ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1958

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетные документы. Понятие расчетных документов можно трактовать в широком и узком смысле слова.

В широком — это документы, используемые участниками расчетных операций для оформления перевода средств от плательщика к получателю (документы на перевод).

В узком — это предусмотренные ст. 22 Закона Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» до­кументы для инициирования платежа, подаваемые инициатором платежа (платель­щиком либо получателем, в зависимости от формы расчетов, небанковским учреж­дением) в обслуживающее банковское учреждение для перевода средств со счета плательщика на счет получателя.

Таким, образом, расчетный документ — это документарное указание, выполненное в бумажной или электронной форме в соответствии с государ­ственными стандартами и содержащее необходимую информацию для совер­шения субъектами хозяйствования безналичных операций.

Реквизиты расчетных документов, особенности их оформления, обработки и защиты регламентируются НБУ Украины.

Необходимо разграничивать понятия «расчетный документ» и «ценная бума­га». Так, во-первых, если расчетные документы опосредуют отношения по хране­нию средств между банками и клиентами, то ценные бумаги в соответствии с определением Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» удостове­ряют отношения займа. Во-вторых, ценные бумаги, будучи использованными в погашение обязательств, реализуют не денежные платежи, а замену одного иму­щественного обязательства другим с целью избежать (отсрочить) денежного пла­тежа. В-третьих, ценная бумага относится к составу имущества лица, в то время как расчетный документ лишь содержит необходимую информацию для соверше­ния расчетных операций.




ТЕМА 13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Строительная деятельность и ее правовое регулирование.

2.Особенности осуществления строительной деятельности.

3.Правовой статус субъектов хозяйствования, осуществляющих строительную деятельность.

4.Условия и порядок осуществления строительной деятельности.

5.Ответственность за нарушения законодательства о строительной деятельности.


  1. Строительная деятельность и ее правовое регулирование.

Строительство является отраслью национальной экономики, которая создает основные фонды производственного и не­производственного назначения для удов­летворения потребностей общества. В области строительства инвестиции пре­вращаются в материальные объекты, про­дукцию в виде зданий и сооружений.

Процесс строительства или строительная деятельность объединяет комплекс работ — проектных, строительных, монтажных и других, которые выполняются в тех­нологической последовательности с целью создания строительной продукции.

Хозяйственные правоотношения, возникающие при совершении строительной деятельности, регулируются законами Украины «Об инвестиционной деятельно­сти» от 18 сентября 1991 г., «Об основах градостроительства» от 16 ноября 1992 г., «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и орга­низаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14 октября 1994 г., «Об архитектурной деятельности» от 20 мая 1999 г., «Об имущественной ответ­ственности за нарушение условий договора подряда (контракта) о выполнении ра­бот на строительстве объектов» от 6 апреля 2000 г., «О планировании и застрой­ке территорий» от 20 апреля 2000 г., общими и специальными нормами Гражданского кодекса Украины, другими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Пра­вила определения стоимости строительства: Государственные строительные нормы Украины (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27 августа 2000 г., под строительством понимают - новое строительство, расшире­ние, реконструкцию и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооруже­ний, ремонт жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения, благо­устройство, а также реставрацию памятников архитектуры и градостроительства.

Объектами градостроительства являются территория Украины, территории ее административно-территориальных единиц и их функциональные территории, здания, сооружения и их комплексы, коммуникации и сооружения инженерной и транспортной инфраструктуры.

Субъектами градостроительства вы­ступают государственные органы, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица Украины и иностранных государств. Закон устанавливает тре­бования, которые должны быть обеспечены при совершении градостроительной деятельности, определяет содержание и границы государственного регулирования в этой сфере, распределяет компетенцию органов исполнительной власти и орга­нов местного самоуправления, регламентирует ряд других вопросов градострои­тельства.


Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20 мая 1999 г. опреде­ляет правовые и организационные принципы совершения этой деятельности и на­правлен на достижение эстетической выразительности, экономической целесооб­разности и надежности зданий, сооружений и их комплексов.

Закон устанавливает основы государственного архитектурно-строительного контроля. Закон Украины от 20 апреля 2000 г. «О планировании и застройке террито­рий» определяет правовые и организационные основы планирования, застройки и другого использования территорий и направлен на обеспечение устойчивого раз­вития населенных пунктов. Под планированием территорий имеется в виду про­цесс регулирования их использования, состоящий в создании и внедрении градо­строительной документации, постановлении и реализации соответствующих решений.

Основными заданиями планирования и застройки территорий являются: определение и рациональное расположение территорий жилищной и общественной застройки, промышленных, рекреационных и других территорий и объектов; опре­деление, изъятие и предоставление земельных участков для градостроительных нужд; регулирование застройки населенных пунктов и территорий. Планирование территорий осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Планирование и застройка отдельных земельных участков осу­ществляется их владельцами или пользователями в установленном порядке.

  1. Особенности осуществления строительной деятельности

Роль строительной деятельности и продукции строительства в жизни общества, необходимость сочетания при ее осуществлении государственных, обществен­ных, коллективных и частных интересов обусловливают предъявление к ней соот­ветствующих требований. Общие требова­ния к строительной деятельности опреде­лены Законом Украины «Об основах градостроительства» от 16 ноября 1992 г., согласно которому при градостроительстве должны быть, в частности, обеспече­ны: разработка градостроительной документации, проектов конкретных объектов в соответствии с государственными стандартами, нормами и правилами, архитек­турно-планировочными заданиями и техническими условиями; размещение и строительство объектов соответственно градостроительной документации и проек­там этих объектов.

Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 г. устанавливает формы градостроительной документации, общие требования к ее содержанию, порядку разработки и утверждения.

Градостроительной доку­ментацией на общегосударственном уровне является Генеральная схема планиро­вания территории Украины, которая разрабатывается Кабинетом Министров и утверждается Верховной Радой Украины. Она определяет концептуальные реше­ния планирования и использования территории государства. Органы исполнитель­ной власти, органы местного самоуправления руководствуются Генеральной схе­мой, в частности, во время подготовки проектов государственных программ по вопросам развития инженерно-транспортной инфраструктуры, выбора трасс и проектирования важнейших транспортных, энергетических и других инженерных коммуникаций, зданий и сооружений.


На региональном уровне градостроительной документацией являются схемы планирования территории, которые определяют принципиальные решения планирования и застройки соответствующих террито­рий, их отдельных частей. Схемы планирования территорий АРК, областей, ра­йонов утверждаются соответствующими советами.

Планирование территорий на местном уровне обеспечивается органами мест­ного самоуправления и заключается в разработке и утверждении генеральных планов населенных пунктов, схем планирования территорий на местном, уров­не, другой градостроительной документации и обеспечении их соблюдения. Гене­ральный план населенного пункта определяет принципиальные решения развития, планирования и застройки населенного пункта.

Для отдельных ра­йонов, микрорайонов, кварталов в качестве градостроительной документации со­гласно генеральному плану разрабатывается детальный план территории и проект застройки территории. Последний объединяет свойства градострои­тельной и проектной документации и разрабатывается для комплексов зданий и сооружений.

Лица, имеющие намерение осуществить строительство на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов разрешение на строитель­ство объекта градостроительства. Разрешение дается в течение двух месяцев со дня подачи письменного заявления на основании комплексного вывода о соот­ветствии предполагаемого строительства градостроительной документации госу­дарственным строительным нормам, местным правилам застройки. Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проекти­рование, проведение проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ.

Архитектурно-планировочное задание со­держит комплекс градостроительных и архитектурных требований и особых усло­вий проектирования и строительства объекта, вытекающих из положений утвер­жденной градостроительной документации, местных правил застройки, соответствующих решений органов государства и местного самоуправления (в частности, об охране памятников истории и культуры, окружающей среды и т. п.).

Технические условияэто комплекс условий и требований по инженерному обеспечению объекта, которые должны отвечать его расчетным параметрам, в том числе водоснабжения, канализации, тепло-, энерго-, газоснабжения, радиофика­ции, внешнего освещения, отведения сточных вод, телефонизации, телевидения, диспетчеризации, пожарной безопасности, а также особых условий.

Задание на проектирование составляется в соответствии с архитектурно-планировочным за­данием, техническими условиями и содержит требования заказчика к планировоч­ным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам объ­екта, его основным параметрам стоимости и организации его строительства.


Согласно Закону Украины «О планировании и застройке территорий» про­ектная документация на строительство объектов градостроительства (по терминологии Закона Украины «Об архитектурной деятельности» и некоторых других нормативных актов — проект объекта) — это утвержденные текстовые и графические материалы, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также сметы объектов строительства.

Проектная документация разра­батывается в соответствии с исходными данными на проектирование, с соблюде­нием требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки, согласовывается с органом градостроительства и архи­тектуры и утверждается заказчиком в установленном порядке. В предусмотрен­ных Законом случаях разработка проектной документации осуществляется на кон­курсной основе.

Строительство объекта осуществляется в соответствии с утвержденной про­ектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами, местными правилами застройки населенных пунктов. Документом, удостоверяю­щим право на выполнение строительных работ, подключение объекта к инженер­ным сетям и сооружениями и т. д., является разрешение на выполнение строи­тельных работ. Разрешение выдается инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в суд.

3. Правовой статус субъектов хозяйствования, осуществляющих строительную деятельность.

Правовой статус инвестора определен Законом Украины «Об инвестицион­ной деятельности» от 18 сентября 1991 г. Инвестор в строительстве — это субъ­ект, который принимает решение об инвестировании капитальных вложений (собственных, заемных, привлеченных имущественных и интеллектуальных цен­ностей) в объекты строительства. Инвесторами могут быть граждане и юридиче­ские лица Украины и иностранных государств, а также государства в лице их уполномоченных органов.

Правовой статус заказчика регулируется разными нормативными актами. В наиболее общем виде он сформулирован в Законе Украины «Об имуществен­ной ответственности за нарушение условий договора подряда (контракта) о вы­полнении работ на строительстве объектов»: заказчиком является лицо, которое выдает заказ на строительство, заключает договор подряда (контракт) о выпол­нении работ на строительстве объектов, контролирует ход его выполнения, прини­мает и оплачивает выполненные работы.

Правовой статус подрядчика обусловлен тем, что он, как указано в Хозяйственном кодексе Украины, обязуется своими силами и средствами по за­казу заказчика построить и сдать ему в установленный срок определенный дого­вором объект в соответствии с проектно-сметной документацией или выполнить обусловленные договором строительные и другие работы.