ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 585

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные функции Министерства финансов:

-реализация финансовой политики государства, обеспечение ее воплощения в жизнь;

-составление проекта и обеспечение выполнения Государственного бюджета страны;

-обеспечение стабильности государственных финансов, активного влияния их на социально-экономическое развитие страны;

-концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины и ее регионов;

-анализ показателей развития экономики, внедрение мероприятий по ее оздоровлению;

-анализ итогов выполнения бюджетов всех уровней;

-усовершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

-подготовка информационных материалов вышестоящим органам власти и управление о ходе и итоги выполнения бюджета, предложения относительно увеличения доходов;

-осуществление мероприятий по развитию финансового рынка;

-планирование доходов и расходов бюджета по экспортно-импортным операциям;

-осуществление финансового контроля за рациональным и целевым использованиям бюджетных средств.

Особым подразделом Министерства финансов Украины, который специально занимается выполнением Государственного бюджета Украины, является Государственное казначейство Украины. Оно было создано Указом Президента Украины от 27 апреля 1995 года для обеспечения четкого контроля за поступлением средств в государственный бюджет и их использованием.

Функции Государственного казначейства:

-организация и осуществление выполнения государственного бюджета на основе принципа единого казначейского счета;

-осуществление руководства подведомственными территориальными органами;

-ведение сводных реестров распорядителей средств государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов;

-осуществление управления доходами и расходами Государственного бюджета;

-проведение операций с имеющимися бюджетными средствами, включая иностранную валюту;

-организация и осуществление прогнозирования и кассовое планирование средств Государственного бюджета;

-управление государственным внутренним и внешним долгом;

-организация учета выполнения государственного бюджета, составление отчета о состоянии выполнения государственного и сводного бюджетов;

-проведение контроля за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетных фондов.

В основу деятельности Государственного казначейства положен принцип единого счета государственного бюджета в объединении с централизацией, через которую обеспечивается ежедневный анализ государственных средств.

Казначейство проводит оплату счетов учреждений, которые содержатся из государственного бюджета, со своих счетов. Обеспечивается жесткий контроль Казначейства за поступлением средств в бюджет, их целевым и предметным использованиям.


Таким образом, Министерство финансов Украины организовывает выполнение государственного бюджета через Государственное казначейство и его территориальные органы.

Основным критерием, на котором базируется выполнение бюджетов, является обеспечение поступлений налогов в бюджет всех уровней. Эта функция положена на Государственную налоговую администрацию Украины (ДПАУ) с широкими правами и налоговую милицию, которая выведена из подчинения Министерства внутренних дел Украины. Эти структуры подчинены Президенту Украины.

ДПАУ была создана на основании Указа Президента Украины от 22 августа 1996 г. на базе Главной налоговой инспекции Украины. Она является центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает региональное поступление средств в государственные фонды финансовых ресурсов.

Главной задачей ДПАУ является контроль за четким выполнением законодательных и нормативных актов за налогами, правильностью рассчетоф, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Украины.

Функции Государственной налоговой администрации:

-проведение и организация работы областных, городских, районных налоговых администраций по контролю за выполнением законодательства по налоговым поступлениям и других платежей в бюджет юридическими и физическими лицами;

-разработка предложений относительно усовершенствования налогового законодательства;

-разработка и издание инструктивных, методических указаний о порядке удержания налогов;

-разработка форм налоговых расчетов, деклараций и других документов;

-проведение разъяснительной работы среди населения, предприятий и организаций относительно порядка, сроков и методов расчетов налогов и других платежей в бюджет;

-проведение в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности проверки денежных поступлений, документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и других документов относительно начисления и оплаты налогов и других платежей в бюджет;

-принятие решений о применении финансовых санкций и наложение административных штрафов на нарушителей действующего законодательства.


2.3. Финансовый контроль


Фактически финансовый контроль является завершающей стадией управленческого процесса, который состоит из трех взаимосвязанных элементов: прогнозирование, или планирование, регулирование и контроля.

Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности всех субъектов экономических отношений: доход, прибыль, себестоимость, затраты обращения, рентабельность, налоговые платежи. Вместе с тем фактическим объектом финансового контроля является совокупный процесс производственно-хозяйственной деятельности.


Субъектами финансового контроля являются, с одной стороны, как государственные, так и негосударственные контролирующие структуры, а с другой — предприятия всех форм собственности и физические лица.

Назначение финансового контроля состоит, во-первых, в необходимости мобилизации финансовых ресурсов всех сфер финансовой системы и, во-вторых, в соблюдении порядка ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль — это специфический вид деятельности, который осуществляется всеми звеньями власти, а также негосударственными структурами относительно обеспечения на базе законности соответствующего уровня финансовой дисциплины, эффективного движения централизованных и децентрализованных фондов, а также поиска путей усовершенствования процессов распределения и перераспределения денежных средств в стране.

Содержание финансового контроля отображается в таких положениях:

-проверка выполнения финансовых обязанностей всеми субъектами экономических отношений перед соответствующими звеньями власти согласно экономическому законодательству;

-проверка использования бюджетных средств государственными и муниципальными предприятиями;

-проверка поступлений налогов и сборов во все звенья бюджетной системы;

-проверка спектра финансовых операций предприятий;

-выявление и устранение следствий финансовых нарушений и злоупотреблений;

-применение форм ответственности за нарушение норм финансового законодательства.

Правовой базой финансового контроля является действующее законодательство, нормативные акты в сфере финансов. Это, прежде всего Конституция Украины, законы Украины «О государственной налоговой службе в Украине», «Об аудиторской деятельности», «О контрольно-ревизионной службе в Украине», «О Счетной палате» и другие нормативные документы.

Финансовый контроль как экономическую категорию можно поделить на виды по определенным критериям.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, его разделяют:

-на государственный;

-внутрихозяйственный;

-аудиторский (независимый);

-общественный.

Функции государственного финансового контроля распределяются между вышестоящими органами власти вместе с функциями управления финансовой системой. Государственный контроль включает общегосударственный и ведомственный контроль. На высшем уровне общегосударственный финансовый контроль осуществляет Верховная Рада Украины. В ее функции входят рассмотрение и утверждения государственного бюджета, контроль за его выполнением, обсуждение и принятие законодательных актов в сфере финансов.

В составе Верховной Рады Украины созданы комитеты, которые осуществляют парламентский контроль за использованием финансовых ресурсов государства.

Особое место в системе органов государственного финансового контроля занимает Счетная палата Верховной Рады Украины. К ее полномочиям относятся:


-контроль за выполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов;

-контроль органов местного самоуправления, предприятий, банков, рганізацій относительно использования ими бюджетных средств;

-проведение комплексных ревизий и тематических проверок;

-внесение предложений относительно усовершенствования бюджетного законодательства.

Важным органом государственного финансового контроля со стороны исполнительной власти является Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Украины (КРУ), которое руководит деятельностью контрольно-ревизионных управлений (отделов) на местах.

Функции Государственной контрольно-ревизионной службы (КРУ):

-проверка выполнения закона о бюджетных правах как государственными, так и местными органами власти и управления;

-контроль за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями, организациями и контроль за эффективным использованием ими бюджетных и собственных средств;

-контроль за выполнением государственного бюджета органами управления всех уровней, бюджетными учреждениями, предприятиями и организациями, которые выполняют обязательство перед бюджетом;

-проверка работы финансовых органов в выполнении бюджетов;

-проверка работы системы банков во взаимоотношениях с бюджетом.

Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятиях осуществляется бухгалтериями и финансовыми отделами. Хорошо поставленный бухгалтерский учет дает возможность выработать эффективное решение, контролировать его выполнение.

Аудит — это новая форма финансового контроля. Предоставление самостоятельности предприятиям и организациям, приватизация их, создание на их основе акционерных обществ, частных предприятий обусловили необходимость создания органа, в обязанности которого входило бы проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности, обеспечение консультаций по финансовым вопросам. Таким органом контроля является постоянная Палата аудиторов.

Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, полноты и соответствия действующему законодательству.

Аудиторская деятельность включает организационное и методическое обеспечения аудита, выполнение аудиторских проверок, предоставление услуг через экспертизы, консультации по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности. Аудиторскую деятельность могут выполнять как граждане Украины, так и аудиторские фирмы, объединение, которые имеют квалификационный сертификат.

Палата аудиторов не только аттестует аудиторов и выдает квалификационные сертификаты и лицензии, но и разрабатывает стандарты и методические рекомендации, ведет учет аудиторов, их фирм.


Вся деятельность аудиторов базируется на коммерческой основе.

Аудиторское заключение — это официальный документ, удостоверенный подписью и печатью аудитора или аудиторской фирмы, который составляется по результатам проведенного аудита и содержит вывод относительно достоверности отчетности, полноты и соответствия ее действующему законодательству и установленным нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

Общественный финансовый контроль осуществляется представителями общественных организаций на началах добровольности и безвозмездности.

Важным критерием классификации финансового контроля явлчется время проведения. На этом основании выделяют такие виды финансового контроля: предыдущий, текущий, последующий.

Особенностью предыдущего финансового контроля является то, что он осуществляется на этапе разработки и принятия управленческого решения по финансовым вопросам. Он связан с процессами определения оптимального объема централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в плановом периоде, а также с их эффективным распределением и использованием. Исходной информационной базой для этого контроля являются фактические данные выполнения плановых задач прошлых периодов. На уровне государства предыдущий финансовый контроль проводится на стадии разработки и принятия законодательных и нормативных актов в сфере финансов.

Текущий финансовый контроль представляет оперативный контроль за реализацией финансовой деятельности, соблюдением плановых показателей, выполнением требований финансовой дисциплины и т.п. Он осуществляется через анализ, проверки, обследование деятельности субъектов хозяйствования, его задача — своевременно реагировать на изменения условий финансовой деятельности

Поледующий финансовый контроль осуществляется на завершающей стадии выполнения плановой задачи. Его цель — контроль по финансовым результатам, сравнение фактических и плановых показателей финансовой деятельности, оценка эффективности проведенной работы. Этот вид контроля является базой для предыдущего контроля будущего периода. Таким образом, наблюдается тесная взаимосвязь между предыдущим, текущим и последующим финансовым контролем.

В зависимости от обязательности проведения различают обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль осуществляется согласно требованиям нормативных актов и решений соответствующих органов государственного контроля.

Инициативный финансовый контроль проводится по собственному желанию субъектов хозяйствования.

Основными методами финансового контроля является проверка, обследование, анализ, ревизия.

Ревизия представляет наиболее глубокое и всестороннее обследования деятельности хозяйственного субъекта для оценки уровня его финансовой дисциплины. Ревизия является методом финансового контроля и осуществляется преимущественно всеми контролирующими органами.