ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1922

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Генеральный подрядчик отвечает за выполнение всего ком­плекса работ, предусмотренных контрактом, передачу их заказчику и обеспечива­ет координацию деятельности других подрядчиков.

Главный подрядчик отвечает за выполнение части работ на объекте, сдает их генеральному подрядчику или за­казчику и обеспечивает координацию деятельности субподрядчиков. Субподряд­чики выполняют специальные и другие виды работ по договору с генеральным подрядчиком, главным подрядчиком или заказчиком.

4. Условия и порядок осуществления строительной деятельности.

Согласно действующему законодательству, а также Хозяйственному кодексу Украины строительство, которое осуществляется субъектами хозяйствова­ния или по их заказу, производится на условиях подряда. Могут заключаться та­кие договоры подряда (контракты): на ка­питальное строительство, на выполнение проектных и изыскательских работ, на выполнение монтажных и других работ для строительства и др. Особенности структуры договорных отношений в строитель­стве обусловлены спецификой строительного производства, продолжительностью его во времени, многопрофильностью характера работ и т. д.

Договор подряда, или подрядный контракт, является основным документом, обеспечивающим согласованную деятельность участников строительства. Он за­ключается на весь период строительства с уточнением при необходимости отдель­ных условий путем заключения дополнительных соглашений.

Способы заключения контракта определяются заказчиком с учетом слож­ности, особенностей строительства объекта, возможности и необходимости кон­курсного отбора подрядчика, других факторов. Заключение контракта может осу­ществляться путем прямых переговоров между сторонами или торгов (тендеров) по усмотрению заказчика и в случаях, предусмотренных Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 г. При прямых переговорах участники могут заключить предконтрактное со­глашение (протокол намерений), в соответствии с которым они берут обязатель­ство заключить контракт в будущем на определенных этим соглашением условиях. С учетом этого документа участники планируют свою деятельность и организовы­вают подготовительную работу для заключения контракта: готовят необходимую документацию, размещают заказы, заключают соглашения с субподрядчиками и поставщиками. Предконтрактные соглашения являются обязательными для вы­полнения.

Стороны самостоятельно определяют условия контракта, взаимные обязате­льства в соответствии с законодательством и особенностями строительства.

Заказчик может расторгнуть контракт при таких обстоятельствах: отсутствие у него средств для финансирования строительства или в случае банкротства; вы­явление нецелесообразности или невозможности инвестирования средств в объект; существенное нарушение договорных обязательств подрядчиком; банкротство под­рядчика и др.


Договор на выполнение проектных и изыскательских работ заключается с соблюдением в основном тех же требований, что и договор подряда на капиталь­ное строительство, но с некоторыми особенностями.

Предметом договора является предпроектная документация (технико-экономические обоснования и расчеты ин­вестиций, эскизные проекты), проектно-сметная документация (проекты, рабочие проекты, рабочая документация), законченные инженерные исследования для раз­работки такой документации и другие.

Сторонами в договоре выступают заказ­чик и подрядчик (проектировщик), а при сложной структуре договорных работ — также генподрядчик и субподрядчик. Договор заключается на весь период проек­тирования, в нем устанавливают срок и стоимость выполнения работ, обязанности, права и ответственность сторон. Согласно договору на заказчика возлагаются обя­занности: обеспечить подрядчику возможность выполнения работ в сроки и в объ­еме, предусмотренных договором, предоставить ему необходимые для проектиро­вания исходные данные, обеспечить выполнение изыскательских работ и утверждение выполненной документации, своевременно расчитаться с подрядчи­ком за выполненные работы. Подрядчик обязан: выполнить проектные работы в пределах установленных сроков и стоимости, согласовать выполненные работы с заинтересованными организациями, защищать их в соответствующих инстанциях при утверждении, обеспечить надлежащее качество документации и всех выпол­ненных работ, соответствие их установленным техническим требованиям.




ТЕМА 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Транспорт и его правовое регулирование

2.Особенности осуществления хозяйственной деятельности

3.Ответственность субъектов хозяйствования.


  1. Транспорт и его правовое регулирование.

Правовое регулирование транспортной деятельности как одного из основных видов деятельности хозяйственной — один из сложных институтов хозяйственного за­конодательства.

Речь идет о железнодо­рожном, автомобильном, речном транспорте. Не затрагиваются специфические вопросы трубопроводного транспорта. В отношении всех видов транспорта пред­ставляется важным отметить, что правовое регулирование не сводится к исполь­зованию договора перевозки грузов. Этот договор — один из элементов рассмат­риваемой подсистемы правового регулирования хозяйственной деятельности, включающей сложные хозяйственные правоотношения.

Общие нормы, регулирующие хозяйственные отношения в области транспор­та, аккумулированы в законах Украины «О транспорте» от 10 ноября 1994 г. и «О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период» от 20 октября 1998 г.

Законом Украины «О транспорте» - определяется роль транспорта в системе общественного про­изводства как одной из важнейших его отраслей и главное назначение транспорта — удовлетворять потребности в перевозках. Здесь же закрепляются цель и задачи государственного управления в области транспорта (ст. 3), из чего вытекает, что государство не пускает на самотек функционирование транспорта общего пользо­вания и не полагается исключительно на стихийное, диктуемое рыночными отно­шениями, развитие транспортных операций в стране.

Осуществляют государ­ственное управление Министерство транспорта Украины, местные советы и другие органы самоуправления в соответствии с их компетенцией. Они оказывают организационную и финансовую помощь предприятиям в повышении эффективности использования транспортных средств, строительстве вокзалов, путепрово­дов, организуют взаимодействие различных видов транспорта.

Согласно Закону Украины «О транспорте» отношения предприятий в процес­се перевозки «основываются на принципах взаимной выгоды, равной и полной от­ветственности» (ст. 6). Эти принципы должны последовательно проводиться во всех принимаемых в дальнейшем законах Украины и подзаконных актах, а также учитываться в хозяйственно-судебной и договорной практике.

В Законе Украины «О транспорте» закрепляются общие положения об обя­занностях, правах и ответственности предприятий транспорта (статьи 12, 13 и 14). Более детально в Законе разработаны правовые нормы, регулирующие безопас­ность на транспорте (ст. 16).

Второй раздел Закона посвящен транспортной системе Украины. Эту систему составляют:

• транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, авто­мобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе мет­рополитен);


• промышленный железнодорожный транспорт;

• ведомственный транспорт;

• трубопроводный транспорт;

• пути сообщения общего пользования (ст. 21).

Ключевым здесь является закрепление принципа единства системы независи­мо от форм собственности транспорта. Это означает обязанность субъектов всех видов транспорта функционировать в определенных условиях как единый эконо­мико-социальный организм в интересах всего народного хозяйства, а не работать исключительно в автономном режиме (хотя и это не запрещается).

В заключительных положениях Закона Украины «О транспорте» закрепляет­ся приоритет правил международных договоров, заключенных государством, пе­ред теми, которые содержатся в законодательстве Украины о транспорте и по со­держанию не совпадают с международными правилами (ст. 42).Специальные нормы законодательства о транспорте закреплены в Воздушном кодексе Украины 1993 г., Водном кодексе Украины 1995 г. и Кодексе торгового мореплавания Украины 1995 г. Приняты также законы Украины «О дорожном движении» от 30 июня 1993 г., «О трубопроводном транспорте» от 15 мая 1996 г., О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 г., «Об автомобиль­ном транспорте» от 5 апреля 2001 г.

Действует ряд подзаконных актов как-то: Устав внутреннего водного транс­порта СССР, принятый в 1959 г; Устав автомобильного транспорта, принятый в Украине в 1969 г.; Свод авиационных правил; Правила перевозок грузов желез­нодорожным транспортом; Тарифные руководства и ряд других нормативных актов.

Наиболее важное практическое значение имеют Закон Украины «О железно­дорожном транспорте», Устав железных дорог 1998 г. (далее — УЖДУ) и Пра­вила перевозки грузов этим видом транспорта, так как около 90 процентов пере­возок грузов транспортом общего пользования осуществляется с помощью железных дорог.

Закон Украины «О железнодорожном транспорте» определяет основные пра­вовые, экономические и организационные основы деятельности данной структуры экономики страны как важнейшей базовой отрасли Украины, обеспечивающей внутренние и внешние транспортно-экономические связи и потребности населения в перевозках.

В то же время Законом неурегулированы в необходимом объеме отношения железнодорожного транспорта с предприятиями и организациями других отраслей народного хозяйства. В соответствии с Конституцией и сложившейся уже законо­дательной практикой отношения между субъектами хозяйствования разных форм собственности и разных отраслей народного хозяйства должны регламентировать­ся законом. Однако в данном случае более детальная регламентация рассматри­ваемых отношений была осуществлена не законом, а Уставом железных дорог, утвержденным Кабинетом Министров Украины, то есть актом подзаконным и к тому же по определению ведомственным.

  1. Особенности осуществления хозяйственной деятельности


Основная особенность правового регулирования хозяйственно-правовых отношений в сфере транспорта предопределяется тем, что в отличие от других сфер хозяй­ственной деятельности, транспорт сам по себе не создает каких-либо материальных ценностей, но активно участвует в их пе­ремещении и тем самым обеспечивает нормальный ход производства и обращения продукции между отдельными отраслями в техническом аспекте связывает их в единый народнохозяйственный комплекс. Эта роль транспорта отражается в сис­теме правового регулирования хозяйственных отношений и создает подсистему правового обеспечения его нормативного функционирования.

В правовом регулировании хозяйственной деятельности автомобильного транспорта специфично прежде всего то, что обязанности, права и ответствен­ность распространяются на владельцев автотранспорта (общего и необщего поль­зования) всех форм собственности, за исключением автотранспорта Минобороны, СБУ и МВД. В частности, в районах, где отсутствуют предприятия и организа­ции автомобильного транспорта общего пользования, местные органы самоуправ­ления организуют все виды перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты транс­портом необщего пользования.

Автодороги подразделяются на дороги общегосударственного и местного значения. Последние находятся в ведении общегосударственных ведомств и орга­нов местного самоуправления. Автодороги в пределах городов и поселков го­родского типа находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправ­ления.

Что касается условий осуществления хозяйственной деятельности, то, как и на всех видах транспорта, на автотранспорте общего пользования осуществляются планирование и организация перевозок грузов, составляются бизнес-планы. В по­следние годы система планирования постепенно переходит от директивной к ин­дикативной, более гибкой, поскольку появились многочисленные малые и средние предприятия, с которыми весьма затруднительно составлять долгосрочные устой­чивые планы, массовым явлением стали разовые заказы.

Другие виды транспорта не занимаются пе­ревозкой нетоварных грузов.

Субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги автотранспорта, вы­ступают:

• производственные объединения автомобильного транспорта (грузового либо пассажирского); автотранспортные предприятия, как являющиеся, так и не являю­щиеся структурными подразделениями объединений;

• транспортно-экспедиционные предприятия и организации, с которыми и следует работать, если они являются стороной в договоре перевозки.

С этой же целью дается легальный перечень подвижного состава: грузовые автомобили, автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, са­мосвалы, фургоны, цистерны, автомобили и автомобильные прицепы с изометри­ческими и другими специализированными кузовами), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов и легковые автомобили, включая таксомоторы.