Файл: международный менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2258

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.









ТЕМА 6: МЕНЕДЖМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ


ПЛАН:

6.1. Торговля услугами и её место в международных экономических отношениях

6.2. Определение и классификация услуг

6.3. Регулирование рынка услуг

6.4. Международный туризм


6.1.Торговля услугами и её место в международных экономических отношениях

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, включающие в том числе:

• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту, и страхование;

• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;

• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

• все эти разнообразные виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства.

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25 % общей величины мирового экспорта, причем в 1997 году эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличится еще на 30 %. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.




6.2.Определение и классификация услуг

Одно из распространенных определений восходит к Адаму Смиту, и состоит в том, что услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения.

При товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете - обмена самими этими объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты.


Предоставление услуги, таким образом - это контракт, в котором одна из сторон (реже - обе) предоставляет другой нечто, что не является предметом собственности, но по той или иной причине ценно для этой другой стороны. Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности - так, программное обеспечение может поставляться на CD-ROM. Точное определение, таким образом, требует оговорки, что услуга - это контракт, в котором цена передаваемых объектов собственности (если такие объекты вообще существуют) мала по сравнению с полной суммой контракта.

Поскольку услуги не предполагают ни передачи собственности, ни аренды, то имущественное и арендное право на них не распространяется или распространяется лишь косвенно. Основой законодательного регулирования сферы услуг является контрактное и/или обязательственное право. Во многих странах некоторые важнейшие отрасли сферы услуг - например, медицина - регулируются отдельными законами и ведомственными подзаконными актами. Часто эти законы и акты имеют разделы, устанавливающие отдельные правила для международных услуг.

Классификация услуг

В соответствии с предложенным определением, услугами оказываются следующие направления экономической деятельности (перечислены только услуги, которые предоставляются на законной основе, за денежное вознаграждение, и при этом плата составляет значительную (не менее процента) долю ВВП, а самим предоставлением услуги занята значительная часть трудоспособного населения):

· Туризм и "индустрия развлечений".

· Бытовые услуги - "общепит", парикмахерские, домработницы, няни и т.д., а также коммунальные услуги.

· Медицинские и охранные услуги.

· Строительные и ремонтные работы.

· Юридические и арбитражные услуги.

· Финансовые, в том числе инвестиционные, брокерские и страховые услуги.

· Образование.

· Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, в том числе разработка программного обеспечения.

· Услуги по установке, настройке и поддержке программного обеспечения.

· Услуги по ремонту и наладке сложного оборудования, как промышленного, так и бытового.

· Услуги связи.

· Информационные услуги, в том числе СМИ.

· Транспортные услуги.

6.3.Регулирование рынка услуг

На практике, политика регулирования международного рынка услуг оказывается тесно связана с политикой регулирования на соответствующих внутренних рынках.

Наиболее распространенной и наиболее очевидной формой такой связи является сочетание лицензионной и/или антимонопольной политики на внутреннем рынке с протекционистской политикой на внешнем рынке. Действительно, как показано в обзоре, антимонопольная политика на практике оказывается политикой защиты некоторых предприятий, действующих на внутреннем рынке, от конкурентов.


Распространенным примером такой политики является сочетание лицензий права занятия медицинской практикой в сочетании с отказом признавать дипломы иммигрантов.

В Великобритании медицинское обслуживание полностью национализировано. Подготовка медицинских работников контролируется при помощи вполне социалистических мер, в соответствии с планируемыми потребностями госпредприятий. Впрочем, поскольку правительство не может принуждать абитуриентов поступать именно в медицинские ВУЗы и среднеспециальные учебные заведения, время от времени возникающие дефициты медицинских работников приходится компенсировать за счет снижения иммиграционных барьеров и прямой рекламы иммиграции. Так, в феврале 2003 года была запущена рекламная кампания в медицинских журналах 11 стран, рекламирующая возможности трудоустройства в Великобритании. Благодаря этой политике, Великобритании удается удерживать один из самых низких уровней расходов на здравоохранение в расчете на душу населения среди развитых стран.

Регулирование внутреннего рынка услуг

Приемы регулирования внутреннего рынка услуг включают в себя:

1. Обязательную сертификацию и лицензирование.

2. Принятие специальных законов и даже кодексов, регулирующих отдельные отрасли (особенно финансы, здравоохранение или образование).

3. Создание специальных регулирующих ведомств, имеющих право устанавливать собственные регулятивы в виде подзаконных актов, и иногда получающих статус министерств.

4. Различные меры, обеспечивающие и узаконивающие деятельность отраслевых профсоюзов.

5. Прямое регулирование условий труда и заработной платы.

6. Установление юридических и фактических монополий, картелей, цехов и т.д.

7. Антимонопольное и антидемпинговое законодательство.

8. Прямое регулирование номенклатуры и качества предоставляемых услуг.

9. Прямое регулирование цен.

10. Субсидирование, как прямое, так и косвенное. Так же можно отнести налоговые льготы.

11. Разнообразные регулятивы, призванные прекратить или хотя бы сократить нецелевое использование субсидируемых услуг, в том числе экспорт субсидируемых услуг или товаров (или других услуг) производимых с их помощью.

12. Национализацию и другие формы огосударствления: городской транспорт во многих странах принадлежит муниципалитетам.

13. Планово-убыточные национализированные или муниципальные предприятия - сочетание субсидирования и национализации.

14. Бесплатные услуги, оказываемые планово-убыточными - "бюджетными" - государственными предприятиями.

Как уже отмечалось, регулирование международного рынка услуг обычно носит чисто реактивный характер и состоит в защите картелированных отраслей национальной экономики (например, отказываясь признавать зарубежные дипломы медицинских ВУЗов, правительство защищает действующий на внутреннем рынке цех медицинских работников) и в более или менее успешных попытках пресечь прямой или косвенный экспорт субсидий, то есть обычно за таким регулированием не стоит сколько-нибудь сложной стратегии.


Регулирование международного рынка услуг

Как нам известно, отличительной особенностью услуг является непосредственное участие людей в процессе ее оказания. С этой точки зрения услуги можно разделить на три класса:

1. Когда границу пересекает получатель услуги. По такой модели оказываются преимущественно медицинские, образовательные и туристические услуги.

2. Когда границу пересекает поставщик услуги. Существуют примеры оказания по такой схеме практически всех вышеперечисленных типов услуг.

3. Когда через границу происходит один только информационный обмен.

Собственно (cross-border) - например, когда брокерская контора в Нью-Йорке берет на себя обязательства по обслуживанию потребителя в Японии или когда компания в Германии размещает заказ на разработку программного обеспечения в России. В СМИ при описании услуг этого типа часто используют слово "оффшор", например - "оффшорное программирование".

Коммерческое присутствие (commercial presence), когда зарубежная компания открывает представительство в стране и/или заключает контракты с местными компаниями. Такие контракты отличаются большим разнообразием и включают в себя различные модели совместных предприятий, франчайзинга и бизнес-партнерства. По такому принципу предоставляются главным образом (но не только) финансовые услуги и услуги по обслуживанию оборудования и программного обеспечения.

Эта классификация очень важна с регуляционной точки зрения. Действительно, первые два класса услуг сопряжены с перемещением через границу людей; в некоторых случаях, например при получении образовательных услуг, эти люди остаются в стране в течение нескольких лет. Таким образом, регулирование этих услуг оказывается теснейшим образом связано с миграционной политикой.

Напротив, оба подкласса услуг третьего типа (оффшорные услуги и коммерческое присутствие) представляют собой относительно неблагодарный объект для прямой регуляции - ведь при их оказании таможенную границу часто пересекают только деньги, а при некоторых схемах взаиморасчетов (например, через оффшорные банки) получается, что таможенную границу вовсе ничего не пересекает.

6.4. Международный туризм

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства. В 1995 году США от реализации туристических услуг иностранным гражданам получили 58 млрд. $, Франция и Италия - по 27 млрд. $, Испания -25 млрд. $