Файл: международный менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2255

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суммируя все отмеченное выше, можно сказать, что эра коммерции впервые высветила и поставила перед предпринимателями развитых европейских государств следующие ключевые вопросы международного менеджмента (как системы управления международным бизнесом):

  • есть ли экономический смысл переносить предпринимательскую активность и риски из внутристрановой среды за рубежи государства и могут ли соответствующие выгоды и/или потери быть оценены заранее?

  • от каких основных факторов реально зависит принятие такого рода решений?

  • насколько свободен бизнес в своих решениях и действиях от политики своего государства, может ли он рассчитывать на его поддержку (или должен
    учитывать противодействие)?

  • что следует учитывать, предвидеть и предпринимать, ведя деловые операции на «чужой территории», в интересах обеспечения долговременной прибыльности этих операций и безопасности их ведения?

- Эра экспансии(1850-1914гг.)

В указанный период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития.

Как справедливо отмечает Робинсон, именно эти достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса.

Все это позволяет констатировать, что собственно международный бизнес уже во второй (по Робинсону) эре своего развития очень точно нащупал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:

  • использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);

  • расширение рынков сбыта;

  • новые поля приложения свободных финансовых ресурсов;

  • использование выгодных возможностей местного законодательства.

- Эра концессий (1914-1945 гг.)

Робинсон справедливо отмечает ту важнейшую особенность исторического периода между двумя войнами, когда качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках.

Эта эра подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом плане, а Вторая Мировая Война дала мощный политический импульс этим процессам.

С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и в известном смысле к глобализации бизнеса в целом.


- Эра национальных государств (1945-1970гг.)

Два главных направления развития международного бизнеса должны привлечь внимание при анализе этого периода его развития. Это, во-первых, становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру, с другой же стороны — и все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.

«Эра национальных государств», дав мощный толчок развитию
международного бизнеса и сделав его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы типа «метрополия—колония», одновременно впервые поставила вопрос о том, что международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.




- Эра глобализации (начиная с 70-х гг. XX в.)

Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены.

1.3. Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес, как и отмечалось выше, сосредоточивается в трех основных направлениях:

  1. поиск и освоение новых рынков;

  2. поиск и использование эффективных ресурсов;

  3. использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках данной страновой и/или межстрановой правовой среды.

С другой стороны, есть своего рода переменные, которые опосредуют этот целевой список:

  • уровень экономического развития отдельных стран;

  • культурное сходство (различие) страны базирования и стран пребывания;

  • природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические);

  • характеристики страновой демографии (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).

Сочетая все это с экстрагированием лучших страновых образцов управления и их адаптацией к специфике разных стран пребывания, международный менеджмент и превращается из наиболее развитой ступени своей эволюции в систему управления знаниями, для которой собираемая и анализируемая во всем мире информация становится главным стратегическим ресурсом, а адаптивность (культурная, правовая, экономическая, ситуационная, политическая и социальная) — главным стратегическим оружием.

1.4. Будучи мощным инструментом экономической интеграции страны в мировую экономику, а, следовательно — инструментом глобализации как таковой, международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:

1. Доступность и всеобщность. Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности.


2. Ступенчатость развития. Речь идет о том, что вхождение фирмы в международный бизнес, по существу и как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы — мультинациональной корпорации.

3. Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел новые черты:

• возможно эффективно осуществляться «не выходя из офиса»;

• возможно осуществляться в режиме реального времени;

• возможно с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.

4. «Финансиаризация». Этот термин очень точно отражает важнейшую черту «глобализированного» международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и заканчивая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.

5. Сложное взаимодействие национального и интернационального. С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным процессам: начиная от джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей «усредненной» (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране.


ТЕМА 2: ВНЕшНЯЯ СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

ПЛАН:

2.1. Возможности выхода украинской фирмы на внешний рынок и ролевые функции международного менеджера

2.2. Структура основных данных экономического анализа внешней среды, необходимых международному менеджеру

2.3. Правовой анализ внешней среды

2.4. Структура основных данных стартового маркетингового анализа

2.5. Коммуникации в системе международного менеджмента


2.1. Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет действовать и развиваться международный бизнес фирмы - важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджера. Базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:

-анализ экономической внешней среды;

-анализ политической внешней среды;

-анализ правовой внешней среды;

-анализ культурной внешней среды.

Реальные возможности вхождения практически любой фирмы в международный бизнес.

1) Возврат старых рынков.

Сформулируем основные вопросы, которые могут практически интересовать фирму, решившую искать в этом направлении:

1. Какие виды экспортировавшейся ранее техники технологически близки производственным и конструкторско-технологическим возможностям фирмы?

2. Кто именно производил эту технику и каково положение этих предприятий сейчас (прежде всего — в части производства техники)?

3. Какие страны (а внутри них — фирмы) импортировали основную частьэтой техники?

4. Работает ли эта техника до настоящего времени? Есть ли потенциал ее:

• реновации;

• модернизации;

• обновления по запасным частям?

5. Если появились конкурирующие изделия, то какова сравнительная конкурентоспособность отечественных и иностранных изделий? Остаются ли ниши для отечественной техники?

6. Каковы ориентировочные емкости рынков (сегментов рынков)?

Получив более или менее надежную информацию по приведенным вопросам, международный менеджер может осуществить сокращенный политический и правовой анализ и в случае успешных результатов переходить к заключительному этапу анализа и оценки внешней среды — к углубленной проработке культурного фона.

2) Оценка технологий.

Международный менеджер должен начать серьезный анализ внешней среды, имея только на руках солидные доказательства реализуемости и коммерческой ценности новой технологии (без этого фирма может потратить годы на такого рода доказательства), выполнив следующие условия:

-оценка оригинальности и защищенности технологии;

-оценка зарубежных аналогов и разработка карты сравнительной конкурентоспособности;

-укрупненная оценка „сопутствующего набора” (оборудования и услуг, которые потребуются для эффективного внедрения технологии);

-оценка и формирования перечня вероятных заинтересованных фирм;

-приближенная оценка финансовых ориентиров возможных сделок в вариантах;


-подготовка предложений, ориентированных на заинтересованные фирмы и проведение переговоров.

3) Соразмерный экспорт.

Этим термином мы обозначаем возможность для многих украинских фирм экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего — в развитых) вполне могут конкурировать с менее качественными и более дешевыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей. Главные вопросы:

-оценка собственной технологии и выделение товарного ряда, пригодного для соразмерного экспорта;

-формирование набора конкурентов и оценка сравнительной конкурентоспособности;

-предварительная оценка возможных каналов дистрибьюции и основных условий работы с ними (поставки, участие в продвижении, сервис);

-ориентировочная оценка ёмкости рынков и прогноз вероятной доли будущего контроля;

- формирование финансовых, организационных и технологических целей проникновения на те или иные рынки.

4)Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей.

Речь идет о том, что украинский производитель находит для себя зарубежного производителя, которому он обоснованно предлагает поставку определенных деталей, узлов, комплектующих, пригодных для производимого зарубежным партнером конечного изделия. Поскольку кооперация — одна из наиболее развитых и перспективных сфер производственного сотрудничества в мире, то потенциально всегда есть возможности подобного встраивания.

К основным аналитическим вопросам встраивания относятся следующие:

-ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания;

-обзор зарубежных технологий в родственных (смежных) отраслях и выделение объектов встраивания;

-научно- техническая и конструкторско- технологическая оценка элементов объектов встраивания с целью поиска деталей, узлов и комплектующих деталей, узлов и комплектующих изделий, которые могли бы быть предложены зарубежным партнерам;

-проведение предварительных переговоров с потенциальными партнерами и окончательное формирование перечня встраивания;

-технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнерам.

5) Использование национальных преимуществ на уровне фирмы.

Перечислим те национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или иную ценность в глазах зарубежного партнера и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:

-анализ и оценка кадрового потенциала предприятия и выделение в нем элементов международного характера;

-анализ и оценка уровня НИОКР, выделение в нем конкурентоспособных элементов;

-анализ и оценка действующих технологий;

-обзорная оценка зарубежных фирм, которые потенциально могут проявить интерес к национальным преимуществам в рамках нашей фирмы, и выделение наиболее перспективных из них;