ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1921

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) законы Украины, которые регулируют хозяйственные отношения:

3) постановления Верховной Рады Украины;

4) указы Президента Украины:

5) акты Правительства Украины:

декреты Кабинета Министров Украины, которые выдавались на протяжении шести месяцев из декабря 1992 г. по май 1993 г. в силу делегирования Верховной Радой Правительства полномочий относительно издания нормативных актов,

Положение о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций, утвержденное поста­новлением Кабинета Министров Украины от 07.08.96 г. И др.);

6) ведомственные нормативные акты, которые выдаются компетентными министерствами и ведомствами относительно регулирования деятельности определенной области народного хозяйства или определенной сферы экономики;

7) локальные нормативные акты, которые принимаются (заключаются) непосредственно субъектами хозяйствования или их основателями в целях регулирования процессом хозяйственной деятельности.

К отдельным институтам хозяйственного законодательства принадлежат нормативные акты, которые регулируют рынок капиталов, страхование, внешнеэкономическую деятельность, порядок рассмотрения хозяйственных споров и т.п..

Одним из направлений совершенствования законода­тельства о предпринимательстве является обеспечение верховенства закона.

Хозяйственное (предпринимательское) законодательство как отрасль законодательства — это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательства.



ТЕМА 2. Объективные основы, формы и методы государственного руководства экономикой

1.Правовые формы государственного руководства экономикой.

2.Хозяйственные правоотношения: понятия и виды, методы их регулирования.


В сфере экономики государство осуществляет свою деятельность в определенных правовых формах и с помощью определенных методов.

Правовые формы государственного руководства экономикойэто урегулированные нормами права, отличные за конкретными целями и способом осуществления виды деятельности государства (его органов) в сфере экономики.

Различают такие основные правовые формы:

  1. планирование,

  2. управление,

  3. контроль,

  4. нормативное регулирование.

Планирование — это определения с помощью правовых средств основных направлений и конкретных результатов деятельности страны, регионов, областей народного хозяйства, отдельных субъектов хозяйствования.

Различают директивное и индикативное планирования. Первое является обязательным для всех субъектов хозяйствования, которым оно адресовано, и при современных условиях применяется преимущественно в государственном секторе экономики; Индикативное имеет рекомендательный характер, предусматривает меры поощрение для исполнителей плана и ориентирует их на желательную для государства и общества полезную деятельность в сфере хозяйствования.

Управление означает принятие компетентным органом юридически значащих решений для субъектов хозяйствования по оперативным вопросам хозяйственной жизни.

Контроль — это установления компетентными органами степени соответствия фактических направлений и результатов деятельности субъектов хозяйственной жизни установленным государством правилами, нормам и нормативам, а также выявление нарушений в деятельности этих субъектов, выполнение мероприятий по их искоренению, в т.ч. применение хозяйственно-правовых санкций.

Нормативное регулирование - означает установление компетентными государственными органами правил осуществление хозяйственной деятельности.

Это, в частности, определение:

• правового статуса субъектов хозяйствования;

• правового режима их имущества;

• порядка заключения хозяйственных договоров и выполнение хозяйственных операций; порядка рассмотрения хозяйственных споров;

• механизм защиты прав и законных интересов субъектов хозяйственной жизни.

От форм государственного руководства экономикой следует отличать методы государственного руководства экономикой.

Методы государственного руководства экономикойэто предусмотренные законодательством способы влияния государства на поведение субъектов хозяйственной жизни с целью получения необходимого для общества результата. Различают административные и экономические методы.

Административные методы — это способы влияния государства, если необходимый обществу результат достигается путем прямого приказа компетентного органа, который подлежит обязательному и однозначному выполнению субъектом хозяйствования.


Экономические методыэто такие способы влияния государства, если необходимый обществу результат достигается через экономический интерес исполнителей.

В современных условиях хозяйствования государство в комплексе применяет экономические и административные методы. При этом доминирование тех или других методов зависит от состояния экономики, чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, война и т.п.), а также задач, которые стоят перед государством относительно решения тех или других вопросов общественной жизни.

2. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.

Хозяйственные правоотношения — это урегулированные нормами права общественное отношение, которое возникают в сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.

Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений выделяют:

• отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности ;

• отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;

2) по взаимоположению сторон:

• горизонтальные;

• вертикальные;

3) по сфере действия:

• внутрихозяйственные;

  • внешнехозяйственные;

4) по областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

• правоотношения в области промышленности;

• правоотношения в области сельского хозяйства;

• правоотношения в области транспорта;

• правоотношения в области капитального строительства;

Методы правового регулирования хозяйственных отношений

Методы правового регулирования хозяйственных отношенийэто применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений соответственно их свойствам и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.

Метод предписаний предусматривает право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.

Метод автономных решений разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений по согласию сторон, любая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне.


Метод рекомендаций предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений относительно определенного поведения в сфере хозяйствования.



ТЕМА 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.

3. Правовое регулирование малого предпринимательства.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.


1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию предприни­мательской деятельности” от 23.07.98 г.

Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хо­зяйственной деятельности субъектов предприниматель­ской деятельности (далее — контролирующие органы), про­водят плановые и внеплановые выездные проверки.

Плановой выездной проверкой считается проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта предприни­мательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по место­нахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводит­ся такая плановая выездная проверка.

Внеплановой выездной проверкой считается провер­ка, которая не предусмотрена в планах работы контроли­рующего органа при наличии хотя бы одного из следую­щих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом пред­принимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязатель­ной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законода­тельства должностными лицами контролирующего орга­на при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предпри­ятие,

Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте “е”, проводятся только органами го­сударственной налоговой службы и органами контроль­но-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Вышестоящий контролирующей орган может по собст­венной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предприни­мательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.

Контролирующие органы, которые имеют право про­водить плановые и внеплановые выездные проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности С.П.Д.:

а) органы государственной налоговой службы — отно­сительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, нена­логовых платежей;