Файл: Осн.эконом.теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2057

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



















Рис. 1. Кривая производственных возможностей.

Количество одного продукта, от которого нужно отказаться, чтобы произвести определенное количество другого продукта, называется альтернативными или вмененными издержками производства этого продукта.

Под альтернативной затратой экономическая наука понимает не действительно состоявшийся расход ресурсов, а потенциальную потерю тех товаров, которые могли бы быть произведены из тех же ресурсов при ином их использовании, таким образом, это издержки упущенных выгод. Вмененные издержки - это единственный вид издержек в экономике, которые измеряются не в деньгах, а в количестве другого продукта.

В экономике ограниченных ресурсов действует закон возрастающих вмененных издержек, согласно которому количество продукта, которым приходится жертвовать, чтобы получить дополнительную единицу другого продукта, возрастает. Иными словами, чем больше другого продукта мы хотим произвести, тем от большего количества первого продукта следует отказаться. Этот закон объясняется абсолютной непригодностью ресурсов для производства другого продукта. Графически закон возрастающих вменённых издержек отражается в вогнутости кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей служит иллюстрацией следующих идей:

1. Все комбинации выпуска продуктов, расположенные с внешней стороны кривой производственных возможностей - невозможны.

2. Все комбинации выпуска двух продуктов, расположенные на плоскости, показывают недоиспользование ресурсов, а значит, неэффективный вариант производства.

3. Растущие ресурсы приводят к смещению кривой вправо, а незанятость ресурсов означает сдвиг линии производственных возможностей влево.


ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА. ТОВАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.


На протяжении длительной истории человечества сохраняются и развиваются некоторые общие формы хозяйствования: натуральное хозяйство и товарная форма организации общественного производства. Задачей данной темы является выяснение важнейших характеристик обеих форм хозяйства Изучение особенностей продуктов или результатов их функционирования. План лекции по данной теме включает четыре вопроса:

План:

1. Характеристика натурального хозяйства.

2. Основные черты товарного производства, его исторические типы. Сравнительный анализ капиталистических и социализированных предприятий.

3. Товар и его свойства.

4. Величина стоимости товара и определяющие ее факторы.

5. Закон стоимости. Функции закона стоимости.


  1. Характеристика натурального хозяйства.

Хозяйство есть определенная форма организации общественного, коллективного, семейного, индивидуального производства с характерным ей типом взаимосвязей между производителями продуктов.


Исторически первой из общих экономических форм явилось натуральное хозяйство, представляющее такую форму организации производства, при которой продукты производятся отдельными производителями для собственного внутрихозяйственного потребления.

Характерные черты натурального хозяйства:

- замкнутость производственных процессов рамками хозяйства;

- неразвитость общественного разделения труда при широком применении естественного разделения труда, основанного на половозрастных признаках;

- отсутствие хозяйственных связей с другими производственными единицами;

- жесткое закрепление рабочих мест и обязанностей за определенными работниками, отсутствие мобильности рабочей силы;

- отсутствие возможностей для обмена опытом и распространения технологических новшеств;

- прибавочный продукт, как правило, не принимает товарной формы;

- производственные отношения выступают в не овеществленной форме, как отношения между самими людьми, а не как отношения между продуктами их труда.

Основным противоречием натурального хозяйства, источником его развития является противоречие между производством и потреблением. Единственным мотивом к совершенствованию производства является только собственная неудовлетворенность в потреблении. Отсюда вытекают выводы:

1. Поскольку внешних экономических стимулов развития натурального хозяйства не существует, технический и экономический прогресс в нем развивается крайне медленно.

2. Натуральное хозяйство характеризуется устойчивостью и консерватизмом.

Этими обстоятельствами объясняется тот факт, что натурально - хозяйственные отношения сохранились до наших дней, правда, в развитых странах лишь как второстепенные, подчиненные.


2. Основные черты товарного производства, его исторические типы. Сравнительный анализ капиталистических и социализированных предприятий.

Товарное хозяйство представляет собой такую форму организации общественного производства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями с целью продажи на рынке.

Товарное производство зарождается как естественный результат развития натурального хозяйства, роста его эффективности, позволяющего производить какой-либо продукт сверх необходимого для удовлетворения потребностей производителей.

Причины возникновения товарного производства:

1. Общественное разделение труда - это специализация производителей на выпуске определенной продукции или на осуществлении конкретной производственной деятельности. Специализация на изготовлении отдельных продуктов делает необходимым их обмен между производителями.

2. Экономическая обособленность производителей, заключающаяся в присвоении средств производства и результатов труда, в реализации их собственных экономических интересов. С материально-вещественной стороны экономическая обособленность производителей проявляется в том, что каждый хозяйствует в пределах своей производственной ячейки, в которой средства производства и работники отделены от других производственных единиц. Производство возобновляется за счет средств, полученных от реализации продукции.


Связь производителей осуществляется через обмен продуктами своего труда, становящихся товарами, причем обмен осуществляется на эквивалентных началах. Таким образом, экономическая обособленность производителей придает обмену товарную форму.

Основные типы товарного хозяйства

1. Простое или мелкотоварное, основанное на частнотрудовой собственности и личном труде товаропроизводителя. В прошлом оно было представлено хозяйствами крестьян и ремесленников, работающих на рынок, в настоящее время людьми, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью.

2. Капиталистическое, основанное на частнокапиталистической собственности и наемном труде. Представлено фирмами, принадлежащими одному владельцу, семье или открытыми акционерными обществами.

3. Социализированное, основанное на коллективной собственности и личном труде производителей. Представлено кооперативами и фирмами с участием рабочих в управлении и прибылях, закрытыми акционерными обществами.


Характеристика основных типов товарного производства



Критерий различий

Тип хозяйств


Простое



Капиталистическое


Социализированное


1



Цель


Удовлетворение потребностей



Прибыль


Максимум дохода на одного занятого


2


Собственность



Частнотрудовая


Частнокапиталистическая


Коллективная


3



Труд


Личный


Наемный


Личный и наемный


4



Характер используемых средств труда



Индивидуально применяемые


Коллективно используемые


Коллективно используемые


5


Место в экономике развитой страны



Уклад, подчиненный другим укладам



Преобладает


Новый, растущий уклад


Сравнительная характеристика капиталистического и социализированного товарных хозяйств

Преимущества социализированного товарного хозяйства

Недостатки капиталистического товарного производства

1. Высокая социальная защищенность.

1. Слабая заинтересованность рабочих в успехе фирмы.

2. Лучше социальный климат и трудовые отношения в коллективе.

2. Потери от забастовок и трудовых конфликтов.

3. Более справедливое распределение доходов.

3. Высокая текучесть рабочей силы.

4. Более высокая заинтересованность рабочих в успехе фирмы.

4. Бюрократизация управленческих структур.


Недостатки социализированного товарного хозяйства

Преимущества капиталистического товарного производства

1. Недоинвестирование («проедание» прибыли).

1. Смелее идут на риск и внедряют больше технических новшеств.

2. Консервативны в осуществлении рискованных проектов и внедрении технических новшеств.

2. Быстрее осуществляют структурные сдвиги.

3. Медленно повышается производительность труда и ниже темпы экономического роста.

3. Выше темпы экономического роста и уровень производительности труда.

4. Медленно обновляется номенклатура продукции.

4. Быстрее обновляется номенклатура продукции.

5. Выше интенсивность труда.

5. Не держат лишнюю рабочую силу.

6. Выше уровень безработицы.

6. Более эффективны и конкурентоспособны.



Вывод: идеальной модели товарного хозяйства нет, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Капиталистические предприятия имеют экономические преимущества, а социализированные социальные.


3. Товар и его свойства.

Товар - это продукт труда, произведенный для продажи. Товар обладает двумя свойствами:

Потребительная стоимость - способность товара удовлетворять какую либо общественную потребность.

Стоимость.

В экономической науке разработаны следующие концепции стоимости товара.

1. Марксистская, в соответствии с которой стоимость - есть овеществленный в товаре труд, делающий все товары сравнимыми или соизмеримыми в процессе обмена. Формой проявления стоимости является меновая стоимость - пропорция, в которой обмениваются товары. Все товары как потребительные стоимости отличны друг от друга, а как стоимости - одно и то же. Это противоречие - между потребительной стоимостью и стоимостью К. Маркс назвал внутренним противоречием, заключенным в товаре. Двойственность свойств товара обусловлена двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Труд является одновременно конкретным трудом и абстрактным трудом.

Конкретным трудом называется форма труда, характеризующаяся своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатами труда. Конкретным трудом товаропроизводителя создается потребительная стоимость.

Вместе с тем, всем видам труда присуще расходование физиологической энергии человека. И это как раз то, что делает все виды конкретного труда одинаковыми. В товарном хозяйстве для обеспечения эквивалентного обмена возникает необходимость соизмерять разные виды конкретного труда путем приравнивания различных товаров.

Абстрактный труд - есть труд вообще, понимаемый как затрата энергии или рабочей силы человека для производства продукта на продажу. Абстрактный труд создает стоимость товара.

В товарном хозяйстве, основанном на частной собственности, конкретный труд представляет собой форму частного труда. Частный характер труда означает, что каждый товаропроизводитель, работая на себя и присваивая ресурсы и продукты труда, сам решает какую продукцию и в каком количестве он будет производить. Одновременно абстрактный труд представляет собой форму общественного труда в товарном хозяйстве, означающего, что производитель работает на общество, создавая продукт не для себя, а для продажи, то есть, для других людей. Между частным и общественным характером труда существует противоречие. Как частный собственник производитель точно знает, сколько и какой продукции он будет производить, но в то же время, изготавливая продукт для продажи, он не может точно знать общественных потребностей в нем, а также того, сколько таких же товаров произведут конкуренты. Это внутреннее противоречие товара периодически проявляется в экономических кризисах.


Схематично двойственность свойств товара и характера труда, можно представить следующим образом:


Причина раздвоения труда в товарном хозяйстве - частная собственность на средства производства, делающая товаропроизводителей экономически обособленными и вызывающая необходимость соизмерения результатов труда в ходе эквивалентного обмена.

2. Маржиналистская.

Маржинализм - школа экономической мысли, использующая предельные величины для исследования экономических законов и категорий (К.Менгер, У.Джевонс, Л.Вальрас). Маржиналисты считали, что стоимость определяется предельной полезностью блага, то есть, наименьшей пользой, ради получения которой эта вещь еще может рациональным образом употребляться (польза от той последней партии блага, на которую есть спрос). Каждая последующая партия блага удовлетворяет все менее насущную потребность людей, поэтому ее оценка все меньше. Есть два способа оценки полезности. Одни вводят условную единицу «ютиль». Другие экономисты полагают, что предельная полезность является субъективной, ее невозможно измерить количественно и вводят порядковую полезность, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, хотя нельзя определить саму эту степень удовлетворения. Совершая покупку, потребитель сравнивает данный вариант с альтернативными вариантами расходования своих денег, пока не убедится, что этот вариант принесет не меньше полезности, чем другие.

Если бы потребитель использовал только два блага: А и Б. то предельную полезность единицы блага А надо было оценивать количеством единиц блага Б, от которых он готов отказаться ради приобретения этой единицы блага А. Но так как рынок предлагает многообразие товаров, необходимо определить, от скольких единиц других благ покупатель готов отказаться ради приобретения одной дополнительной единицы блага А.

3. Неоклассическая (А.Маршалл. Дж.Хикс. М.Фридмен). Сущность этой концепции сводится к тому, что в условиях рынка цены устанавливаются на таком уровне, когда с одной стороны они выражают существующие предпочтения потребителей и относительную полезность товаров, с другой - являются отражением минимальных издержек на производство продукции. По сути дела, эта теория полагает, что потребности и издержки дополняют друг друга, и анализирует факторы, влияющие на формирование цены. В кратковременный период цена (читай - стоимость) зависит от спроса, в основе которого лежит снижающаяся по мере насыщения потребностей полезность, тогда как при удлинении периода возрастает влияние издержек производства, а цена снижается до некоторого минимального уровня.


4. Величина стоимости товара и определяющие ее факторы.

Величина стоимости товара определяется общественно - необходимым трудом или временем, затраченным на его производство.