ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1957

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с Законом Украины «О транспорте», основными актами правового регулирования деятельности речного транспорта являются Водный кодекс Украины 1995 г. и Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в 1959—1985 гг.

Основной особенностью правового регулирования хозяйственных отношений по предоставлению услуг речным транспортом является не только обязанность пе­ревозить груз в срок и в полной сохранности, но и с соблюдением водно-эколо­гического правопорядка, безопасности движения и обеспечением экологической безопасности населения (преамбула кодекса).

В отличие от других кодексов, Водный кодекс Украины не регулирует непо­средственно порядок судоходства и реализации договора перевозки грузов речным транспортом, но обеспечивает в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия режим водно-экологического пра­вопорядка, косвенно дает гарантии исполнения этих договоров.

Внутренний водный транспорт функционирует во взаимодействии с железно­дорожным и другими видами транспорта, что способствует обеспечению нормаль­ного обращения продукции промышленности и сельского хозяйства, и удовлетво­ряет потребности населения (ст. 1 Устава).

Действие Устава распространяется на все судоходные и сплавные реки страны, судоходные водохранилища и искус­ственные водные пути (статьи 1 и 4 Устава). На пограничные водные пути Устав распространяется с изъятиями, установленными в специальных законах, постанов­лениях правительства, а также если иное не установлено в договорах и соглаше­ниях, заключенных Украиной с иностранными государствами.

Устав действует также во время следования отечественных судов по иностранным и между

ТЕМА 15. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.Понятие и система антимонопольного регулирования предпринимательской

деятельности.

2.Монополистические правонарушения и средства борьбы с ними.

Понятие и система антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности

Понятие и назначение антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование — это процесс ограничения монопольной деятельности, которая предусматривает непосредственное государственное регулирование на конкретных монополизированных рынках или деятельности конкретных монопольных образований путем централизованного установления количественных и качественных показателей.

Целью антимонопольного регулирования есть защита интересов потребителей и общества в целом от отрицательных последствий монопольной деятельности конкретных хозяйничающих субъектов.

Понятие конкуренции, монополии, доминирующего положения на рынке товаров, злоупотребление монопольным положением помещаются в законодательстве. Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" определяет конкуренцию как состязательность предпринимателей, если их самостоятельные действия ограничивают возможности любого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которых требует потребитель.


Монопольное образование (монополия) в соответствии с указанным Законом — это предприятие, объединение или хозяйственное общество и прочее образование, которое занимает монопольное положение на рынке.

В соответствии с законодательством Украины монопольным признается положение субъекта хозяйствование, частица которого на рынке определенного товара превышает 35 процентов. Вместе с тем решением Антимонопольного комитета может определяться монопольным положение субъекта хозяйствование, частица которого на рынке определенного товара составляет меньшее 35 процентов.

Само по себе монопольное положение того или другого субъекта хозяйствования не признается нарушением антимонопольного законодательства. Таким нарушением Закон "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" признает злоупотребление монопольным положением на рынке.

Антимонопольные органы и их компетенция. Государственная политика в сфере ограничения монополизма в предпринимательской деятельности, осуществление мероприятий по демонополизации экономики, финансовой, материально-технической, информационной, консультативной и другой поддержки предпринимателей, которые оказывают содействие развития конкуренции, осуществляются уполномоченными на это органами власти и управление.

Антимонопольный комитет Украины есть центральным органом исполнительной власти с специальным статусом, целью деятельности которого есть обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.

Правовое положение Антимонопольного комитета Украины определенное законами "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" и "Об Антимонопольном комитете Украины", а его процессуальная деятельность относительно рассмотрения дел регламентируется Правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Украины.

Территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (далее — отделение) является его структурным органом, ему подчинено и подотчетно. Отделение реализует в регионе задачи, возложенные на Комитет Законом Украины "Об Антимонопольном комитете Украины", в границах полномочий, которые определенные Положением о территориальном управлении Антимонопольного комитета Украины, утвержденным приказом Антимонопольного комитета Украины от 5 января 1994 г.

2. Монополистические правонарушения и средства борьбы с ними

Виды монополистических правонарушений: индивидуальные (злоупотребление монопольным положением на рынке), групповые (антиконкурентные согласованные действия), дискриминация предпринимателей органами власти и управление.

Соответственно ст. 4 Закона "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" злоупотреблениями монопольным положением считаются:


— навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не касаются предмета договора, в том числе навязывания товара, не нужных контрагенту;

— ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров, которые привели или могут привести к созданию или поддержке дефицита на рынке или установление монопольных цен;

— частичный или полный отказ от реализации или закупки товара из-за отсутствия альтернативных источников снабжения или сбыта, которые привели или могут привести к созданию или поддержки дефицита на рынке или установление монопольных Цен;

— другие действия, которые привели или могут привести к созданию препятствий доступу на рынок (выхода из рынка) других предпринимателей;

— установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей;

— установление монопольное высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые привело или может привести к нарушению прав потребителей;

— установление монопольное низких цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые привело или может привести к ограничению конкуренции.

Ко второй группе нарушений входят антиконкурентные согласованные действия. Такими действиями ст. 5 Закона "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" признает согласованные действия (соглашения), которые привели или могут привести к:

— установление (поддержки) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

— распределения рынков по территориальному принципу, ассортиментом товаров, объемом их реализации или закупок или за колом потребителей ли за другими признаками, которые привели или могут привести к их монополизации;

— устранение из рынка или ограничения доступа к нему продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.

Монопольная деятельность — это не только действия или бездеятельность субъектов хозяйствование, которое занимают монопольное положение на рынке, а и действия (бездеятельность) органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольное законодательство под органами государственной власти понимает министерства и прочие центральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, регулирование рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, местные органы исполнительной власти. Органы административно-хозяйственного управления и контроля — это объединения предприятий, другие субъекты хозяйствования, общественные организации при выполнении ними функций управления и контроля в границах делегированных им полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления.


Со стороны указанных органов нарушения антимонопольного законодательства обнаруживается в дискриминации субъектов хозяйствование. Дискриминация субъектов хозяйствование органами власти и управление составляет третью группу нарушений антимонопольного законодательства, которая включает:

— запрет создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;

— принуждение субъектов хозяйствование к вступлению в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и прочие объединения предприятий, а также к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставки товаров определенному колу потребителей;

— принятие решений о централизованном распределении товаров, который приводит к монопольному положению на рынке;

— установление запрета на реализацию товаров с одного региона республики в другого;

— предоставление отдельным предприятиям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, которое приводит к монополизации рынка определенного товара;

— ограничение прав субъектов хозяйствования относительно обретения и реализации товаров;

— установление запрета или ограничений относительно отдельных субъектов хозяйствования или групп субъектов хозяйствование.

Дискриминацией субъектов хозяйствование признается также заключение соглашений между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами административно-хозяйственного управления и контроля, а также между этими органами и субъектами хозяйствования; предоставление этими органами полномочий физическим или юридическим лицам для проведения указанных действий.