ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 582
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ
1.1. Финансы в системе рыночных отношений. Социально-экономическая сущность финансов
1.1. Финансы в системе рыночных отношений. Социально-экономическая сущность финансов
2.1. Финансовая система Украины, ее основные подсистемы и звенья
2.2. Система управления финансами в Украине
2.1. Финансовая система Украины, ее основные подсистемы и звенья
2.2. Система управления финансами в Украине
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
3.1. Финансовая политика как составляющая экономической политики государства
3.1. Финансовая политика как составляющая экономической политики государства
ТЕМА 1.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ
1.1. Финансы в системе рыночных отношений. Социально-экономическая сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.1. Финансы в системе рыночных отношений. Социально-экономическая сущность финансов
Финансы являются отношениями по созданию перераспределению общественных благ и богатств, и в этом понимании тесно связанные с развитием государства и товарно-денежного отношений.
Материальной основой существования финансов являются деньги. Деньги выполняют разные функции, основной из которых можно назвать функцию общего эквивалента — товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них финансы являются отношениями, то есть инструментом накопления и распределения общественного богатства, которое осуществляется, в частности, с помощью денежных средств. При этом основное их назначение состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить нужды государства и субъектов хозяйствования в денежных средствах, а также контроль за их расходованием.
Материальным источником финансов, является национальный доход (НД). Через две главных компоненты национального дохода — фонды накопления и фонды потребления — происходит аккумуляция и распределение ресурсов общества, выравнивание пропорций и тенденций экономического развития и контроль. Таким образом, развитие финансов как исторической категории можно обусловить такими факторами:
1. Общественное разделение труда и создание товарного производства;
2. Развитие денежного хозяйства, четкое формирование и использования основных функций денег;
3. Появление самостоятельных, независимых субъектов хозяйствования, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и создают для производства необходимые денежные фонды;
4 Возникновение и укрепление централизованного государства, которое обеспечивает систему законодательных и правовых норм.
Главным признаком, который определяет сущность и форму функционирования финансов, является движение денежных потоков, в котором отображаются финансовые отношения:
-
обмена, в частности в виде оплаты счетов за товары и услуги;
-
распределения и перераспределения: в виде уплаты налогов, выплаты дивидендов, получение субсидий, поступление от размещения акций, получение кредита, поступление оплаты за товары, работы, услуги и т.п.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:
-
между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации товаров и услуг;
-
государством и предприятиями при уплате ими налогов;
-
предприятием и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
-
отдельными звеньями бюджетной системы (государственный кредит, местные бюджеты, государственный бюджет и др.);
-
предприятиями и банками в процессе расчетов с поставщиками, получение и возвращение кредитов;
-
на самом предприятии и в государственных органах власти и т.п.
Рассматривая сущность финансов, можно выделить определенные по составу отношения:
-
отношения по созданию и использование централизованных фондов государства;
-
отношения по распределению и перераспределению ресурсов (общественных благ) путем использования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
-
отношения по созданию и перераспределению фондов субъектов хозяйствования.
Исходя из материального содержания финансы — это фонды денежных средств целевого назначения, которые в совокупности являются финансовыми ресурсами страны. Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы — это совокупность средств, которые находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования. Они характеризуют финансовое состояние экономики и вместе с тем являются источником ее развития, формируются за счет разных видов денежных доходов, поступлений, отчислений, а используются на расширенное воспроизведство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других нужд общества.
С помощью финансов, финансовых ресурсов решаются экономические, социальные задачи государства.
На уровне предприятий финансы выражают свою сущность через формирование финансовых ресурсов, их эффективное использование в процессе хозяйственной деятельности с целью получения прибыли и выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и другими субъектами хозяйствования.
К финансам населения относятся все доходов и затрат отдельных лиц или групп людей, занятых на предприятиях (заработная плата и другие выплаты).
На рынке товаров и услуг, прибыль от реализации товаров собственного производства.
На финансовом рынке - дивиденды, проценты от инвестиций, а также пенсии.
Предметом финансов являются предпринимательские и управленческие процессы субъектов хозяйствования микро- и макроуровней, связанные с мобилизацией, распределением и использованием финансовых ресурсов для получения прибыли (дохода) и обеспечения экономического, социального и политического развития государства.
Финансовая деятельность предусматривает и соответствующие правовые отношения, потому что финансы не существуют вне юридических отношений. Поскольку финансы обусловлены денежными доходами, то закономерность движения доходов отражается на финансах. Доходы классифицируют по трем стадиям движения:
-
первичное распределение (первичные доходы);
-
перераспределение (вторичные доходы);
-
конечное использование (конечные прибыли).
Первичные доходы образуются в результате распределения выручки от реализации товаров и услуг отдельных предприятий и валового продукта на уровне государства. Каждый субъект хозяйствования, продав свою продукцию, распределяет выручку согласно осуществленным затратам (стоимость текущих материальных затрат, заработная плата, проценты за кредит и др.). Часть выручки, которая остается, представляет прибыль. Необходимо заметить, что в состав первичных доходов (выручки) в рыночной экономике входят косвенные налоги, установленные государством, которые после реализации продукции направляются в доход государственного бюджета.
После первичного распределения начинаются процессы перераспределения и образования вторичных доходов. Это, прежде всего начисление и перечисление разных налогов (кроме косвенных), взносов в страховой, пенсионный фонд и т.д.
Последняя стадия распределения (или перераспределения) доходов — их реализация. Доходы, которые реализуются, называют конечными, их тратят на приобретение товаров и услуг. Часть прибыли может быть направлена на сбережение в любой форме (взносы в банки, приобретение ценных бумаг и др.).
Конечная цель перераспределения национального дохода состоит в развитии продуктивных сил, укреплении государства, обеспечении высокого уровня качества жизни широких слоев населения.
Сумма первичных доходов теоретически должна равняться сумме конечной прибыли с учетом сбережений.
Бюджетная система государства путем соответствующего направления средств обеспечивает структурную перестройку экономики и социальной сферы, влияет на выравнивание экономического и социального развития отдельных регионов.
Можно выделить два главных направления финансового влияния на процесс общественного развития:
1. Финансовое обеспечение нужд расширенного воспроизведства.
2. Финансовое регулирование и финансовое стимулирование экономических и социальных процессов.
Финансовое обеспечение — это понятие нужд финансового воспроизводственного процесса за счет собственных или привлеченных средств.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в таких формах:
-бюджетное финансирование на безвозвратной основе;
-кредитование — предоставление средств на принципах возвратнлости, платежеспособности;
-самофинансирование — финансирование деятельности предприятия за счет собственных финансовых ресурсов;
-аренда (лизинг) — передача права пользования имуществом субъекту предпринимательской деятельности на платной основе и на определенный соглашением срок;
инвестирование — процесс вкладывания денег в объекты с расчетом получения дополнительного дохода.
Финансовое регулирование и финансовое стимулирование экономических и социальных процессов осуществляются через систему налогообложения, установление уровня таможенных налогов на импортные товары и сырье, нормы амортизационных отчислений, арендную плату, дотации, субсидии, штрафы, финансовые льготы и санкции и др.
1.2. Функции финансов
Назначение финансов оказывается через их функции. Традиционно выделяют две функции финансов — распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается в том, что с помощью финансового механизма распределяется и перераспределяется стоимость национального дохода между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования.
Каждый вид финансового распределения обслуживается разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственный — финансами предприятий, межотраслевой и межтерриториальний — государственным бюджетом, целевыми государственными фондами.
Участниками (субъектами) финансового распределения могут быть предприятия, объединение, учреждения, государство, граждане.
Распределительная функция охватывает две стадии: первичное распределение национального дохода (НД); вторичное распределение (перераспределение) НД.
Первичные доходы в свою очередь разделяют на две группы:
-
первая — заработная плата рабочих, служащих, доходы крестьян, занятых в сфере материального производства;
-
вторая — прибыль предприятий сферы материального производства.
Следует отметить, что первичное распределение НД не образовывает общественных денежных фондов для обеспечения экономических, социальных и политических функций государства, осуществление социальной защиты населения. Такие общественные государственные денежные фонды создают путем вторичного распределения (перераспределения) национального дохода. В результате перераспределения образуются вторичные доходы. Это доходы, полученные в областях непроизводственной (бюджетной) сферы: образование, медицинское обслуживание, наука, правоохранительная система, оборона и др.
Схема распределительной функции финансов приведена на рис. 1.1.
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Возмещение потребления в процессе
производства средств производства (С)
Национальный доход (НД)
- +
Вонд потребления (Фп)
Фонд накопления (Фн)
Прибыль предприятий в сфере материального
производства
Зароботная плата занятых в сфере
материального производства
Непрямые налоги (НДС, акцизный налог,
таможен-ная пошлина и т.д.)
Налог на прибыль
Налог с до-хода физи-ческих лиц
Единый налог
Зароботная плата за минусом удержаний
Чистая прибыль
Внебюджетные фонды
Бюджетная система
Рисунок 1.1 - Схема распределительной функции финансов
Контрольная функция финансов направлена на решение таких основных задач:
-поиск резервов увеличения доходов, прибыли, повышение рентабельности и платежеспособности;
-своевременное выполнение финансовых обязательств перед субъектами хозяйствования, бюджетом, банками;
-
мобилизация финансовых ресурсов в объеме, необходимому для финансирования производственного и социального развития;
-
увеличение собственного капитала;
-
эффективные целевое распределение и использование финансовых ресурсов.
Объектом финансового контроля является финансовая деятельность предпринимательских структур, бюджетных учреждений и организаций, которые осуществляют финансовую деятельность.
Предметом контроля являются финансовые операции, связанные с созданием и использованием фондов финансовых ресурсов.
Финансовый контроль основывается на соответствующих принципах:
-
принцип достоверности фактической информации;
-
принцип заблаговременного осуществления контроля с целью предотвращения возникновения существенных отклонений фактического финансового процесса от установленных норм;
-
принцип непрерывности, регулярности и систематичности;
-
принцип ответственности, который предусматривает ответственность контролирующих субъектов за эффективное функционирование системы финансового контроля.
Объектами контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Различают:
-
общегосударственный финансовый контроль, который проводится органами государственной власти и управления (налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионные управления, министерство финансов и др.);
-
внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансовыми службами предприятий и учреждений;
-
независимый финансовый контроль, который осуществляется аудиторскими фирмами.
Важным признаком финансового контроля является его метод.
Методами финансового контроля является ревизия, тематическая проверка, обследование, беспрерывное отслеживание финансовой деятельности и т.п.
Финансовые ресурсы являются источником развития предприятий, государства и благосостояния населения. Основу финансовых ресурсов представляют средства, направленные в основные и оборотные средства предприятий, в бюджет государства и доходы населения. Финансовые ресурсы формируются за счет собственных и привлеченных средств.
Мобилизация финансовых ресурсов на предприятиях — это образование денежных фондов для финансового обеспечения операционной, инвестиционной деятельности, выполнения финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования. Финансовые ресурсы состоят из:
-взносов основателей в уставный капитал;
-прибыли от всех видов деятельности (операционной, финансовой инвестиционной деятельности и чрезвычайных событий);
-мобилизации ресурсов на финансовом рынке (от эмиссии облигаций и других видов ценных бумаг, а также кредитных инвестиций);
-бюджетных субсидий; других видов ресурсов.
В процессе формирования финансовых ресурсов предприятий важную роль играет определение оптимальной структуры их источников.
Мобилизации финансовых ресурсов на уровне местных бюджетов и государственного бюджета, осуществляется за счет формируются на основе налоговых отчислений и сборов, инвестиций, эмиссии ценных бумаг, неналоговых поступлений, государственной пошлины и др.
Источником доходов населения во всех финансовых сферах является заработная плата, займы, компенсации, социальные выплаты и другие источники финансовых ресурсов населения.
Мобилизация фондов финансовых ресурсов для удовлетворения нужд общегосударственных, предпринимательских структур и нужд населения осуществляется на основе соответствующих нормативных актов путем использования методов бюджетного финансирования, самофинансирования, кредитования и т.п.
ТЕМА 2.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
2.1. Финансовая система Украины, ее основные подсистемы и звенья
2.2. Система управления финансами в Украине
2.3. Финансовый контроль