операций возрастет. Стоит отметить, что руководство банка заявило о повышении ставки до 2019 года.

Таким образом, отчетливо видно, что после начала внедрения другой организационной структуры компания и прохождение стресс-тестов ФРС стоимость акций в целом росла, и скачок роста пришелся на конец 2016 года, при этом происходит постоянное снижения количества сотрудников, что видно из рисунка 21, как следствие, банк JPMorgan Chase & Co вкладывает не расходованные денежные средства в технологии и прибыль непременно растет с 2013 года.


Для анализа деятельности ПАО «Сбербанк» необходимо разобраться в постановке стратегических целей, узнать их особенность и на основе собранного материала выработать существенных недостатки ПАО «Сбербанк».

2.2 Постановка стратегических целей ПАО «Сбербанк»

Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

Стратегическая цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования представлены на рисунке 24 [13].

Рисунок 24 – Основные характеристики стратегического планирования

В ПАО «Сбербанк» можно утверждать, что создан иерархический принцип принятия стратегических целей, для которых создан специальный отдел, который занимается анализом сведений, предоставляемые отделом маркетинга, внутренними дивизиональными отделами об эффективности работы сотрудников и отделения в целом, а самое главное при помощи отзывов клиентов, ведь только с действием обратной связи возможно перейти на новый виток развития, и рядовых сотрудников при помощи краудсорсинга.


В дальнейшем цели вырабатываются в этом органе и передаются на рассмотрение второму по значимости органу в банке (Наблюдательный совет, Ревизионная комиссия, Ряд Комитетов Наблюдательного совета), где общим решением принимается или отправляется на доработку стратегические цели. Уже после принятие стратегические цели презентуются общему собранию акционеров.

Именно по такому принципу разработана Стратегия 2030 ПАО «Сбербанк» [23].

Стоит отметить, что все стратегии, разработанные предприятиями ,в частности, ПАО «Сбербанк» должны строятся на показателях эффективности, рассмотрев которые необходимо сделать выводы по усовершенствованию модели управления предприятием.

В ПАО «Сбербанк» операционные доходы от резервов в 2017 годы выросли на 205,8 млдр. рублей по сравнению с 2016 годом и стала составлять 1903,3 млрд. рублей, чистая прибыль относительно кризисного 2014 и 2015 года также значительно выросла примерно в 2,5 раза.

По количеству выданных физическим лицам кредитов ПАО «Сбербанк» обновил рекорд. За первый месяц 2018 года было выдано ссуд на 195 млрд. рублей, что на 1,9 раза больше чем в январе 2017 года, в результате чего портфель займов населению увеличился на 1,2% - 4,98 трлн. рублей, что отчетливо видно на рисунке 26. Стоит отметить, что такая тенденция обновления прослеживается на протяжении последних 4 месяцев. Также всего за 2017 год банк выдал частным клиентам более 2,1 трлн. рублей, что на 38% больше относительно 2016 года [13].

Рисунок 26 - Тенденция развития кредитования частных лиц и портфельных займов ПАО «Сбербанк» за период с 2017 по 2018 год, млдр. рублей

Сбербанк содействует развитию малого бизнеса. Как уже говорилось ранее, введён пакет услуг «Лёгкий старт» для ИП, который дает право начинает бизнес с бесплатным обслуживанием, происходит создание Центра корпоративных площадок для помощи клиентам банка.

Для лиц, пользующихся картами от Сбербанка, абонентская плата не повышалась и закреплена на уровне 2013 года. Стоимость зависит от тарифного плана.

Стоит отметить, что тенденция идёт к снижению себестоимости предоставляемых услуг в данном банке в текущее время.

На рисунке 28 представляется процентное соотношение основных недостатков ПАО «Сбербанк» по данным исследования журнала «ФИНАМ» [16], которые для удобного восприятия были пронумерованы на рисунке 27.

Рисунок 28 – Недостатки ПАО «Сбербанк» по данным на август 2017 года, %

По этому критерию Сбербанк далёк от идеального состояния и тем самым отталкивает клиентов, как итог - неэффективен в данном компоненте.