ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 569

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 1.

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ


1.1. Финансы в системе рыночных отношений. Социально-экономическая сущность финансов

1.2. Функции финансов


1.1. Финансы в системе рыночных отношений. Социально-экономическая сущность финансов


Финансы являются отношениями по созданию перераспределению общественных благ и богатств, и в этом понимании тесно связанные с развитием государства и товарно-денежного отношений.

Материальной основой существования финансов являются деньги. Деньги выполняют разные функции, основной из которых можно назвать функцию общего эквивалента — товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них финансы являются отношениями, то есть инструментом накопления и распределения общественного богатства, которое осуществляется, в частности, с помощью денежных средств. При этом основное их назначение состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить нужды государства и субъектов хозяйствования в денежных средствах, а также контроль за их расходованием.

Материальным источником финансов, является национальный доход (НД). Через две главных компоненты национального дохода — фонды накопления и фонды потребления — происходит аккумуляция и распределение ресурсов общества, выравнивание пропорций и тенденций экономического развития и контроль. Таким образом, развитие финансов как исторической категории можно обусловить такими факторами:

1. Общественное разделение труда и создание товарного производства;

2. Развитие денежного хозяйства, четкое формирование и использования основных функций денег;

3. Появление самостоятельных, независимых субъектов хозяйствования, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и создают для производства необходимые денежные фонды;

4 Возникновение и укрепление централизованного государства, которое обеспечивает систему законодательных и правовых норм.

Главным признаком, который определяет сущность и форму функционирования финансов, является движение денежных потоков, в котором отображаются финансовые отношения:

  • обмена, в частности в виде оплаты счетов за товары и услуги;

  • распределения и перераспределения: в виде уплаты налогов, выплаты дивидендов, получение субсидий, поступление от размещения акций, получение кредита, поступление оплаты за товары, работы, услуги и т.п.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

  • между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации товаров и услуг;

  • государством и предприятиями при уплате ими налогов;

  • предприятием и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

  • отдельными звеньями бюджетной системы (государственный кредит, местные бюджеты, государственный бюджет и др.);

  • предприятиями и банками в процессе расчетов с поставщиками, получение и возвращение кредитов;

  • на самом предприятии и в государственных органах власти и т.п.


Рассматривая сущность финансов, можно выделить определенные по составу отношения:

  • отношения по созданию и использование централизованных фондов государства;

  • отношения по распределению и перераспределению ресурсов (общественных благ) путем использования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

  • отношения по созданию и перераспределению фондов субъектов хозяйствования.

Исходя из материального содержания финансы — это фонды денежных средств целевого назначения, которые в совокупности являются финансовыми ресурсами страны. Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы — это совокупность средств, которые находятся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования. Они характеризуют финансовое состояние экономики и вместе с тем являются источником ее развития, формируются за счет разных видов денежных доходов, поступлений, отчислений, а используются на расширенное воспроизведство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других нужд общества.

С помощью финансов, финансовых ресурсов решаются экономические, социальные задачи государства.

На уровне предприятий финансы выражают свою сущность через формирование финансовых ресурсов, их эффективное использование в процессе хозяйственной деятельности с целью получения прибыли и выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и другими субъектами хозяйствования.

К финансам населения относятся все доходов и затрат отдельных лиц или групп людей, занятых на предприятиях (заработная плата и другие выплаты).

На рынке товаров и услуг, прибыль от реализации товаров собственного производства.

На финансовом рынке - дивиденды, проценты от инвестиций, а также пенсии.

Предметом финансов являются предпринимательские и управленческие процессы субъектов хозяйствования микро- и макроуровней, связанные с мобилизацией, распределением и использованием финансовых ресурсов для получения прибыли (дохода) и обеспечения экономического, социального и политического развития государства.

Финансовая деятельность предусматривает и соответствующие правовые отношения, потому что финансы не существуют вне юридических отношений. Поскольку финансы обусловлены денежными доходами, то закономерность движения доходов отражается на финансах. Доходы классифицируют по трем стадиям движения:

  • первичное распределение (первичные доходы);

  • перераспределение (вторичные доходы);

  • конечное использование (конечные прибыли).

Первичные доходы образуются в результате распределения выручки от реализации товаров и услуг отдельных предприятий и валового продукта на уровне государства. Каждый субъект хозяйствования, продав свою продукцию, распределяет выручку согласно осуществленным затратам (стоимость текущих материальных затрат, заработная плата, проценты за кредит и др.). Часть выручки, которая остается, представляет прибыль. Необходимо заметить, что в состав первичных доходов (выручки) в рыночной экономике входят косвенные налоги, установленные государством, которые после реализации продукции направляются в доход государственного бюджета.


После первичного распределения начинаются процессы перераспределения и образования вторичных доходов. Это, прежде всего начисление и перечисление разных налогов (кроме косвенных), взносов в страховой, пенсионный фонд и т.д.

Последняя стадия распределения (или перераспределения) доходов — их реализация. Доходы, которые реализуются, называют конечными, их тратят на приобретение товаров и услуг. Часть прибыли может быть направлена на сбережение в любой форме (взносы в банки, приобретение ценных бумаг и др.).

Конечная цель перераспределения национального дохода состоит в развитии продуктивных сил, укреплении государства, обеспечении высокого уровня качества жизни широких слоев населения.

Сумма первичных доходов теоретически должна равняться сумме конечной прибыли с учетом сбережений.

Бюджетная система государства путем соответствующего направления средств обеспечивает структурную перестройку экономики и социальной сферы, влияет на выравнивание экономического и социального развития отдельных регионов.

Можно выделить два главных направления финансового влияния на процесс общественного развития:

1. Финансовое обеспечение нужд расширенного воспроизведства.

2. Финансовое регулирование и финансовое стимулирование экономических и социальных процессов.

Финансовое обеспечение — это понятие нужд финансового воспроизводственного процесса за счет собственных или привлеченных средств.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в таких формах:

-бюджетное финансирование на безвозвратной основе;

-кредитование — предоставление средств на принципах возвратнлости, платежеспособности;

-самофинансирование — финансирование деятельности предприятия за счет собственных финансовых ресурсов;

-аренда (лизинг) — передача права пользования имуществом субъекту предпринимательской деятельности на платной основе и на определенный соглашением срок;

инвестирование — процесс вкладывания денег в объекты с расчетом получения дополнительного дохода.

Финансовое регулирование и финансовое стимулирование экономических и социальных процессов осуществляются через систему налогообложения, установление уровня таможенных налогов на импортные товары и сырье, нормы амортизационных отчислений, арендную плату, дотации, субсидии, штрафы, финансовые льготы и санкции и др.

1.2. Функции финансов


Назначение финансов оказывается через их функции. Традиционно выделяют две функции финансов — распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов заключается в том, что с помощью финансового механизма распределяется и перераспределяется стоимость национального дохода между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования.

Каждый вид финансового распределения обслуживается разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственный — финансами предприятий, межотраслевой и межтерриториальний — государственным бюджетом, целевыми государственными фондами.


Участниками (субъектами) финансового распределения могут быть предприятия, объединение, учреждения, государство, граждане.

Распределительная функция охватывает две стадии: первичное распределение национального дохода (НД); вторичное распределение (перераспределение) НД.

Первичные доходы в свою очередь разделяют на две группы:

  • первая — заработная плата рабочих, служащих, доходы крестьян, занятых в сфере материального производства;

  • вторая — прибыль предприятий сферы материального производства.

Следует отметить, что первичное распределение НД не образовывает общественных денежных фондов для обеспечения экономических, социальных и политических функций государства, осуществление социальной защиты населения. Такие общественные государственные денежные фонды создают путем вторичного распределения (перераспределения) национального дохода. В результате перераспределения образуются вторичные доходы. Это доходы, полученные в областях непроизводственной (бюджетной) сферы: образование, медицинское обслуживание, наука, правоохранительная система, оборона и др.

Схема распределительной функции финансов приведена на рис. 1.1.



Валовой внутренний продукт (ВВП)

Возмещение потребления в процессе производства средств производства (С)

Национальный доход (НД)



- +





Вонд потребления (Фп)

Фонд накопления (Фн)





Прибыль предприятий в сфере материального производства

Зароботная плата занятых в сфере материального производства

Непрямые налоги (НДС, акцизный налог, таможен-ная пошлина и т.д.)







Налог на прибыль

Налог с до-хода физи-ческих лиц

Единый налог

Зароботная плата за минусом удержаний

Чистая прибыль







Внебюджетные фонды

Бюджетная система





Рисунок 1.1 - Схема распределительной функции финансов


Контрольная функция финансов направлена на решение таких основных задач:

-поиск резервов увеличения доходов, прибыли, повышение рентабельности и платежеспособности;

-своевременное выполнение финансовых обязательств перед субъектами хозяйствования, бюджетом, банками;

  • мобилизация финансовых ресурсов в объеме, необходимому для финансирования производственного и социального развития;

  • увеличение собственного капитала;

  • эффективные целевое распределение и использование финансовых ресурсов.

Объектом финансового контроля является финансовая деятельность предпринимательских структур, бюджетных учреждений и организаций, которые осуществляют финансовую деятельность.

Предметом контроля являются финансовые операции, связанные с созданием и использованием фондов финансовых ресурсов.

Финансовый контроль основывается на соответствующих принципах:

  • принцип достоверности фактической информации;

  • принцип заблаговременного осуществления контроля с целью предотвращения возникновения существенных отклонений фактического финансового процесса от установленных норм;

  • принцип непрерывности, регулярности и систематичности;

  • принцип ответственности, который предусматривает ответственность контролирующих субъектов за эффективное функционирование системы финансового контроля.


Объектами контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Различают:

  • общегосударственный финансовый контроль, который проводится органами государственной власти и управления (налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионные управления, министерство финансов и др.);

  • внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансовыми службами предприятий и учреждений;

  • независимый финансовый контроль, который осуществляется аудиторскими фирмами.

Важным признаком финансового контроля является его метод.

Методами финансового контроля является ревизия, тематическая проверка, обследование, беспрерывное отслеживание финансовой деятельности и т.п.

Финансовые ресурсы являются источником развития предприятий, государства и благосостояния населения. Основу финансовых ресурсов представляют средства, направленные в основные и оборотные средства предприятий, в бюджет государства и доходы населения. Финансовые ресурсы формируются за счет собственных и привлеченных средств.

Мобилизация финансовых ресурсов на предприятиях — это образование денежных фондов для финансового обеспечения операционной, инвестиционной деятельности, выполнения финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования. Финансовые ресурсы состоят из:

-взносов основателей в уставный капитал;

-прибыли от всех видов деятельности (операционной, финансовой инвестиционной деятельности и чрезвычайных событий);

-мобилизации ресурсов на финансовом рынке (от эмиссии облигаций и других видов ценных бумаг, а также кредитных инвестиций);

-бюджетных субсидий; других видов ресурсов.

В процессе формирования финансовых ресурсов предприятий важную роль играет определение оптимальной структуры их источников.

Мобилизации финансовых ресурсов на уровне местных бюджетов и государственного бюджета, осуществляется за счет формируются на основе налоговых отчислений и сборов, инвестиций, эмиссии ценных бумаг, неналоговых поступлений, государственной пошлины и др.

Источником доходов населения во всех финансовых сферах является заработная плата, займы, компенсации, социальные выплаты и другие источники финансовых ресурсов населения.

Мобилизация фондов финансовых ресурсов для удовлетворения нужд общегосударственных, предпринимательских структур и нужд населения осуществляется на основе соответствующих нормативных актов путем использования методов бюджетного финансирования, самофинансирования, кредитования и т.п.


ТЕМА 2.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА


2.1. Финансовая система Украины, ее основные подсистемы и звенья

2.2. Система управления финансами в Украине

2.3. Финансовый контроль


2.1. Финансовая система Украины, ее основные подсистемы и звенья