Файл: Экологическое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1719

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Водопользователи могут быть первичными и вторичными.

Первичные водопользователи – это те, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды (водоканалы)

Вторичные водопользователи (абоненты) – это те, которые не имеют собственных водозаборных сооружений, получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на установленных между ними условиях.

Водопользователи имеют право:

- осуществлять общее, специальное водопользование и пользование для нужд гидроэнергетики, водного и воздушного транспорта;

- пользоваться водными объектами местного значения на условиях аренды;

- пользоваться поверхностными, внутренними морскими водами и территориальным морем для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных нужд.

Права водопользователей охраняется законом.

Водопользователи обязаны:

- экономно использовать водные ресурсы, заботится об их воспроизводстве и улучшении качества вод;

- пользоваться водными объектами в соответствии с целями и условиями их предоставления;

- соблюдать установленные нормативы предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов воды;

- осуществлять учет забора и использования вод;

- осуществлять специальное водопользование лишь при наличии разрешения.

Права общего водопользования – осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей (купание, плавание и т.п.) бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.

Специальное водопользование – это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств и сброс в них сточных вод. Право на осуществление специального водопользования реализуется на основе разрешения, которое выдается органами охраны окружающей природной среды. Специальное водопользование является платным.

Сроки специального водопользования – устанавливается органами, выдавшими разрешение на специальное водопользование, и может быть краткосрочным (до 3 лет) и долгосрочным (от 3 до 25 лет).

Основания для прекращения права специального водопользования:

- если отпала необходимость в специальном водопользовании;

- истечение срока водопользования;

- передача водохозяйственных сооружений другим водопользователям;

- нарушение правил специального водопользования и охраны вод;

- систематическое невнесение платы в сроки, установленные законодательством.


3.Ответственность за нарушения водного законодательства.

Споры по вопросам использования и охраны вод, воспроизводства водных ресурсов рассматриваются государственными органами охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, геологии, местными Советами народных депутатов, судом, хозяйственным судом или третейским судом в порядке, установленном законодательством.


Нарушение водного законодательства влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.

Ответственность за нарушения водного законодательства несут лица, виновные в:

- самовольном захвате водных объектов;

-загрязнении и засорении вод;

- нарушении режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда;

- разрушении русел рек, ручьев и водотоков;

- вводе в эксплуатацию предприятий, объектов без очистительных сооружений;

- несоблюдении условий водопользования;

- самовольном проведении гидротехнических работ;

- нарушении правил ведения государственного учета вод или нарушении статотчетности.

Кодекс об административных правонарушениях Украины предусматривает следующие меры ответственности за нарушения водного законодательства.

Статья 48. Нарушение правил государственной собственности на воды.

Самовольный захват водных объектов или самовольные водопользование, переуступка права водопользования, а так же совершения других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды, - влечет наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья 59 Нарушение правил охраны водных ресурсов.

Загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления, - влечет наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предоставляющих засорение и загрязнение вод или их вредное воздействие, - влечет наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья . Нарушение требований по охране территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения.

Загрязнение и засорение территориальных и внутренних морских вод в результате сбросов с судов, совершенных без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов или с нарушением установленных правил, - влечет наложение штрафа на должностных лиц – от тридцати до семидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Проведение погрузочных и разгрузочных работ, которые могут привести к загрязнению территориальных и внутренних морских вод, без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, если получение такого разрешения предусмотрено законодательством Украины, - влечет наложение штрафа на должностных лиц – от двадцати до сорока не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.


Не уведомление администрации ближайшего порта Украины о проведенном, в результате крайней необходимости, без надлежащего на то разрешения, сбросе в море вредных веществ с судна или иного плавучего средства, воздушного судна, платформы или иной искусственно сооруженной в море конструкции, а в случаях сброса в целях захоронения – органа, выдающего разрешения на такой сброс, сразу после осуществления или в ходе осуществления такого на должностных лиц судна или иного плавучего средства– от сорока до семидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья 60. Нарушение правил водопользования.

Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды(добытой или отведенной для водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод - влечет наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья 61. Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации.

Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств – влечет наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств - влечет наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Уголовный Кодекс Украины предусматривает следующие меры ответственности за нарушения водного законодательства.

Статья 242. Нарушение правил охраны вод.

  1. Нарушение правил охраны вод (водных объектов), повлекшее загрязнение поверхности либо подземных вод и водоносных горизонтов, источников питьевых, лечебных вод или изменение их природных свойств, или истощения водных источников и создавшее опасность для жизни, здоровья людей либо для окружающей среды, – наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением правом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или ограничением свободы на тот же срок.

  2. Те же деяния, повлекшее гибель или заболевания людей, массовую гибель объектов животного и растительного мира либо иные тяжкие последствия, - наказывается ограничением свободы на срок доя пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

  3. Статья 243. Загрязнение моря.

1. Загрязнение моря в пределах внутренних морских либо территориальных вод Украины или в пределах вод исключительной (морской) экономической зоны Украины материалами или веществами, вредными для жизни либо здоровью людей, или отходами вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни либо здоровья людей или живых ресурсов моря либо могло препятствовать законный сброс или захоронение в пределах внутренних морских либо территориальных вод Украины или открытом море указанных материалов, веществ и отходов - наказывается штрафом от трехсот до восьмисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.


2. Те же деяния, повлекшие гибель или заболевания людей, массовую гибель объектов животного и растительного мира либо иные тяжкие последствия - наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

3. Несообщение специально ответственным за это лицами морских и воздушных судов либо иных средств и сооружений, находящихся в море, администрации ближайшего порта Украины, другому уполномоченному органу или лицу, а в случае сброса с целью захоронения – и организации, выдающей разрешение на сброс, информации о подготавливаемом или осуществленном вследствие крайней необходимости сбросе или неотвратимой утрате ими в пределах внутренних морских или территориальных вод Украины или в открытом море вредных веществ либо смесей, содержащих такие вещества свыше установленных норм, других отходов, если это создало опасность для жизни, здоровью людей или живых ресурсов моря либо могло нанести ущерб зонам лечения и отдыха или препятствовать другим законным видам использования моря - наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или ограничением свободы до трех лет.






































Тема 10. Правовой режим использования и охраны животного мира.


План.

  1. Общие сведения.

  2. Права и обязанности граждан и пользователей объектами животного мира.

  3. Ответственность за нарушения законодательства об охране, использовании и воспроизводстве животного мира.


  1. Общие сведения.

Правовая охрана животного мира – совокупность правовых норм и возникающих на основе их применения правоотношений, направленных на реализацию мероприятий по обереганию животного мира, его рационального использования и восстановления природных ресурсов.

Базовым документом, регулирующим правоотношения, возникающие при использовании животного мира, является Закон Украины «О Животном мире» от 1993 г.

Объектами животного мира как природного ресурса общегосударственного значения являются:

- хордовые и позвоночные (млекопитающиеся, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и т.п.) и беспозвоночные (членистоногие, моллюски, иглокожие и т.п.) животные во всем их видовом и популяционном разнообразии, пребывающие в состоянии естественной свободы;

- части диких животных (рога, шкура и т.п.);

- продукты жизнедеятельности диких животных (мед, воск и т.п.);

- останки ископаемых животных;

Дикие животные, пребывающие в состоянии естественной свободы, а также иные объекты животного мира, пребывающие в границах территориальных и внутренних морских вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, водоемов, находящихся на территории более чем одной области, относятся к ресурсам общегосударственного значения.


Объекты животного мира подлежат охране.


Субъектом права общегосударственной собственности на животный мир является государство в лице Верховной Рады Украины, которая делегирует свои отдельные полномочия собственника животного мира органам государственной исполнительной власти в области охраны, использования и воспроизводства животного мира.

Дикие животные и другие объекты животного мира, изъятые состояния естественной свободы или природной среды, могут пребывать в коллективной или частной собственности. Законность нахождения животного в коллективной или частной собственности должна быть подтверждена соответствующим документом. Не могут передаваться в коллективную или частую собственность объекты животного мира, предоставляющие особую природную ценность, а также виды животных, занесенные в Красную книгу Украины.

При хозяйственной деятельности должны выполняться следующие требования и принципы:

- сохранение условий существования видового и популяционного разнообразия животного мира в состоянии естественной свободы;

- недопустимость ухудшений среды пребывания, путем миграции и условий размножения диких животных;

- сохранение целостности естественных условий;

- выполнение научно обоснованных нормативов и лимитов использования объектов животного мира, обеспечение не истощительного использования диких животных и их восстановления;

- рациональное использование полезных свойств и продуктов жизнедеятельности диких животных;

- регулирование численности животных с целью охраны здоровья населения и предотвращение нанесение вреда природе и народному хозяйству;

- учитывание выводов экологической экспертизы относительно народнохозяйственных объектов, которые могут влиять на состояние животного мира.


2.Права и обязанности граждан и пользователей объектами животного мира.

Каждый гражданин имеет право:

- на общее и специальное использование животного мира;

- иметь в коллективной или частной собственности отдельные объекты животного мира;

- на компенсацию ущерба, причиненного дикими животными.

Граждане Украины обязаны:

- охранять животный мир и среду обитания диких животных;

- содействовать созданию объектов животного мира;

- использовать объекты животного мира в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Использование объектов животного мира осуществляется на основании специального и общего права пользования.

Для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (оздоровление, рекреация и т.п.) гражданам гарантируется право общего пользования животным миром бесплатно, которое осуществляется без изъятия объектов животного мира из природной среды.

К специальному использованию животного мира относится все виды пользования животным миром (за исключением любительской и спортивной рыбалки в водоемах общего пользования), которые осуществляются с их природной среды. Оно осуществляется по специальным разрешениям.