Файл: Финансовый менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1558

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современном этапе валютный рынок выглядит как совокупность на­циональных, региональных и мировых рынков, грани между которыми прак­тически стерты. Однако первоначально валютный рынок формируется в форме национального валютного рынка. С середины XIX века национальные валютные рынки возникают в основных промышленно развитых странах вследствие следующих предпосылок:

  • высокой степени концентрации и централизации банковского капи­тала;

  • установления корреспондентских отношений между банками;

  • развития средств связи, упрощающего контакты;

  • отсутствия валютных ограничений по текущим счетам.

Под национальными валютными рынками принято понимать совокуп­ность операций, осуществляемых по отношению к национальной валюте банками, расположенными на территории данной страны по валютному обслуживанию ее резидентов и нерезидентов. Кроме того, к операциям внут­реннего национального рынка относятся валютные операции компаний меж­ду собой.

В зависимости от степени либерализации внутреннего валютного зако­нодательства национальный валютный рынок может существовать в формах: официального, полуофициального, «черного». Таким образом, каждый на­циональный валютный рынок имеет свои особенности, что делает его уни­кальным, не похожим на другие.

Под влиянием интернационализации мировой экономики, развития международного рынка ссудных капиталов, совершенствования средств коммуникаций формируются международные (региональные и мировые) ва­лютные рынки. На таких рынках отсутствуют валютные ограничения, осу­ществляется огромное число сделок на значительные суммы, участвуют субъекты всех стран мирового хозяйства.

Доллар продолжает занимать доминирующие позиции на мировом ва­лютном рынке. По данным Банка международных расчетов, из общего объе­ма мировых официальных валютных резервов, составлявших в конце 1998 г. $1,6 трлн., около 1,1 трлн. приходилось на доллар США. Из общего объема ежедневных операций на мировом валютном рынке в $2 трлн. в конце 1998 г. 1,7 трлн. приходилось на операции с долларом. Доллар выступает основной валютой в структуре операций на внутренних валютных рынках развиваю­щихся стран. На него приходится от 80 до 90% всего объема сделок.

Перспективы евро в качестве международной валюты зависят от того, смогут ли страны Западной Европы создать единый финансовый рынок, ко­торый был бы способен конкурировать с рынком США.

На организованных валютных рынках более 1/2 всех валютных сделок осуществляется на валютных биржах, которые выступают как некоммерче­ские предприятия и своими главными задачами имеют мобилизацию времен­но свободных валютных ресурсов и организацию торгов. Такие рынки скла­дываются в Украине и многих развивающихся странах. В большинстве промышленно развитых стран (Япония, Франция и др.) роль валютных бирж за­ключается в установлении валютных курсов и фиксации справочных курсов валют.


Неорганизованный валютный рынок включает все внебиржевые ва­лютные сделки, которые совершаются в большей степени непосредственно между банками, и поэтому он называется межбанковским. В промышленно развитых странах около 90% валютных сделок осуществляется на данном ва­лютном рынке.

Независимо от типа валютного рынка большая часть валютных сделок (85-95%) проводится либо от имени, либо непосредственно банками, упол­номоченными вести валютные операции. В США такое право предоставлено всем банкам, во Франция и Японии - специальным кредитно-финансовым учреждениям, в Украине - только тем коммерческим банкам, которые полу­чили от Национального банка Генеральную и расширенную лицензии на ва­лютные операции.

С технической стороны функционирование современного валютного рынка можно представить в виде совокупности телексных, телеграфных, те­лефонных и прочих контактов между банками по торговле валютой. В связи с этим все банки - участники рынка должны быть связаны между собой эф­фективными и надежными каналами связи и иметь оперативное информаци­онное обеспечение. Быстрота получения информации является решающим фактором успеха операций.

В настоящее время участники валютного рынка, кроме уже названных форм связи, имеют дилинговые системы (наиболее известны и распростране­ны «Рейтер-дилинг», «Телерейт-дилинг»).

Таким образом, современные валютные системы и валютные рынки яв­ляются по-настоящему мировыми, что делает их важной составной частью мирового хозяйства и международных экономических отношений.


ТЕМА 6: Украина и иностранный капитал


В современном мире происходит мощная экономизация политики и возрастает роль и значение финансовых отношений в решении международ­ных проблем и конфликтов.

Национальные правительства при разработке и построении стратегиче­ских моделей развития опираются не столько на геополитическую, сколько на геоэкономическую систему координат.

Стратегическое запаздывание с реструктуризацией отраслей и инфра­структуры в Украине не позволяет вывести внешнеэкономическую политику нашей страны в пространство геоэкономики (ТНК, мировой рынок капитала, производственно-инвестиционные цепочки мирового дохода), сужает внеш­неполитическую коммуникацию до межгосударственного уровня, развивает внешнеполитическую активность в геополитических альтернативах Запад -Восток. Формирование двухсекторной модели экономики (ориентация ис­ключительно на экспорт или внутренний рынок) не только порождает кон­фликт в связи с ограниченными внутренними ресурсами, но и программирует геополитический пат, который выражается во взаимоисключающих действи­ях Украины при работе с ближайшими торгово-экономическими блоками (ЕС, ЕвраЭС).

Украинская экономика по своей структуре не является самодостаточ­ной, а кризис управленческой модели и уход от реструктуризации экономи­ки, видимо, еще не позволят сформировать замкнутые промышленно-инвестиционные комплексы на территории страны. Сегодня реализация лю­бого крупного решения, касающегося внутриэкономической стратегии, тре­бует формирования и соблюдения особых внешнеэкономических и внешне­политических условий.


Для решения этой задачи требуются принципиально иные стратегии.

Прежде всего экономическая стратегия должна учитывать геоэкономи­ческие факторы и процессы глобализации, должна изначально предопределять внутриэкономическую стратегию и модель поведения как государствен­ных институтов, так и субъектов хозяйствования.

В частности, предлагаемые сегодня модели и инструменты реструкту­ризации, исходя из позиций микроэкономики, не в состоянии обеспечить эф­фективную реструктуризацию индустриальной в своей основе экономики Украины. Напротив, геоэкономический подход к реструктуризации нацио­нального хозяйства предлагает проекты реструктуризации не отдельных (обособленных) предприятий или отраслей, а украинской экономики в целом.

В рамках геоэкономической парадигмы ресурсы, которыми еще обла­дает украинская экономика, и используются для создания и разворачивания на территории Украины инфраструктуры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных комплексов экономики. Это означает, что в основу экономической стратегии страны должны быть поло­жены конкретные проекты по созданию условий для открытия международ­ных банков, оффшорных механизмов по обслуживанию их деятельности, на­логовых льгот и СЭЗ, сохранение и развитие трансконтинентальной трубо­проводной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, форми­рование современного портового и складского хозяйства и т.д. Эти проекты будут требовать разработки соответствующего финансово-экономического законодательства, регулирующего международный транзит, деятельность та­моженных и налоговых служб, банковской системы и других финансово-инвестиционных институтов в Украине.

В свете стратегии разворачивания на территории страны инфраструк­туры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных механизмов глобальной экономики по другому выглядят и модели обеспечения национальной безопасности, прежде всего экономиче­ской, и включение в европейскую и международную систему безопасности.

Украина, отставшая от большинства европейских постсоциалистиче­ских государств в создании рыночной инфраструктуры, сегодня вынуждена переходить от этапа полуреформ к реформам. Одна из составляющих данно­го этапа - проведение полномасштабной приватизации стратегически важ­ных, а поэтому и дорогостоящих промышленных объектов. Отечественный капитал не в состоянии выкупить стратегические предприятия. Таким обра­зом, не исключается приход нерезидентов, способных выделить на покупку интересующих их в Украине предприятий адекватные суммы.

С одной стороны, дальнейшее «придерживание» потенциально при­быльных объектов украинской экономики в нереформированном виде (с рас­четом на «созревание отечественного капитала) приводит к ускоренной де­градации и полной остановке промышленности, провоцирует рост социаль­ного напряжения.


С другой стороны, «неденежная» (или «псевдоденежная») раздача собственности отечественным влиятельным бизнесс-группам, не предусматривающая реализации инновационно-инвестиционных проектов, несмотря на все призывы к укреплению «национального капитала», обрекает промышленные объекты на окончательную деградацию.

В таких условиях стимулирование и приход иностранного транснационального капитала в украинскую экономику рассматривается экспертами как едва ли не единствен­ный способ, позволяющий если не остановить, то, по крайней мере, затормо­зить процесс обострения социальных проблем в Украине.

Однако возрастающее влияние национального капитала на отечествен­ную экономику во многом формирует целый ряд приоритетов отечественной экономической политики.

До настоящего времени наиболее успешно украинский рынок осваива­ют ТНК индустриально развитых стран - США, Германии, Великобритании, Франции и т.д. Инструментом освоения отечественного рынка в данном слу­чае выступают международные финансовые организации (МФО), к сотруд­ничеству с которыми вынуждает большой внешний долг.

Общеизвестно, что МФО жестко связывают предоставление финансо­вой помощи с реализацией украинскими правительствами определенной мо­дели экономических преобразований.

Кроме того, международные финансо­вые организации, работающие с Украиной (МВФ, Всемирный банк и др.), через институализированную и разветвленную сеть влияния на деятельность структуры исполнительной власти финансируют и поддерживают проекты создания тех рыночных институтов и инструментов (инфраструктура фондо­вого рынка, реструктуризация в электроэнергетике и в финансовом секторе, управление процессом большой приватизации и т.п.), без которых вхождение западных капиталов на национальные рынки постсоветских стран весьма за­труднено.

По мнению экономистов, процесс внедрения западных ТНК в отечест­венную экономику будет иметь неоднозначные последствия. Совершенно очевидно, что, с одной стороны, приход ТНК - это положительный фактор для отечественной экономики, так как корпорации внедряют новые техноло­гии и эффективный менеджмент. С другой стороны, ТНК абсолютно равно­душны к украинскому экономическому комплексу в целом, поскольку ориен­тируются на включение лишь высокодоходных сегментов украинской эконо­мики в систему международного распределения труда. Такой подход чреват погружением менее доходных отраслей экономики в полную депрессию.

В то же время энергоемкая структура производства и сохранение ги­пертрофированной зависимости Украины от российских энергоносителей со­храняют и за Российской Федерацией наряду с МФО статус одного из «наи­больших кредиторов» Украины.

Сегодня российские компании взяли в свои руки переговоры по ключе­вым экономическим вопросам. Их интересуют не столько интеграционные намерения Украины, сколько инвестиционно-привлекательные и стратегиче­ски важные украинские предприятия, доступ к которым рассматривается как вариант погашения украинских энергетических долгов и как способ повыше­ния конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.


С другой стороны, наиболее продвинутые российские компании прояв­ляют интерес к объемам внутреннего потребительского рынка и перспекти­вам закрепления на нем (автомобильный рынок, нефтепродукты, рынок газа, алюминия и т.п.).

Итак, совершенно очевидно, что в Украине постепенно формируется такая экономическая структура, в которой значительную роль будет играть транснациональный капитал (западный либо российский).

В сложившихся обстоятельствах единственным конструктивным ша­гом, своеобразным «организованным отступлением», по мнению аналитиков, может стать разработка комплексной системы законодательства, регламенти­рующей деятельность ТНК в Украине и определяющей взаимные права и обязательства между ТНК и государством.

Во взаимоотношениях с иностранным капиталом Украина выступает в качестве принимающей стороны, которая заинтересована в его привлечении, поощрении деятельности иностранных фирм в национальной экономике.

Сегодня важно создание целостной стратегии и политики государства по отношению к деятельности ТНК. Разрозненные юридические нормы, рег­ламентирующие деятельность иностранного капитала в Украине, не согласо­ваны с нормами и стандартами международного законодательства. По суще­ству, стране еще только предстоит подключиться к международным меха­низмам, которые регламентируют взаимоотношения ТНК и национальных государств как на двухстороннем, так и на многостороннем уровнях.

В мире накоплен большой опыт применения инструментов и рычагов экономического воздействия, регулирующих деятельность иностранного ка­питала. Это прежде всего относится к законодательству об иностранных ка­питаловложениях, мерам таможенного и налогового регулирования, меха­низмам госконтроля за ценами и защитой потребителя, законодательству о передаче технологий, защите интеллектуальной собственности, торговле патентами и товарными знаками и т.д. По существу, необходимо сформировать национальную модель инвестиционного законодательства по типу Кодекса иностранных инвестиций, который существует во многих странах. Это позволит установить стандарты поведения ТНК и меры административного контроля за их выполнением.

Известно, что неблагоприятный экономический климат в Украине сде­лал экономику страны непривлекательной для иностранных инвесторов. В то же время значительная часть украинской экономики уже функционирует при прямом или косвенном участии иностранного капитала, как российского, так и западного. В этих условиях легализация деятельности иностранного капи­тала в Украине является не менее актуальной проблемой, чем меры, направ­ленные на повышение инвестиционной привлекательности украинской эко­номики. Выход из «тени» иностранного капитала станет сигналом для мно­гих западных инвесторов, которые до последнего времени ограничивались только мониторингом экономической ситуации в Украине.