Файл: Построение организационных структур (Теоретико-методологические основы организационной структуры в российской и зарубежной практике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органический тип организационных структур обеспечивает собственную уникальность и естественное развитие организацией, которая определяется возрастающей взаимосвязью с окружающей средой, решая проблемы – происходит развитие.

Жесткие рамки и отлаженные механизм в современном, постоянно меняющемся, мире, неуместны, так как тормозят процессы креативности. На данный момент компании нуждаются в «гибких умах», способных мгновенно реагировать на ситуацию, а не ждать указа руководителя. Несомненно, инновационная экономика нуждается в структурированном подходе, который будет сочетаться с креативом.

Стоит отметить, что линейно-функциональная организационная структура характерна для сельского хозяйства, тяжелой промышленности, дивизиональная модель для банковской отрасли, проектная может использоваться практически в любом отрасли деятельности, где необходима модернизация.

Независимо от выбора организационной структуры, организация должна быть управляема, для этого стоит придерживаться определенным диапазоном управления [1]:

- 3-5 - функциональных руководителей в подчинении у директора;

- 6-8 - примерное количество подразделений у заместителя директора;

- не более 10 - подчиненных лиц у непосредственных руководителей подразделений.

Однако современная реальность может увеличить эти цифры вдвое, то есть примерно 7-11 человек может находиться в подчинении руководителей высшего звена и доходить до 30 человек на местных подразделениях.

Несомненно, это связано , во-первых, с суровой необходимостью, так как снижает количество кадров руководителей, что приводит к оптимизации деятельности, во-вторых, с созданием и внедрением инновационных технологий, которые облегчают работу руководителей, снижают нагрузку, и, в-третьих, с модернизацией организационной культуры, осознание коллектива к причастности выполнения поставленной цели, что позволяет применять децентрализацию и делегирование управления с учетом формальных положений и регламентов деятельности.

Что касается истории становления организационной структуры, то впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов ХХ века на предприятиях «Дженерал Мотор», а своё широкое распространение получили в 60 –70-е годы этого же века. Стоит отметить, что практически все крупные корпорации стали переходить к дивизиональной модели. По оценкам экспертов[6], к дивизиональным от линейно - функциональной модели в США перешли порядка 80% всех специализированных компаний к середине 1980-x, в том числе 95% из 500 крупнейших. 45% всех компаний и по сей день используют дивизиональную модель управления в Японии.


В динамично развивающихся и изменяющихся условиях внешней среды крайне сложно было применять принцип единоначалия для географически удаленных подразделений или непохожих друг на друга предприятий.

Для дальнейшей оценки деятельности Публичного акционерного общества «Сбербанк», необходимо рассмотреть формирование конкурентных особенностей банковского дела с дальнейшей опорой на которые, можно будет определить насколько его деятельность эффективна на международном уровне и возможна ли конкуренция других банков внутри страны [19].

Итак, факторами конкурентоспособности в целом являются процессы или явления производственно-хозяйственной деятельности структуры и внешней среды, наличие и анализ которых достаточно для изменения конкурентоспособных критериев, например, таких как, имидж фирмы, качество продукции и других.

Стоит отметить, что российская банковская система не может полностью стать изолированной от общих концепций развития финансовой системы мира.

Далее следует произвести анализ Публичного акционерного общества «Сбербанк» во второй главе, а также рассматривать развитие банковской отрасли в целом по РФ, сравнивая с ведущим зарубежным банком.

1.2 Анализ российской и зарубежной банковской системы

По состоянию на 1 января 2018 года в РФ зарегистрированы и имеют лицензию на осуществление банковских операций 561 кредитных организаций и их филиалов с участием нерезидентов, представленных на рисунке 8[9].

Рисунок 8 - Количество действующих кредитных организаций и их филиалов в период с 2015 по 2018 годы, шт. [17]

Статистика по количеству банков за последние годы говорит о том, что сокращение банков продолжается высокими темпами. Так, только 02.02.2018 года Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у очередных 2-х банков (ООО «РКБ» и АО ПартнерКапиталБанк).     

Количество действующих банков в России на 01.01.2018 года составило 561, т.е. за 2017 год их число сократилось на 62. Тогда как за 2016 год банков сократилось на 110 единиц, а в 2015 году - на 101 единицу. Сокращение банков в 2018 году немного замедлилось.

Отзыв лицензий у банков, которые создают реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков и в течение одного года неоднократно допускали неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, продолжился и в 2018 году.


На рисунке 16 представлена наглядная тенденция развития отдельных показателей деятельности банков РФ.

Рисунок 16 – Показатели развития отдельных видов деятельности банков РФ за период с 2015 по 2018 годы, млрд. рублей [17]

Стоит отметить, что экономика страны в целом в 2018 по отношению к 2017 году имеет положительный рост.

Банковская система США всегда имела весомое значение в мировой экономике, банки которой стабильно находятся в ТОП 10 мировых банковских систем.

По состоянию на 01.01 2018 года в США количество коммерческих банков составляет 4938, имея тенденцию к сокращению в последние годы (рисунок 17) [7].

Рисунок 17 – Количество коммерческих банков в США за период с 2016 по 2018 годы, шт.[16]

Банковская система США завершила 2017г. на позитивной ноте.

Являясь второй по величине в мире (после Китайской Народной Республики), она в очередной раз подтвердила свою стабильность и надежность.

Учреждения США также защищают права граждан, обращающихся к банкам и поставщикам финансовых услуг, которые не следуют правилам.

Правительство США также способствует уравниванию правил для всех, обеспечивая, чтобы банки и финансовые компании не отказывали никому в кредитах или других продуктах на основании расовой принадлежности, вероисповедания или национального происхождения клиента.

В Соединенных Штатах действует несколько учреждений, защищающих права и сбережения граждан.

Клиентоориентированность помогает США удерживать лидирующие позиции в мире, что следует применить в российской банковской системе.

2 Дивизиональная модель управления компании в России и за рубежом

2.1 Сравнительный анализ системы управления ПАО «Сбербанк»

Российская банковская индустрия - молодая отрасль, использующая достаточно совершенные ИТ решения, в отличии от европейской, существующей порядка 400 лет и пользующейся бизнес-моделями заложенными еще 200 лет назад.

Европейские банки совсем недавно начали понимать важность мобильных технологий и сервисных решений в финансовом секторе. Это особо заметно в сфере мобильных банковских приложениях. Даже одни из самых продвинутых банков Европы, находящихся в Швеции, Голландии, имеют приложения, которые уступают российским разработкам, например, такая операция, как перевод денег по номеру телефона, совершенно не воспринимается окружающим населением [10].


Зарубежные банки значительно обогнали российские в плане применений технологий для работы с физическими лицами, по предложению им дополнительных пакетов услуг, которые могут быть не обязательно банковскими. Конечно же, это связано с уже большой базой опыта в сфере банковского рынка, опережающего российских коммерческих банков практически на век. Стоит отметить, что в первое десятилетие отечественные банки бросили основные усилия на автоматизацию бэк-офисных задач таких, как отдела отчетности, бухгалтерии, затем отдела финансового контроля и так далее. Только в последние 5 лет российские банковские системы меняют свои взгляды на потребителя ориентированность.

После кризиса 2014 года российские банки стали отдавать приоритет развитию в сфере потребностей клиента. До это момента мышление было следующим: «Есть продукт – бери, не берешь – следующий». Такое отношение губило интерес со стороны потребителей [10].

В РФ существует развитая ИТ – система, однако в применении этих уступает западным банкам, которые используют аутсорсинг ит-систем. Например, в США 2 кредитных бюро и 2 процессинговых центра – на всю страну. Конечно, это позволяет иметь банкам одинаково высокий уровень доступа к качеству проверки заемщиков при кредитовании и процессингу карточных операций.

Стоит отметить, что в РФ основным полем конкуренции и, соответственно, основным недостатком на международной арене является наличие дорогостоящих ит-систем, а за рубежом – это маркетинг и продажи. Также отлично развита система автоматизации и системы учета «личных финансов». Клиенты банков активно пользуются этой опцией, интегрированными с банковскими сервисами.

Несомненно, большинство крупных международных банков используют систему дивизиональной организационной структуры, потому что это эффективно в случаях распространения в различных странах и регионах этих стран, именно с такой структурой возможна грамотная расстановка сил и приоритетов. При выборе другой организационной структуры очень трудно выйти на международную арену с множеством филиалов и отделений, сложности проявлялись бы в координации. Разумеется, в банковской сфере, в которой, на данный момент, во многом присутствует схожая структура управления, на первый план выходит клиентоориентированность, как следствие, появляется необходимость развития внутренних качеств сотрудников и руководителей.

ПАО «Сбербанк» для РФ является кровеносной системой, третью всей банковской системы страны. Банк является источниками дохода и дает работу каждой 150-й семьи в России.


Банк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и выступает основным кредитором в российской экономике. Доля вкладов от общего числа составляет 46%, что отчетливо видно на рисунке 11, кредитование 38,7% и 32,2% для физических и юридических лиц соответственно, представленных на рисунке 12 [13].

Рисунок 11 – Доля вкладов граждан РФ в российские банки на 01.01.2018, %

Из рисунка 11 видно, что доли вкладов примерно одинаковы как у ПАО «Сбербанк», так и в других банках [14].

Сбербанк, на данный момент, это 12 территориальных банков и более 16000 отделений по всей стране в 83 субъектах РФ, расположенных на 11 часовых поясах.

Более 110 миллионов клиентов – это больше половины населения страны, а за рубежом, на сегодняшний день, услугами пользуются порядка 11 миллионов человек.

Спектром услуг ПАО «Сбербанк» расширяется с каждым годом и охватывает множество услуг от различных видов кредитования и традиционных депозитов до банковского страхования и брокерских услуг [15].

Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля.

В последние годы клиентооринетованность ПАО «Сбербанк» стремится сделать обслуживание более современным, технологичным, а главное, удобным, банк с каждым годом совершенствует систему удаленного управления счетами клиентов.

Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».

Более 1 млн предприятий из 4,5 млн. зарегистрированных юридических лиц в РФ являются клиентами ПАО «Сбербанк». Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов [5].

В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. ПАО «Сбербанк» сегодня - это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов.

Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank).

В июле 2014 года Сбербанк занял первое место среди банков Центральной и Восточной Европы, а также 33-е место в общем зачете в ежегодном рейтинге «ТОП 1000 банков» мира, опубликованных журналом The Banker.