Файл: tarchevskiy_i_a_signal_nye_sistemy_kletok_rasteniy.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2019

Просмотров: 3395

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трансгенные растения с генами ферментов, нарушаю­щих питание патогенов, насекомых и нематод. Еще одно на­правление работ по повышению устойчивости использует свойство растений образовывать (в результате включения сигнальных систем клеток) белки-ингибиторы протеиназ, обеспечивающих азотное питание патогенных микроорга­низмов, насекомых и нематод, или эндоглюканаз, участвую­щих в их углеводном питании. С помощью переноса генов белковых ингибиторов протеиназ [Johnson et al., 1989; De Leo et al., 1998; Urwin et al., 1998; Walker et al., 1999] и поли-галактуроназ [Desiderio et al., 1997; Глинка, Проценко, 1998; Devoto et al., 1998; Lorito et al., 1998] достигалось подавление развития этих организмов.

Трансгенные растения с генами хитиназ, Р-1,3-эндоглю-каназ и лектинов. Достаточно эффективное отражение ата­ки патогенных грибов, насекомых и нематод осуществляет­ся в результате привнесения в растения генов хитиназ из других растений, насекомых или микроорганизмов [Neuhaus et al., 1991; Hart et al., 1992; Ding et al., 1998; Datta et al., 2001; Mora, Earle 2001], разрушающих хитин клеточных стенок патогенных грибов или хитин насекомых. Опыты с транс­генными растениями, в которые привносились в разной сте­пени укороченные гены хитиназы, привели к выводу, что in vivo могут существовать различные формы хитиназ, об­разующиеся благодаря протеолитическому процессингу С-конца фермента и его гликозилированию [Zhu et al., 2001]. Трансгенные растения с антисмысловым геном хити­назы значительно уменьшали содержание этого защитного белка [Samac, Shah, 1994]. В меньшей степени используются гены Р-1,3-эндоглюканаз [Masoud et al., 1996; Borkowska et al., 1998], разрушающие полисахариды клеточных стенок патогенных бактерий и грибов, или совместно гены этих двух ферментов [Zhu et al., 1996]. Фунгицидной активностью обладали растения табака с геном (3-1,3-1,4-глюканазы из термофильной бактерии Clostridium thermocellum [Дарби-нян и др., 1995]. Оказалось, что трансгенные растения с привнесенным геном лектина обладают повышенной ус­тойчивостью к повреждению личинками моли [Down et al., 2001].

Трансгенные растения с генами дефенсинов, тионинов и рибосомоинактивирующих белков. Одним из важных на-


правлений создания устойчивых к патогенам растений явля­ется перенос в них генов природных белков (дефенсинов, тионинов, липидпереносящих белков), вызывающих нару­шение функционирования клеточных мембран патогенных грибов и бактерий [Carmona et al., 1993; Terras et al., 1995; Butt et al., 1998; Dempsey et al., 1998; Gao et al., 2000; Ляпко-ва и др., 2001]. В роли поставщиков этих генов могут высту­пать как сами растения, так и животные, насекомые, грибы и бактерии (табл. 2), у которых, например, дефенсины име­ют сходный план строения и достаточно консервативные участки молекул [Zinn-Justin et al., 1996; Thevissen et al., 1997; Kushmerick et al., 1998]. В качестве примера можно привес­ти трансгенные растения табака, обладающие повышенной устойчивостью к патогенам, что было обеспечено перено­сом гена дефенсина кролика [Zhang et al., 2000].


Еще одно направление создания устойчивых трансген­ных растений - это перенос в них генов белков (N-гликози-даз), нарушающих функционирование белоксинтезирую-щей машины грибов и бактерий (так называемых рибосо­моинактивирующих белков, блокирующих фактор элонга­ции [Girbes et al., 1996; Hong et al., 1996; Lam et al., 1996; Zoubenko et al., 2000; Nielsen, Boston, 2001]). Обнаружено,

90S


Таблица 3 Трансгенные растения с генами бактериальных и грибных токсинов

что рибосомоинактивирующие белки действуют также на вирусную РНК, что, по-видимому, связано с их РНКазной активностью [Obrig et al., 1985; Mock et al., 1996].

Недавно были получены трансгенные растения с кон­ститутивно экспрессируемыми привнесенными генами от­носительно небольших белков пуроиндолинов, токсичных для фитопатогенных грибов in vivo и in vitro [Krishnamurhy etal., 2001].

К последним двум направлениям работ по созданию ус­тойчивых трансгенных растений примыкает еще одно, в ко­тором используются гены бактериальных токсинов, обла­дающих инсектицидными свойствами (табл. 3).

Большой интерес вызывало установление факта индук­ции синтеза РНК-зависимой РНК-полимеразы вирусами или салициловой кислотой. Растения табака с привнесен­ным геном антисмысловой РНК-зависимой РНК-полимера-

зы обнаруживали более высокое содержание вирусной РНК и более ярко выраженные симптомы заболевания, чем исходные растения [Xie et al., 2001]. Это означает, что РНК-зависимая РНК-полимераза играет важную роль в ан­тивирусной защите растений.

Из приведенных данных следует, что для создания трансгенных растений, устойчивых к патогенным бактери­ям, грибам и вирусам, а также к паразитирующим на расте­ниях насекомым и нематодам используется целый арсенал генов, кодирующих белки различных этапов функциониро­вания сигнальных систем клеток растений, начиная с элиси-торных белков и кончая антипатогенными, инсектицидны­ми и антинематодными белками. Работы по созданию трансгенных растений с повышенной устойчивостью к био­тическим стрессорам осуществляются со все более высоки­ми темпами и, безусловно, будут способствовать все боль­шему расширению общей площади посевов, отведенных для сельскохозяйственных трансгенных растений, и увели­чению разнообразия видов и сортов этих растений [Lamb et al., 1992; Ноу, 1998; Salmeron, Vernooij, 1998; Бурьянов, 1999; Kolodziejczyk, Fedec, 1999; Романов, 2000; Borch, Rasmussen, 2000; Melchers, Stuiver, 2000; Rommens, Kishore, 2000; Wolfenbarger, Phifer, 2000]. Опасность загрязнения не­желательным генетическим материалом других хозяйствен­но ценных растений (за счет переопыления, горизонтально­го переноса генетического материала при инфицировании растений вирусами и бактериями [Чернов и др., 1996] и т.д.), связанная с повышением темпов создания трансгенных рас­тений, заставляет исследователей учитывать эти факторы при получении новых трансгенных сортов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из приведенного в книге материала можно сделать вы­вод о чрезвычайной сложности механизмов, формирующих функциональный и структурный ответы клеток на внешние сигналы. Под влиянием патогенов и элиситоров включают­ся различные сигнальные системы растений и приходит в движение вся сигнальная сеть клеток (напрашивается ана­логия с паутиной, у которой импульс механического раздра­жения передается к центру паутины не только по радиаль­ным нитям - аналогам отдельных сигнальных систем, но и по связывающим их поперечным нитям - аналогам сигналь­ных интермедиатов). В результате осуществляются пере­программирование работы генетического аппарата клеток и формирование защитных антипатогенных химических и физических барьеров.

Уже в процессе функционирования липоксигеназной, НАДФН-оксидазной и NO-синтазной сигнальных систем образуются очень активные антипатогенные соединения -оксилипины (в том числе гексенали и ноненали), перекись водорода, монооксид азота, пероксинитрит, способные по­давлять развитие патогенов. Обращает на себя внимание, что все эти соединения являются интермедиатами "кисло­родных" сигнальных систем, у которых стартовые или близкие к ним реакции осуществляются с участием кисло­рода воздуха. Исключением является интермедиат адени-латциклазной сигнальной системы - цАМФ, подавляющий развитие патогенных грибов. Выше уже отмечалось, что три перечисленные сигнальные системы могут быть отне­сены к эволюционно наиболее "молодым". Перечисленные выше интермедиаты эволюционно более "молодых" сиг­нальных систем могут оказывать губительное действие не только на клетки патогенов, но и на клетки растения-хозяина,

приводя к их апоптозу, что препятствует распростране­нию патогенов из мест инфицирования в другие части рас­тения.

Антипатогенным действием обладают также различные элиситориндуцируемые "классические" фитоалексины -фенилпропаноидные, летучие терпеноидные и другие со­единения, образование которых начинается или интенсифи­цируется за счет элиситориндуцируемого синтеза соответ­ствующих ферментов. Повышение устойчивости к различ­ным стрессорам, в том числе биотическим, определяется также укреплением клеточных стенок (их лигнификацией, синтезом каллозы и гидроксипролиновых белков, образо­ванием сшивок между белками), изменением содержания и соотношения белковых и липидных компонентов мембран. Изменяется и ультраструктура клеток.

Исследование молекулярных механизмов взаимоотно­шений патогенов и растений привело к появлению ряда пер­спективных практических направлений формирования и повышения фитоиммунитета. К ним относятся использова­ние элиситоров и интермедиатов сигнальных систем в каче­стве индукторов иммунитета и конструирование трансген­ных устойчивых к патогенам растений с переносом в пос­ледние генов белковых элиситоров, интермедиатов сиг­нальных систем или защитных белков непосредственного антипатогенного действия.


Дальнейшая расшифровка механизмов взаимодействия сигнальных систем, по-видимому, должна составлять одну из важнейших задач биохимии и клеточной биологии начала XXI в. Можно прогнозировать следующие направления ис­следований и разработок, связанных с сигнальными система­ми и сетями: поиск новых сигнальных систем и минорных участников уже известных сигнальных систем; расшифровка особенностей функционирования сигнальной сети как едино­го целого; "привязка" отдельных сигнальных систем к тому или иному виду сигналов и рецепторов; продолжение установ­ления структуры промоторных участков и молекулярного механизма их взаимодействия со "своими" факторами регу­ляции транскрипции у различных генов; расшифровка меха­низмов, обусловливающих временной (преходящий) харак­тер включения тех или иных сигнальных систем и в то же время длительную память об их включении, проявляющую-