Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Прокурорский надзор за обеспечением прав и свобод  гражданина в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретические основы обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие и сущность обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

1.2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения прав гражданина.

1.3. Механизм соблюдения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2. Контроль и надзор в системе механизмов обеспечения прав  и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2.1. Судебный контроль в механизме обеспечения  прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2.2. Прокурорский надзор за обеспечением прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

2.3. Ведомственный контроль в механизме обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Наряду с обеспечением законности деятельность уполномоченного прокурора должна способствовать выполнению оперативно-розыскных задач. Она предполагает его активное участие с сотрудниками оперативных подразделений в анализе и оценке оперативно-розыскной информации, и определение возможности ее реализации для возбуждения уголовного дела, использования в доказывании, в привлечении к такому анализу следователя, а в дальнейшем – оказание содействия в их взаимодействии. Указанные направления прокурорского надзора за ОРД формируют предмет и пределы надзора.

В предмет надзора входит: соблюдение прав человека и гражданина: правовые основания и условия проведения ОРМ; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина обеспечивается выполнением предписаний Конституции РФ и требований норм Закона об ОРД и, прежде всего, положений ст. 5 данного Закона "Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД". В частности, органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещено разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Уполномоченный прокурор по надзору за ОРД в соответствии с законодательством России обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Особого прокурорского внимания требует исполнение органами предписаний закона об организации ОРД, правовых оснований и условий проведения ОРМ.

При осуществлении надзорных мероприятий необходима проверка законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроки и порядок их ведения. Прокурорский надзор предусматривает и проверку соблюдения обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативнослужебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы. При этом следует иметь в виду, что правовая норма Закона об ОРД дает лишь общие установки по организации заведения дел оперативного учета: определяет цель (собирание и систематизация сведений, проверки и оценки результатов ОРД и принятие на их основе соответствующих решений), общие основания прекращения (решение задач, предусмотренных ст. 2) и декларирует положение о том, что "факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина" (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Имеется отдельное указание о том, что перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.


2.3. Ведомственный контроль в механизме обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности

В оперативно-розыскной деятельности особое значение имеет ведомственный контроль. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руководителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.

Ведомственный контроль за ОРД осуществляется на основании ст. 22 Закона об ОРД. Основные задачи ведомственного контроля: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих эту деятельность; обеспечение своевременного и качественного выполнения решений, принимаемых в ходе ОРД, и раскрытия преступлений; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности оперативных сотрудников.

Этот вид контроля осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения ОРМ и ОРД в целом, начиная с выяснения оснований и условий для проведения ОРМ и заканчивая использованием их результатов, а также начиная с решения задачи добывания информации и заканчивая предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, либо розыском без вести пропавших.

Ведомственный контроль в МВД России за ОРД организуют руководители:

- министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе;

- начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;

- министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;

- начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте и на режимных объектах; их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции;


- начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции, иные должностные лица.

- по поручению руководителя органа, осуществляющего ОРД, контроль за ОРД вправе осуществлять должностные лица, не входящие в штат оперативных подразделений, но реализующие в соответствии с занимаемой должностью контрольные функции. Это могут быть имеющие соответствующие допуски сотрудники аппарата министра, организационно-инспекторских подразделений, инспекций по личному составу, контрольно-ревизионных подразделений.

Закрепление ведомственного контроля в законодательном порядке определяется специфическим характером оперативно-розыскной деятельности, задачи которой решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Закон возложил на руководителей органов внутренних дел контроль за законностью организации и тактики осуществления оперативно-розыскной работы, недопущением в ее процессе нарушения прав и свобод личности, причинения вреда государственным и общественным интересам.

Эти руководители несут персональную ответственность за правильность и эффективность использования сил, средств и иных оперативно-розыскных возможностей в принятии исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимостью нарушений установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, за неправомерным или несанкционированным использованием технических средств, обеспечением конспирации в оперативно-розыскной деятельности, соблюдением режима секретности в делопроизводстве, защищенностью системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также за порядком ведения дел оперативного учета (комментарий к ст.10 Закона об ОРД), рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность.

Законодательно не предусмотрено осуществление ведомственного контроля со стороны непосредственных руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел. Однако именно они повседневно контролируют организацию деятельности подчиненных или оперативных подразделений и тактику проведения ими ОРМ и реализации административно-правовых функций. Поэтому руководители этого уровня также несут персональную ответственность за состояние работы на порученном им направлении оперативно-розыскной деятельности. Объем их полномочий определяется соответствующими ведомственными нормативными актами по организации и тактике ОРД органов внутренних дел. Эти нормативные акты устанавливают перечень руководителей, имеющих право утверждать постановления на проведение оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от степени их сложности и характера. На практике постановление о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права личности, утверждает, как правило, начальник криминальной милиции (заместитель начальника органа внутренних дел по оперативной работе). Тем не менее, это не снимает ответственности с самого руководителя органа.


В порядке контроля руководители, наделенные правом его осуществления, изучают оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения.

Поскольку ведомственный контроль есть и функция управления, то указанные руководители дают указания о проведении работы по осуществлению оперативной проверки, контролируют сроки, порядок, полноту их ведения, проверяют обоснованность их прекращения, утверждают планы мероприятий, дают задания на проведение ОРМ другим оперативным подразделениям либо санкционируют их, составляют постановления и выступают с ходатайством о проведении ОРМ, санкционируют выдачу денежных средств на оперативные расходы, заслушивают участников ОРМ, заключают контракты с лицами, выразившими желание сотрудничать с оперативными подразделениями субъектов ОРД, анализируют оперативную информацию, дают указания на проведение мероприятий, рассматривают жалобы и заявления граждан.

Характерным признаком ведомственного контроля является властный индивидуально-правовой акт обязательного значения, содержащий оценку действий сотрудников и определяющий мероприятия, которые необходимо провести (например, по результатам проверки наказать в дисциплинарном порядке нарушившего закон сотрудника, укрепить регистрационную дисциплину, провести конкретное ОРМ и т.д.).

Таким образом, ведомственный контроль - это управленческая функция руководителей правоохранительных органов и входящих в них оперативных подразделений по организации их деятельности в соответствии с действующим законодательством, которая предусматривает персональную ответственность за соблюдение законности при проведении ОРМ.

Основными целями ведомственного контроля являются:

установление обоснованности и законности организации и тактике оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами;

своевременное выявление недостатков в области организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, а также принятие необходимых мер по выполнению тех или иных оперативно-розыскных функций;

привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур.

Однако функция ведомственного контроля не должна сводиться только к обнаружению каких-либо недоработок, недостатков в оперативно-служебной деятельности и их устранению. В условиях значительного обновления штатов оперативных подразделений ведомственный контроль должен преследовать и цель выявления типичных ошибок молодых сотрудников, а также выработки у них достаточных практических навыков организации и тактики этой сложной и кропотливой работы. Поэтому контроль за осуществлением ОРД должен уделять особое внимание:


обоснованности и своевременности постановки лица на оперативно-розыскной учет;

правильности выбора и соответствия мер оперативного воздействия антиобщественным установкам проверяемого;

правильному подбору конфиденциальных сотрудников, имеющих по своим деловым и моральным качествам возможность активно содействовать органам внутренних дел в борьбе с преступностью;

своевременности устранения причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению.

Для достижения названных целей руководители органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, реализуют контрольные функции в следующих формах:

путем изучения материалов, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, и иных документов, имеющих к ней отношение;

при принятии решений по указанным материалам и документам (в т.ч. в письменном виде);

при вынесении (утверждении) постановлений о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий;

при санкционировании заведения дел оперативного учета; установлении сроков их ведения и обоснованности прекращения;

при заключении контрактов с гражданами, изъявившими согласие на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, и непосредственной работе с ними;

при утверждении планов организационного и тактического уровней оперативно-розыскной деятельности;

в процессе заслушивания исполнителей по результатам деятельности (по отдельным направлениям ОРД; по наиболее сложным и трудоемким ОРМ; по делам оперативного учета, взятым на контроль, за отчетный период и т.д.);

в ходе утверждения отчетов по результатам ОРД и о расходовании средств по статье Особые расходы;

при проверке правил поддержания режима конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан;

при назначении служебных проверок (внутренних расследований).

Объектами контрольных функций являются не только рядовые исполнители, но и руководители подразделений и органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную работу.

В случаях установления фактов нарушений законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, соответствующий руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять необходимые меры, а в случае нарушения законности информировать вышестоящее руководство и прокурора, осуществляющего надзор.