ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 589

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Финансовую систему рассматривают по двум категориям: по внутренней структуре и организационному строению.

По внутренней структуре — это совокупность относительно отделенных и взаимосвязанных подсистем и звеньев, которые отображают специфические формы и методы финансовых отношений.

По организационному строению — это совокупность финансовых органов и учреждений, которые управляют денежными потоками в экономике и характеризуют систему управления финансами в стране.

В составе финансовой системы выделяют такие подсистемы (рис. 2.1):

1. Централизованные финансы, основу которых представляют государственные финансы.

2. Децентрализованные финансы, которые включают финансы субъектов хозяйствования (предприятий) и финансы населения.

3. Финансовая инфраструктура, которая включает финансовый рынок и систему органов управления финансами.

Все сферы финансовой системы разделяют на отдельные звенья, которые имеют тесные многосторонние взаимосвязи. Каждая сфера и звено финансовой системы занимает определенное место в регулировании рыночных отношений, существенно влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие только ей, функции.


Централизованные финансы — это подсистема финансовых отношений относительно формирования централизованных денежных фондов, которые сосредоточиваются в институтах государственных органов власти для выполнения государством своих функций, а именно:

-административной;

-оборонительной;

- социально-экономической;

-правовой.

Это основная сфера перераспределения ВВП и национального дохода. Уровень централизации части национального дохода государством, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения его определенным объемом финансовых ресурсов, а с другой — достаточным для формирования мощной финансовой базы предприятий для эффективного хозяйствования.

К этой сфере принадлежат: государственный бюджет, местные бюджеты (финансы местных органов власти), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.






Финансовая система





Централизо-ванные финансы

Децентрализо-ванные финансы


Международ-ные финансы

Финансовая инфра-структура





Государствен-ный бюджет


Финансо-вый рынок

Финансы междуна-родных организа-ций

Финансы предприя-тий и орга-низаций негосударственной формы собствен-ности



Местные бюджеты




Система органов управле-ния финанса-ми


Финансы междуна-родных финансо-вых институ-ций

Государствен-ные внебюд-жетные целе-вые фонды






Финансы домо-хозяйств

Государствен-ный кредит




Международный финансо-вый рынок


Финансы гоударствен-ных и муници-пальных предприятий








Рисунок 2.1 – Структура финансовой системы Украины




Главным звеном централизованных финансов является бюджетная система, которая организационно зависит от формы государственного устройства и, как правило, состоит из государственного и местных бюджетов.


Государственный бюджет — это главный централизованный фонд денежных средств государства, главный инструмент перераспределения национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Главными доходами государственного бюджета являются налоги, которые представляют от 70 до 90 % общей суммы доходов.

Основные налоги: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, пошлина.

Основные расходы государственного бюджета:

-расходы, которые связаны с политическими функциями государства (содержание армии, государственного аппарата управления и власти);

-расходы на социальные нужды (образование, наука, здравоохранение, социальное страхование и обеспечения);

-расходы, которые связаны с экономическими функциями государства (государственные инвестиции в области экономической инфраструктуры, субсидии частному капиталу и государственным корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность и др.).

Местные бюджеты (местные финансы) представляют финансовую базу местных органов власти и управление. Они обеспечивают региональные нужды в финансовых ресурсах и доходах, их внутритерриториальное перераспределение.

Местные бюджеты имеют полную самостоятельность, собственные и закрепленные доходные источники и право определения направлений их использования.

В местных бюджетах большая часть расходов направляется на социальные нужды. Местные бюджеты хронически дефицитные и получают необходимые им дополнительные средства в виде субсидий, субвенций, дотаций из государственного бюджета, а также путем выпуска местных займов под определенные государственные обязательства — муниципальных облигаций.

Совокупность всех видов бюджетов бюджетной системы представляет сводный бюджет. Сводный бюджет — это совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы. Законодательные органы власти не утверждают его, а используют для анализа, прогнозирования, статистических целей, определение принципов государственного регулирования экономического и социального развития государства.

Государственные внебюджетные целевые фонды имеют целевое назначение. Они используются для расширения объема социальных услуг населению, развития областей инфраструктуры, предоставления общественной помощи нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам.

Внебюджетные государственные целевые фонды, которые действуют ныне в Украине::

  • Государственный пенсионный фонд;

  • Государственный фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;

  • Государственный фонд социального страхования на случай безработицы;

  • Государственный фонд социального страхования от несчастных случаев.


Государственный кредит является довольно специфическим звеном государственных финансов, он непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. Это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством как заемщиком и кредиторами — физическими или юридическими лицами (частными, финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами и международными финансовыми организациями) в процессе формирования общегосударственного фонда денежных ресурсов.

Финансы предприятий и финансы населения объединяются понятием децентрализованные финансы.

К децентрализованным принадлежат финансы предприятий и учреждений негосударственной формы собственности. Финансы предприятий и учреждений являются базовым звеном всей финансовой системы, поскольку именно здесь образовывается значительная часть ВВП и национального дохода, которая является объектом распределения через финансовые отношения. Финансы предприятий представляют систему денежных фондов, которые образовываются и используются для финансирования производственного процесса, обеспечения расширенного воспроизводства, материального стимулирования и социального обеспечения рабочих.

В зависимости от вида деятельности финансы предприятий разделяют на финансы коммерческих предприятий, некоммерческих предприятий, общественных организаций.

В зависимости от отраслевой направленности финансы коммерческих предприятий можно поделить на финансы промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий.

В зависимости от формы собственности финансы предприятий разделяют на финансы государственных, муниципальных, коллективных (акционерных, кооперативных, общих, арендных), частных предприятий.

Финансы населения — это совокупность денежных фондов, которые аккумулируют у населения из таких источников: доходов от трудовой деятельности; доходов от капитала; доходов от движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных в виде наследства; доходов из других источников.

Финансовая инфраструктура — это совокупность институтов и элементов, которые создают благоприятные условия для функционирования всей финансовой системы. К ним принадлежат: система органов управления финансами; нормативно-законодательная база; подготовка специалистов; инфраструктура финансового рынка; специализированное производство (ценных бумаг, денежных банкнот, финансовой документации). Именно финансовая инфраструктура создает благоприятные условия для гармонического функционирования всей финансовой системы и каждой ее сферы в частности.

Финансовый рынок — это подсистема финансовой инфраструктуры, специфическая сфера экономических отношений, где формируются и осуществляются отношения между участниками финансового рынка по поводу покупки-продажи финансовых фондов.


Финансовый рынок способствует движению финансовых ресурсов между предприятиями, областями, сферами экономики, населением, государством.

Основная функция финансового рынка — преобразование временно свободных денежных средств (накоплений, сбережений) в ссудный капитал для инвестиций в экономику (рис. 2.2).


Государственный сектор




Предприятия, фирмы

Домашние хозяйства




Рынок капиталов

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

Рынок денежных средств

Рынок заемного капитала (кредитный)














Рисунок 2.2 - Место и роль финансового рынка в финансовой системе

2.2. Система управления финансами в Украине


Управление финансами осуществляется через имеющуюся систему финансовых отношений.

В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления.

Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление (финансовые отделы предприятий, финансовые государственные органы, налоговые администрации, страховые органы). Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, образуют финансовый аппарат.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, стратегическое и оперативное управления, контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Во время планирования субъекты хозяйствования оценивают состояние своих финансов, выявляют возможность увеличения финансовых ресурсов, направления их эффективного использования.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность государства и субъектов хозяйствования, а результатом — составление финансовых планов.

Стратегическое управление — это общее управление финансами. Оно состоит в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объемов финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.п.

Стратегическое управление осуществляется вышестоящими органами государственной власти и управления: Верховной Радой Украины, аппаратом Президента Украины, Кабинетом Министров Украины.

В сферу непосредственно государственного управления входят лишь государственные финансы.

Оперативное управление финансами представляет комплекс мер, которые разрабатываются на основе оперативного анализа финансовой ситуации, финансового планирования, контроля и регулирования, составление и выполнение финансовых планов.

Оперативное управление — это главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов Украины, финансовых управлений (отделов), министерств, ведомств, местных советов, финансовых служб предприятий и организаций.

Общее управление финансами согласно Конституции Украины положено на вышестоящие органы государственной власти — Верховную Раду Украины, Президента, правительство (рис. 2.3).


К сфере управления финансами к полномочиям Верховной Рады Украины относятся:

-утверждение Государственного бюджета Украины и других финансовых законов;

-контроль за выполнением государственного бюджета, принятие решений относительно отчета о его выполнении;

-контроль за использованием займов, полученных Украиной;

-утверждение всех решений, которые связаны с финансовой политикой государства.

К сфере управления финансами к главным полномочиям Кабинета Министров Украины относятся:

-обеспечение условий проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики государства;

-разработка проекта закона о Государственном бюджете Украины;

-обеспечение выполнения утвержденного Верховной Радой Государственного бюджета Украины и представление отчета о его выполнении;

-разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

Центральным специализированным органом государственной исполнительной власти по управлению финансами является Министерство финансов Украины, которое входит в состав Кабинета Министров и воплощает в жизнь финансовую политику государства.


Государственные органы управления финансами в Украине




Орган стратегического управления финансами






Верховна Рада Украины

Президент Украины

Кабинет министров Украины



Комитет и комиссии по вопросам финансов, бюджета, налогов и прочих вопросов финансоой политики









Орган оперативного управления финансами





Счетная палата

Государственная налоговая администарция Украины (ГНАУ)

Министерство финансов




Государственное казначейство Украины


Налоговая полиция


Местные советы народных депутатов


Государственная контрольно-ревизионная служба





Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку





Финансовые исполнительные органы на местах

Государственная комиссия по регу-лированию рынков финансовых услуг Украины







Рисунок 2.3 – Система управления государственными финансами в Украине