ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1956
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Хозяйственная деятельность и управление ею.
2. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды
1.Понятие, признака и виды субъектов хозяйственного права
Тема 1. Хозяйственная деятельность и управление ею
2. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды
Понятие и виды хозяйственных правоотношений
1.Понятие, признака и виды субъектов хозяйственного права
Индивидуальные предприниматели как субъекты хозяйственного права
Генеральный подрядчик отвечает за выполнение всего комплекса работ, предусмотренных контрактом, передачу их заказчику и обеспечивает координацию деятельности других подрядчиков.
Главный подрядчик отвечает за выполнение части работ на объекте, сдает их генеральному подрядчику или заказчику и обеспечивает координацию деятельности субподрядчиков. Субподрядчики выполняют специальные и другие виды работ по договору с генеральным подрядчиком, главным подрядчиком или заказчиком.
4. Условия и порядок осуществления строительной деятельности.
Согласно действующему законодательству, а также Хозяйственному кодексу Украины строительство, которое осуществляется субъектами хозяйствования или по их заказу, производится на условиях подряда. Могут заключаться такие договоры подряда (контракты): на капитальное строительство, на выполнение проектных и изыскательских работ, на выполнение монтажных и других работ для строительства и др. Особенности структуры договорных отношений в строительстве обусловлены спецификой строительного производства, продолжительностью его во времени, многопрофильностью характера работ и т. д.
Договор подряда, или подрядный контракт, является основным документом, обеспечивающим согласованную деятельность участников строительства. Он заключается на весь период строительства с уточнением при необходимости отдельных условий путем заключения дополнительных соглашений.
Способы заключения контракта определяются заказчиком с учетом сложности, особенностей строительства объекта, возможности и необходимости конкурсного отбора подрядчика, других факторов. Заключение контракта может осуществляться путем прямых переговоров между сторонами или торгов (тендеров) по усмотрению заказчика и в случаях, предусмотренных Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 г. При прямых переговорах участники могут заключить предконтрактное соглашение (протокол намерений), в соответствии с которым они берут обязательство заключить контракт в будущем на определенных этим соглашением условиях. С учетом этого документа участники планируют свою деятельность и организовывают подготовительную работу для заключения контракта: готовят необходимую документацию, размещают заказы, заключают соглашения с субподрядчиками и поставщиками. Предконтрактные соглашения являются обязательными для выполнения.
Стороны самостоятельно определяют условия контракта, взаимные обязательства в соответствии с законодательством и особенностями строительства.
Заказчик может расторгнуть контракт при таких обстоятельствах: отсутствие у него средств для финансирования строительства или в случае банкротства; выявление нецелесообразности или невозможности инвестирования средств в объект; существенное нарушение договорных обязательств подрядчиком; банкротство подрядчика и др.
Договор на выполнение проектных и изыскательских работ заключается с соблюдением в основном тех же требований, что и договор подряда на капитальное строительство, но с некоторыми особенностями.
Предметом договора является предпроектная документация (технико-экономические обоснования и расчеты инвестиций, эскизные проекты), проектно-сметная документация (проекты, рабочие проекты, рабочая документация), законченные инженерные исследования для разработки такой документации и другие.
Сторонами в договоре выступают заказчик и подрядчик (проектировщик), а при сложной структуре договорных работ — также генподрядчик и субподрядчик. Договор заключается на весь период проектирования, в нем устанавливают срок и стоимость выполнения работ, обязанности, права и ответственность сторон. Согласно договору на заказчика возлагаются обязанности: обеспечить подрядчику возможность выполнения работ в сроки и в объеме, предусмотренных договором, предоставить ему необходимые для проектирования исходные данные, обеспечить выполнение изыскательских работ и утверждение выполненной документации, своевременно расчитаться с подрядчиком за выполненные работы. Подрядчик обязан: выполнить проектные работы в пределах установленных сроков и стоимости, согласовать выполненные работы с заинтересованными организациями, защищать их в соответствующих инстанциях при утверждении, обеспечить надлежащее качество документации и всех выполненных работ, соответствие их установленным техническим требованиям.
ТЕМА 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Транспорт и его правовое регулирование
2.Особенности осуществления хозяйственной деятельности
3.Ответственность субъектов хозяйствования.
-
Транспорт и его правовое регулирование.
Правовое регулирование транспортной деятельности как одного из основных видов деятельности хозяйственной — один из сложных институтов хозяйственного законодательства.
Речь идет о железнодорожном, автомобильном, речном транспорте. Не затрагиваются специфические вопросы трубопроводного транспорта. В отношении всех видов транспорта представляется важным отметить, что правовое регулирование не сводится к использованию договора перевозки грузов. Этот договор — один из элементов рассматриваемой подсистемы правового регулирования хозяйственной деятельности, включающей сложные хозяйственные правоотношения.
Общие нормы, регулирующие хозяйственные отношения в области транспорта, аккумулированы в законах Украины «О транспорте» от 10 ноября 1994 г. и «О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период» от 20 октября 1998 г.
Законом Украины «О транспорте» - определяется роль транспорта в системе общественного производства как одной из важнейших его отраслей и главное назначение транспорта — удовлетворять потребности в перевозках. Здесь же закрепляются цель и задачи государственного управления в области транспорта (ст. 3), из чего вытекает, что государство не пускает на самотек функционирование транспорта общего пользования и не полагается исключительно на стихийное, диктуемое рыночными отношениями, развитие транспортных операций в стране.
Осуществляют государственное управление Министерство транспорта Украины, местные советы и другие органы самоуправления в соответствии с их компетенцией. Они оказывают организационную и финансовую помощь предприятиям в повышении эффективности использования транспортных средств, строительстве вокзалов, путепроводов, организуют взаимодействие различных видов транспорта.
Согласно Закону Украины «О транспорте» отношения предприятий в процессе перевозки «основываются на принципах взаимной выгоды, равной и полной ответственности» (ст. 6). Эти принципы должны последовательно проводиться во всех принимаемых в дальнейшем законах Украины и подзаконных актах, а также учитываться в хозяйственно-судебной и договорной практике.
В Законе Украины «О транспорте» закрепляются общие положения об обязанностях, правах и ответственности предприятий транспорта (статьи 12, 13 и 14). Более детально в Законе разработаны правовые нормы, регулирующие безопасность на транспорте (ст. 16).
Второй раздел Закона посвящен транспортной системе Украины. Эту систему составляют:
• транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен);
• промышленный железнодорожный транспорт;
• ведомственный транспорт;
• трубопроводный транспорт;
• пути сообщения общего пользования (ст. 21).
Ключевым здесь является закрепление принципа единства системы независимо от форм собственности транспорта. Это означает обязанность субъектов всех видов транспорта функционировать в определенных условиях как единый экономико-социальный организм в интересах всего народного хозяйства, а не работать исключительно в автономном режиме (хотя и это не запрещается).
В заключительных положениях Закона Украины «О транспорте» закрепляется приоритет правил международных договоров, заключенных государством, перед теми, которые содержатся в законодательстве Украины о транспорте и по содержанию не совпадают с международными правилами (ст. 42).Специальные нормы законодательства о транспорте закреплены в Воздушном кодексе Украины 1993 г., Водном кодексе Украины 1995 г. и Кодексе торгового мореплавания Украины 1995 г. Приняты также законы Украины «О дорожном движении» от 30 июня 1993 г., «О трубопроводном транспорте» от 15 мая 1996 г., О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 г., «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 г.
Действует ряд подзаконных актов как-то: Устав внутреннего водного транспорта СССР, принятый в 1959 г; Устав автомобильного транспорта, принятый в Украине в 1969 г.; Свод авиационных правил; Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; Тарифные руководства и ряд других нормативных актов.
Наиболее важное практическое значение имеют Закон Украины «О железнодорожном транспорте», Устав железных дорог 1998 г. (далее — УЖДУ) и Правила перевозки грузов этим видом транспорта, так как около 90 процентов перевозок грузов транспортом общего пользования осуществляется с помощью железных дорог.
Закон Украины «О железнодорожном транспорте» определяет основные правовые, экономические и организационные основы деятельности данной структуры экономики страны как важнейшей базовой отрасли Украины, обеспечивающей внутренние и внешние транспортно-экономические связи и потребности населения в перевозках.
В то же время Законом неурегулированы в необходимом объеме отношения железнодорожного транспорта с предприятиями и организациями других отраслей народного хозяйства. В соответствии с Конституцией и сложившейся уже законодательной практикой отношения между субъектами хозяйствования разных форм собственности и разных отраслей народного хозяйства должны регламентироваться законом. Однако в данном случае более детальная регламентация рассматриваемых отношений была осуществлена не законом, а Уставом железных дорог, утвержденным Кабинетом Министров Украины, то есть актом подзаконным и к тому же по определению ведомственным.
-
Особенности осуществления хозяйственной деятельности
Основная особенность правового регулирования хозяйственно-правовых отношений в сфере транспорта предопределяется тем, что в отличие от других сфер хозяйственной деятельности, транспорт сам по себе не создает каких-либо материальных ценностей, но активно участвует в их перемещении и тем самым обеспечивает нормальный ход производства и обращения продукции между отдельными отраслями в техническом аспекте связывает их в единый народнохозяйственный комплекс. Эта роль транспорта отражается в системе правового регулирования хозяйственных отношений и создает подсистему правового обеспечения его нормативного функционирования.
В правовом регулировании хозяйственной деятельности автомобильного транспорта специфично прежде всего то, что обязанности, права и ответственность распространяются на владельцев автотранспорта (общего и необщего пользования) всех форм собственности, за исключением автотранспорта Минобороны, СБУ и МВД. В частности, в районах, где отсутствуют предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования, местные органы самоуправления организуют все виды перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты транспортом необщего пользования.
Автодороги подразделяются на дороги общегосударственного и местного значения. Последние находятся в ведении общегосударственных ведомств и органов местного самоуправления. Автодороги в пределах городов и поселков городского типа находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления.
Что касается условий осуществления хозяйственной деятельности, то, как и на всех видах транспорта, на автотранспорте общего пользования осуществляются планирование и организация перевозок грузов, составляются бизнес-планы. В последние годы система планирования постепенно переходит от директивной к индикативной, более гибкой, поскольку появились многочисленные малые и средние предприятия, с которыми весьма затруднительно составлять долгосрочные устойчивые планы, массовым явлением стали разовые заказы.
Другие виды транспорта не занимаются перевозкой нетоварных грузов.
Субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги автотранспорта, выступают:
• производственные объединения автомобильного транспорта (грузового либо пассажирского); автотранспортные предприятия, как являющиеся, так и не являющиеся структурными подразделениями объединений;
• транспортно-экспедиционные предприятия и организации, с которыми и следует работать, если они являются стороной в договоре перевозки.
С этой же целью дается легальный перечень подвижного состава: грузовые автомобили, автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, цистерны, автомобили и автомобильные прицепы с изометрическими и другими специализированными кузовами), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов и легковые автомобили, включая таксомоторы.