Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9640
Скачиваний: 57
156
случае развитие технологических и продуктовых новшеств, а также характер
управления сводятся к адаптации к позициям и установкам лидера.
4. При наличии у предприятия мощных ресурсов, широкого спектра НИОКР
и радикальных новшеств основой создания долгосрочных конкурентных
преимуществ является осуществление технологических "прорывов", осно-
ванных на новых технологических принципах и принципиально новых тех-
нологиях. Главной задачей инновационного менеджмента становится управ-
ление программными исследовательскими разработками.
5. При неустойчивости уже имеющегося конкурентного преимущества сле-
дует применять инвариантную стратегию. Например, "широкое сканирова-
ние" рынка может сменяться "узким сканированием", связанным с углубле-
нием специализации, изменением характера сегментации, поиском новой
ниши и т.д. Инновационное управление опирается в первую очередь на мар-
кетинговые мероприятия и оптимальную адаптацию к требованиям рынка.
Результатом выбора стратегии является ответ на следующие вопросы и
решение соответствующих оперативных задач:
1. Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою активность
предприятие, учитывая ограничения со стороны внешней среды?
2. Посредством каких нововведений, какими методами (программы, проек-
ты) будут достигнуты стратегические цели?
3. В каких масштабах и из каких источников произойдет выделение ресурсов
под стратегические цели?
4. В рамках каких организационных форм будет осуществляться инноваци-
онный процесс на предприятии?
5. Посредством какого стиля управления, с каким составом сотрудников, и с
помощью какого инструментария следует обеспечить регулирование и
контроль стратегического инновационного процесса?
Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм
В качестве основных можно отметить следующие тенденции:
– на основе патентных трендов можно заключить, что глобальные фирмы
увеличивают свою технологическую диверсификацию и этим объясняется
рост затрат фирм на НИОКР и объемов продаж продукции этих фирм;
– последний резкий рост патентования вызван взрывом в инновациях и
улучшении менеджмента НИОКР;
– хотя фирмы США и доминируют в росте инноваций, меньшие игроки (Тай-
вань, Израиль, Финляндия, Индия) показывают высокий уровень изобрета-
тельской активности;
– зазор в инновационной деятельности между США и другими странами
уменьшается;
– затраты на НИОКР – главное средство поддержания доминирования гло-
бальных фирм даже при слабом росте продаж;
– инновационная эффективность фирм определяется их способностью ис-
пользовать новые технологические возможности в организации и комплекси-
ровании технологии, производства и маркетинга;
157
– при интенсификации процессов глобализации управление знаниями стано-
вится важным элементом менеджмента;
– конвергенция технологических инноваций, экономической деятельности и
глобализации очевидны. Неглобальные фирмы и фирмы с малым инноваци-
онным потенциалом очевидно проигрывают;
– режим интеллектуальной собственности оказывает мощное позитивное
влияние на уровень инноваций
57
.
Вызывает интерес стратегия открытых инноваций компании Procter &
Gamble. В соответствии с принятой стратегией 50% изобретений выходит из
собственных лабораторий, а 50 % проходит через них, будучи созданными
временными творческими коллективами с привлечением сторонних изобре-
тателей. В итоге: в P&G 35 % новых продуктов теперь создаются с помощью
сторонних изобретателей, в результате чего производительность в области
НИОКР с 2000 г. увеличилась на 60 %, доля успешных инноваций выросла
больше, чем вдвое (с 35 % до 75%). И это при снижении объема инвестиций в
инновации с 4,8 % в 2000 г. до 3,4% в 2004 г. В настоящее время компанией
расходуется $2 млрд. на НИОКР в 150 областях.
Рис. 12.3. Алгоритм оценки новой идеи
58
57
По материалам Г.Я. Гольдштейн Глобальный стратегический инновационный менеджмент,
http://www.aup.ru/books/m61/
58
Из 100 чужих идей только 1 воплощается в товар, который попадает на рынок
Технолог-разведчик нашел идею
Технолог-разведчик осуществляет первичный отбор идей, относя-
щихся к сфере интересов компании
Идеи заносятся в онлайновый каталог «Эврика»
•
Что за товар
•
Отвечает ли потребностям бизнеса
•
Можно ли приобрести патент
•
Каков нынешний объем его продаж
Бренд-менеджеры и менеджеры, сотрудники во всем мире оцени-
вают идею: технологические возможности и бизнес-потенциал
Р
е
К
л
а
м
и
р
у
ю
т
н
а
х
о
д
к
у
Тестирование потребителями
Включение в портфель развития продуктов
Группа развития внешнего бизнеса связывается с производителем,
определяет условия приобретения лицензии
158
Вопросы для самостоятельного изучения
1) Охарактеризуйте такой прием целеполагания как построение, так называ-
емого, дерева целей.
2) Изобразите матрицу «издержки - потребительская ценность» для нахож-
дения стратегии инноваторов.
3) Какие факторы учитываются при формулировании стратегии НИОКР?
Практические задания
1. Найдите ассоциативные связи между рыночными стратегиями и характе-
ристиками животных:
1. Виоленты;
А) гордый лев или же непово-
ротливый бегемот; Б) первые ла-
сточки; В) хитрые лисы; Г) юр-
кие мыши.
2. Патиенты;
3. Эксплеренты;
4. Коммутанты.
2. В конце января 2001 г. петербургский дилер замороженных продуктов
компания МБК прекратила сотрудничество с концерном “Равиоли”. Ком-
пания МБК продавала 20-25% продукции концерна. Причиной разрыва
МБК называет некорректное поведение концерна – срыв поставок и тре-
бование наряду с пельменями продавать другую продукцию концерна –
котлеты и блинчики. В свою очередь руководство “Равиоли” объясняет
конфликт тем, что МБК отдавала предпочтение “Дарья”. Это выражалось
в плохом представлении продукции на прилавках магазинов – два-три ви-
да “Равиоли” и 10 “Дарья”, хотя у “Равиоли” достаточный ассортимент
для более широкой выкладки. Такое отношение к себе руководство “Рави-
оли” объясняет тем, что МБК финансово взаимосвязана с “Дарья”. Что
может предпринять руководство концерна “Равиоли”, учитывая, что с
МБК работает около 50% розничных точек Петербурга?
Контрольный тест
1. Стратегия нововведений (инновационная политика) направлена на
маркетинговые исследования;
внедрение новых технологий и видов продукции;
улучшение имиджа фирмы.
2. Какая стратегия нацелена на поиск новых продуктов, которые не требуют
больших затрат на НИОКР
оппортунистическая;
оборонительная;
имитационная.
159
3. Стратегия, которая заключается в использовании собственного научно-
технического потенциала, привлечении зарубежных ученых к собственным
НИОКР, называется
стратегией «переноса»;
стратегией «заимствования»;
стратегией «наращивания».
4. В рамках какой рыночной стратегии затраты на НИОКР носят общий
улучшающий характер?
виолентов;
патиентов;
эксплерентов;
коммутантов.
5. Какая форма координации выражается в добровольном и осознанном со-
гласовании действий менеджеров и всех участников в пределах делегирован-
ных им полномочий и общих плановых ограничений
распорядительная;
программная;
инициативная;
бюджетная.
13. ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРЫ
Управленческое консультирование
Разработка новшеств и организация их освоения - это пока для многих
предприятий новая сфера деловой культуры. Поэтому часто возникает необ-
ходимость в услугах консультанта по управлению, владеющего технологи-
ями перевода оргсистем из исходного состояния в желаемое. Этим консуль-
тирование отличается от консультации. Если во втором случае эксперт пред-
лагает своему клиенту профессиональную информацию в виде справки, сове-
та, то в первом он взаимодействуют с консультируемым объектом по опреде-
ленным правилам. Имея дело с персоналом, коллективами, консультант раз-
рабатывает социальные технологии. Под этим понимаются, во-первых, дея-
тельность, направленная на преобразование другой деятельности, во-вторых,
ряд последовательно применяемых методов анализа и воздействия на пове-
дение участников клиентной организации.
Применяющиеся в практике управленческого консультирования соци-
альные технологии можно разбить на три основные группы:
«кабинетные» технологии, когда консультант по готовым схемам, показа-
телям обрабатывает документацию, материалы заседаний, информацион-
ные потоки, отчетность и т.п., предлагая клиенту разработанные на основе
этого рекомендации;
«лабораторные» технологии, искусственно создаваемые временные усло-
вия взаимодействия участников клиентной организации и консультанта с
160
целью выявления или решения проблем (например, групповая работа,
практические деловые игры);
«полевые» технологии, применяемые консультантом в реальных условиях
функционирующей организации для получения информации в цехах, от-
делах или для помощи в реализации найденных решений.
Кроме того, перечисленные технологии также можно разделить на две
группы:
операционные технологии, которые вводятся на время в организацию для
инициирования там необходимых процессов, а затем прекращают дей-
ствия (социально-психологический тренинг, опросники, игровые приемы
и т.д.);
передаваемые технологии, которые, будучи продемонстрированными кон-
сультантом, могут быть освоены работниками клиентной организации и
использоваться ими без участия консультанта (анализ качества решений,
мозговая атака, рефлексивные приемы и т.д.).
Консультационная деятельность проходит в три этапа: оргдиагности-
ка, выработка решения, реализационные процессы.
Задача организационной диагностики заключается не только в выяв-
лении, оценке, классификации и группировке проблем, но и в определении
основных направлений развития организации. При этом выявляются органи-
зационные проблемы, определяются возможные пути поиска решения, про-
водится позиционный анализ взаимодействия различных групп интересов.
Позиционность есть социальное отношение, которое появляется в различии
интересов, целей людей, взаимодействующих в решении общей проблемы.
Выявление позиционных групп и составление карты позиционности (графи-
ческого изображения противоречий между группами сотрудников) организа-
ции является одной из задач консультанта во время проведения оргдиагно-
стики для использования ее на следующей стадии управленческого консуль-
тирования – в процессе выработки решений.
Практические деловые игры, как разновидность управленческого
консультирования
Существует несколько методов выработки решений. Один из них –
практическая деловая игра. Она представляет собой метод интенсивного
группового поиска эффективных решений в ситуациях, когда традиционные
методы выработки решений (сбор предложений, совещания, конференции и
т.д.) не дают требуемого эффекта.
В ходе практической деловой игры на основании ряда методологически
обоснованных процедур (обмена представлениями о состоянии организации
и ее перспективах, выработанных каждой из позиционных групп, анализа си-
туации) строится концепция развития организации, которая находит отраже-
ние в проекте преобразований.
В первый игровой день консультант работает в моногруппах (позици-
онных группах), сформированных на базе «карта позиционности» организа-
ции. В каждой из групп консультантами проводится анализ ситуации и выра-