Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9639
Скачиваний: 57
16
недостаточная мотивация
Эффект «ИНЗ»
13
Проще купить за границей
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
дешевая рабочая сила
отсутствие связи с доходами
работников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
множественные согласования
монополия головных организаций
дефицит опытного производства
СОЦИАЛЬНЫЕ
заинтересованность в сохранении существующего
межведомственные
компромиссы
социологическая необеспеченность перехода к инновациям
Приведем примеры аргументов, которые используются в случае неже-
лания поддержать инноватора.
В период инициации инновации:
Это у нас уже есть.
Ошибки нам ни к чему.
Это у нас не получится.
Это требует доработки.
Здесь не все равноценно.
Есть и другие предложения.
Это не утвердит Совет директоров
Это не решает наших главных проблем.
В нашей отрасли никто так не делает.
Это не соответствует нашей стратегии.
Мы уже опробовали это несколько лет назад и оно не работало.
В период реализации инновации:
Метод «конкретизирующих документов» - специальные инструкции, по-
ложения и регламенты, уточняющие приказ о нововведении, направлены в
сторону снижения масштабов изменений.
Метод «частичного внедрения» - под видом этапности освоения новше-
ства применяется только один из его элементов, заданного эффекта не полу-
чается и открывается возможность возвратного нововведения.
Метод «вечного эксперимента» - успешно апробировав нововведение на
одном объекте, вместо распространения происходит искусственное его
удержание в экспериментальном статусе целые годы.
13
Изобретено не здесь – т.е. в рамках другой организации, научной школы.
17
Метод «отчетного внедрения» - новшество фактически не используется
или используется не на полную мощность, но в отчетах фиксируется как
освоенное.
Метод «параллельного внедрения» - инновация сосуществует со старым,
не замещая его.
14
Для управления развитием важно то, что система только тогда будет
открыта новшествам, когда их освоение станет условием ее сохранения.
Именно создание таких условий должно стать задачей управления, чтобы
инновационный импульс вызвать внутри самой системы, а инновационные
решения научиться осуществлять на систематической основе.
Источники инноваций
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
-
Внезапное резкое изменение ситуации: чей-то неожиданный успех или,
напротив, неудача, либо какой-то импульс извне, и, как реакция на это - по-
явление инновации.
-
Выявившееся противоречие, несовместимость:
а) между какими-то реалиями жизни,
б) между реальностью и изменившимися ожиданиями людей,
в) между изменившимися ценностями и ожиданиями потребителя (как в его
субъективном представлении, так и объективно, в действительности),
г) в ходе, ритме, логике какого-то процесса.
-
Изменившиеся потребности какого-то процесса производства или
потребления.
-
Рыночные ниши или изменения в структуре производства.
-
Изменения в структуре народонаселения.
-
Изменения в общественном сознании (мнения, настроения).
-
Новое знание (открытие, изобретение, рационализация), но не само по
себе, а именно как импульс для нововведения.
15
В процессе мониторинга среды бизнеса следует выявлять инновацион-
ные возможности, о которых свидетельствуют вышеперечисленные источни-
ки инноваций.
Основополагающие принципы управления развитием
Выделяют 5 основополагающих принципов управления развитием:
1. Систематичность. Систематизированные нововведения являются
результатом анализа инновационных возможностей.
2. Востребованность. Нововведения должны соответствовать ожида-
ниям и привычкам потенциальных потребителей.
3. Сфокусированность. Нововведения должны быть сфокусированы
на конкретной потребности, конкретном конечном результате. Наиболее эф-
14
По материалам: Пригожин А. Нововведения: стимулы и препятствия // М.: Изд-во политической литера-
туры, 1989.
15
Drucker P. Innovation and Entrepreneurship. N.Y., 1985
18
фективны простые и направленные нововведения. Чем нововведение слож-
нее, тем выше связанный с его реализацией риск.
4. Целесообразность. Нововведения должны соответствовать страте-
гии,
технологическим
возможностям,
ресурсному
потенциалу.
5. Организационная обеспеченность. Организационная структура
фирмы должна соответствовать ее инновационной политике и изменениям,
происходящим на рынке.
Нововведения обуславливают сохранение и упрочение положения пред-
приятия на рынке в долгосрочной перспективе. Однако инновационные идеи
и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и консерватизма. В
результате наблюдается ситуация, что многим организациям не удается из-
влечь выгоду из креативных идей сотрудников. Выделим факторы препят-
ствующие новаторству, снижающие, стимулирующие и поддерживающие его
уровень (таблица 2.1.).
Таблица 2.1.
Факторы препятствующие новаторству, снижающие, стимулирующие
и поддерживающие его уровень
Факторы
препятствую-
щие
снижающие
стимулирующие
поддерживающие
консерватизм,
убивающий
свежие, нетри-
виальные идеи;
программирова-
ние сотрудни-
ков, ограничи-
вающее инициа-
тиву;
использование
комплексной си-
стемы мотивации
инновационной
деятельности;
партисипативный
стиль
управле-
ния, ведение дис-
куссий и обмен
идеями
отсутствие
у
собственников и
вышестоящих
руководителей
сомнений в соб-
ственной право-
те, и неоспори-
мости их «экс-
пертного мне-
ния»;
отсутствие воз-
можности ком-
муникаций,
возможности
высказывать
собственное
мнение о прово-
димых измере-
ниях;
создание в органи-
зации особой ат-
мосферы,
благо-
приятствующей
свободному, твор-
ческому поиску и
реализации инно-
вационных
воз-
можностей;
стимулирование
высшим
руко-
водством процес-
са подготовки и
переподготовки
кадров;
критика и угро-
за увольнения в
связи с допуще-
нием ошибок;
отсутствие под-
держки иннова-
ционной
дея-
тельности
со
стороны руко-
водства;
содействие экспе-
риментаторству на
всех
уровнях
иерархии и во всех
подразделениях
организации
наличие инфор-
мационного бан-
ка инноваций
единоличное
принятие реше-
ний по иннова-
циям;
контроль
за
каждым шагом
новатора;
предоставление
содержательной
деловой информа-
ции, даже если она
прозрачность по-
ставленных перед
коллективом за-
дач;
19
негативна;
недоверие ме-
неджеров к вы-
двигаемым сни-
зу новым идеям
и
необходи-
мость
множе-
ства согласова-
ний по ним;
поощрение
сов-
мещения профес-
сий, преодоление
барьеров и «раз-
мывания границ»
между
разными
видами работ и
функциональными
обязанностями;
предоставление
необходимой
свободы при раз-
работке новше-
ства;
поддержка стрем-
ления сотрудников
постоянно учиться
и повышать ква-
лификацию, соче-
тание в системе
образования спе-
циальных знаний
и многодисципли-
нарной подготов-
ки;
создание
опти-
мальных усло-
вий для успешно-
го
выполнения
поставленной за-
дачи, обеспече-
ние
новаторов
необходимыми
ресурсами и обо-
рудованием;
Нововведения связаны с известной долей риска, возможность неудачи
является нормальным свойством инновационного процесса. Поэтому готов-
ность высших менеджеров рисковать, быть терпимыми к неудачам является
необходимым условием для того, чтобы не дискредитировать идею инициа-
тивного поведения в глазах сотрудников, не снизить желание у них экспери-
ментировать. Инициатива становится не только «не наказуемой», но возна-
граждаемой, зачастую даже в тех случаях, когда начинание не приносит
успеха и производственные затраты не окупаются. Конечно, это относится
лишь к тем новаторским проектам, которые терпят неудачу по объективным
причинам
16
.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. В чем заключается интенсификация в общеэкономическом смысле и в ин-
новационном менеджменте?
2. Охарактеризуйте экстенсивный и интенсивный путь развития.
3. Суть противоречия между функционированием и развитием.
4. Охарактеризуйте каждый из источников инноваций.
5. Концептуальная модель «обучающейся организации»
6. Причины антиинновационной установки некой социальной группы.
7. Набор стереотипов антиинновационного восприятия.
11. Иванюк И.А. Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального капитала
http://www.cis2000.ru/publish/books/book_52/
20
8. Основные принципы управления развитием.
9. Факторы, способствующие и препятствующие новаторству.
Практическое задание
Определите методы преодоления сопротивления изменениям в следующих
ситуациях, выделите достоинства и недостатки выбранной тактики.
1. Сопротивление, основанное на отсутствии информации и анализа или на
неточной информации
2. Инициатор не обладает всей необходимой информацией для разработки
новшеств, поэтому другие имеют значительные возможности для сопро-
тивления
3. Сопротивление оказывается только из страха перед личными проблемами
4. Кто-то один или группа явно проигрывают при введении новшеств и
имеют большие возможности оказывать сопротивление
Инициаторы перемен обладают большой властью, но чувствуют сопротивле-
ние
Контрольный тест
1. Эти инновации строятся на конвергенции (сочетании) несколь-
ких видов знаний, совершенно не обязательно относящихся к об-
ласти науки и техники. Реализация таких инноваций характеризу-
ется высокой степенью риска, непредсказуемостью.
новые знания;
неожиданный успех;
демографические изменения;
изменения в ценностных установках и в восприятии.
2. Какое нововведение нельзя назвать «интенсивным» (2 правильных ответа)?
нововведение с небольшим «инновационным лагом»;
ординарное нововведение;
радикальное нововведение;
многоцелевое нововведение.
3. Каким образом нельзя разрешить противоречия между функционировани-
ем и развитием?
создать такие условия, когда освоение новшеств станет условием со-
хранения системы;
приспособить новшество к особенностям функционирования организа-
ции;
инновационный импульс вызвать внутри самой системы, а инноваци-
онные решения научиться осуществлять на систематической основе.
4. К противоречиям между функционированием и развитием относятся (ука-
жите лишнее):
противоречия между изменением и стабильностью;
противоречия между инновацией и объемом последствий;