Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Прокурорский надзор за обеспечением прав и свобод  гражданина в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические основы обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие и сущность обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

1.2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения прав гражданина.

1.3. Механизм соблюдения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2. Контроль и надзор в системе механизмов обеспечения прав  и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2.1. Судебный контроль в механизме обеспечения  прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2.2. Прокурорский надзор за обеспечением прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2.3. Ведомственный контроль в механизме обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

К международно-правовому уровню правовых основ ОРД относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью ее правовой системы.

Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Согласно п. «а» ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение).

Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства РФ (межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Россия является участником целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, соглашений, конвенций, решений, которые напрямую регулируют оперативно-розыскные отношения в Российской Федерации.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) регулирует проведение контролируемых поставок. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенция ООН против коррупции (2003 г.) также предусматривают проведение контролируемых поставок и использование электронного наблюдения и агентурных операций.

Особенно интенсивно заключались различные виды договоров, касающиеся ОРД, в СНГ.

Например, решением Совета глав государств СНГ в апреле 1999 г. одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, в которой в качестве основных форм взаимодействия компетентных органов признано осуществление совместных ОРМ на территориях государств — участников СНГ.


На основе международных договоров действуют НЦБ, а также Антитеррористический центр государств — участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, которые являются международными субъектами ОРД. Нормативные документы, регулирующие их деятельность, также составляют правовую основу ОРД.

На международно-правовой базе строятся также взаимоотношения российских субъектов ОРД с Европолом. В основе этого лежит Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003 г.).

Международно-правовая база ОРД настолько обширна и многопланова, отлична от международного уголовного права (хотя и неразрывно с ним связана), что можно говорить о формировании новой отрасли международного права — международного оперативно-розыскного права.

Законодательный уровень включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности. Именно на законодательном уровне в ФЗ об ОРД непосредственно урегулированы оперативно-розыскные правоотношения.

Принятием Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1992 г., а затем ФЗ об ОРД 1995 г. положено начало формированию новой отрасли — оперативно-розыскного права.

Помимо самого ФЗ об ОРД, в систему российского оперативно-розыскного права входит более 30 федеральных законов, напрямую регулирующих оперативно-розыскные отношения.

Во всех этих ФЗ используются термины «оперативно-розыскная деятельность», «оперативно-розыскные мероприятия» либо называются отдельные ОРМ. Нормы указанных законов, регулирующие ОРД, дополняют ФЗ об ОРД (например, положениями о неприкосновенности судей, о взаимоотношениях ОРО и адвокатов, об использовании в ОРД дактилоскопических учетов, о взаимосвязи ОРД и государственной тайны, об использовании ОРД в государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, об использовании ОРД в госохране); отграничивают ОРД от других видов деятельности (например, от разведывательной, контрразведывательной, частной сыскной); раскрывают понятие отдельных ОРМ (например, контролируемой поставки); определяют компетенцию различных субъектов ОРД.

Все указанные законы создают единую систему оперативно-розыскных правоотношений и находятся в неразрывной связи по вопросам ОРД при ведущей и определяющей роли ФЗ об ОРД.


Оперативно-розыскная деятельность беспредметна без уголовного права как материального права и уголовного процесса, который она непосредственно «обслуживает». Поэтому при проведении ОРМ и применении методов ОРД следует прежде всего ориентироваться на нормы УК и УПК и руководствоваться ими.

О наличии подзаконного уровня правового регулирования ОРД говорит непосредственно ряд положений ФЗ об ОРД, которые предусматривают издание нормативных правовых актов федеральными органами государственной власти (например, ст. 4, 6, 10, 11 ФЗ об ОРД).

В иерархии подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, на первом месте находятся указы Президента РФ. Их, в свою очередь, можно разбить на две группы.

Первую группу составляют указы общенормативного характера.

Вторую группу составляют указы, касающиеся деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти — субъектов ОРД.

По такому же принципу делятся постановления Правительства РФ.

К подзаконному уровню регулирования ОРД относятся и нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие прокурорский надзор за ОРД.

Значительная роль в подзаконном регулировании ОРД принадлежит межведомственным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Самым нижним подуровнем подзаконных актов, регулирующих ОРД, являются ведомственные нормативные правовые акты. Но нижний уровень в иерархии не снижает их значимости для самих субъектов ОРД.

Многие эти акты имеют закрытый характер исходя из требований ФЗ об ОРД. Но некоторые документы являются открытыми, учитывая то обстоятельство, что в них не содержатся сведения, отнесенные к государственной тайне.

Самостоятельное значение для правового регулирования ОРД имеют разъяснения Верховного Суда РФ и судебная практика.

1.3. Механизм соблюдения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

В оперативно-розыскном законодательстве права и свободы человека выделены в числе основных объектов защиты при достижении целей ОРД.

К числу основных прав и свобод, требующих защиты в сфере ОРД, относятся неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.


Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну неразрывно связано с демократией, так как одно не может существовать без другого, поскольку, чтобы чувствовать себя свободным, человек должен осуществлять контроль над своей личной жизнью и делами.

В сферу личной жизни входят интимные, сугубо личные отношения, семейный уклад, родственные и дружеские связи, культурные потребности, способы проведения досуга, межличностные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях, образ мыслей и др. Таким образом, личная жизнь человека находится в особой сфере отношений, которая защищаются государством.

В свою очередь, практика Европейского суда показывает, что вмешательство в частную жизнь граждан возможно лишь при условии, если оно действительно необходимо, т.е. когда "потребность в нем вызывается интересами национальной безопасности, экономического благосостояния страны и т.д.

Личные и семейные тайны содержат сведения, касающиеся только одного человека или его семьи, по отношению к которым установлен особый режим их хранения. Он подкреплен обязанностью лиц, которым они были доверены в силу профессионального и общественного долга, не разглашать их, в том числе в процессе проведения ОРМ. К личным тайнам можно отнести тайны творчества и общения, семейных и интимных отношений, жилища, дневников и личных бумаг, почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров.

К числу личных и семейных тайн могут быть также отнесены тайны исповеди, усыновления, медицинская и нотариальная тайны.

Тайна исповеди – гарантия неприкосновенности личной жизни верующих. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны на исповеди (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Тайна усыновления (удочерения) в соответствии со ст. 139 СК РФ может быть нарушена только по воле усыновителей. Однако это не исключает возможность без их согласия проводить ОРМ, направленные на выявление преступлений по незаконному усыновлению. На оперативных подразделениях лежит лишь обязанность сохранения в тайне данного факта.

Медицинская тайна включает совокупность сведений об обращении лица за медицинской помощью, о его психических и физических недостатках, поставленном диагнозе, применяемых при лечении препаратах и др. В процессе выявления и раскрытия данного преступления указанная информация может быть получена оперативными подразделениями с целью установления физических недостатков и психического состояния личности, идентификации личности (по биологическим признакам, особым приметам и др.). Медицинская тайна не может быть препятствием в получении сведений, в том числе оперативно-розыскным путем. Однако данные сведения не подлежат разглашению органами, осуществляющими ОРД, в связи с тем, что затрагивают личную тайну гражданина, а в некоторых случаях – его честь и доброе имя.


Сведения (документы), связанные с нотариальной тайной, могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершении нотариальных действий выдаются по требованию правоохранительных органов в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами.

Личные и семейные тайны не могут быть разглашены органами, осуществляющими ОРД, и после смерти гражданина, которого они касаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, например, когда разглашение этих тайн необходимо для реабилитации невинно осужденного.

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений – это гарантируемая государством возможность граждан свободно обмениваться информацией личного характера, не опасаясь, что она станет известной третьим лицам. Данное положение находит развитие в Конституции РФ (ст. 23), которая установила, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В ст. 7 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" предусматривается защита сетей связи и сооружений связи; аналогичные требования установлены в ведомственных актах, регламентирующих ОРД.

Данное право имеет индивидуальный характер, поскольку гарантировано каждому человеку и гражданину. Без такой гарантии немыслимо существование современного общества. Факты неукоснительного соблюдения этого права имеют глубокие исторические корни. Так, еще в Древнем Риме частные письма не распечатывались даже в тех случаях, когда ознакомление с ними принесло бы пользу правосудию[2].

В царской России перлюстрация осуществлялась непосредственно на почтамтах. Данным направлением негласной деятельности занималось от 40 до 50 человек, имеющих 30 помощников из числа почтовых работников[3].

В настоящее время ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 276-ФЗ "О почтовой связи" относит к почтовым отправлениям письменную корреспонденцию (письма, почтовые карточки, бандероли, мелкие пакеты), посылки, прямые почтовые контейнеры. Наряду с почтовой связью в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О связи" существует электросвязь, радиосвязь и другие виды услуг.

Под словосочетанием "другие виды услуг" следует понимать различные виды документального сообщения, осуществляемого организациями связи через ЭВМ, а также путем телевизионного, звукового или иного вида радио- и проводного вещания.

Конституция РФ допускает возможность осуществления оперативно-розыскными органами прослушивания телефонных переговоров граждан только на основании судебного решения. При этом право на тайну телефонных переговоров не распространяется на использование внутрипроизводственных и технологических сетей связи предприятий, учреждений и организаций, не имеющих выход на сеть связи общего пользования. Такие каналы создаются для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, а поэтому предназначены для обмена служебной информацией, которая не может относиться к частной жизни граждан.