Файл: 2.Европейский средневековый театр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 440

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третья линия развития средневекового театра — бюргерская, толчок которой также дала литургическая и особенно полулитургическая драма.

В средние века появились единичные, еще совсем робкие опыты создания светской драматургии. Одна из самых первых форм светского театра — поэтические кружки "пюи", вначале имевшие религиозно-пропагандистское направление, позже, к 13 в., в связи с развитием средневековых городов и их культуры, приобретших светский характер. Участник аррасского "пюи", французский трувор (музыкант, поэт и певец) Адам де Ла-Аль написал первые известные нам средневековые светские пьесы — Игра в беседке и Игра о Робене и Марион. Он фактически был единственным светским драматургом раннего средневековья, поэтому говорить о каких бы то ни было тенденциях на его примере не приходится. Однако бюргерская линия развития средневекового театра получила особенно бурный всплеск на материале мистерий.

Первые литургические драмы включали в себя инсценировку отдельных эпизодов евангелия, их удельный вес в общей литургии был невелик. "Постановку" этих эпизодов осуществляли духовные пастыри, ведущие службу: они давали точные указания исполнителям по костюмам, моменту выхода, точному произнесению текста, передвижениям. Однако постепенно инсценированных эпизодов в литургические драмы включалось все больше; усложнялись и разнообразились костюмы — к условно-символическим добавлялись бытовые; разрабатывались сложные постановочные эффекты и трюки для визуализации чудес — вознесение на небеса, проваливание в ад, движение Вифлеемской звезды, указывающей пастухам путь к яслям Младенца Христа, и т.д. С переходом на паперть в оформлении полулитургической драмы увеличилось и количество мест действия, располагавшихся на общей площадке одновременно, в одну линию. Клерикальные "актеры" уже не могли справиться со всем комплексом постановочных и исполнительских задач; к участию в полулитургической драме стали привлекаться миряне — в основном на роли чертей и бытовых комических персонажей, а также — на изготовление машинерии.

Растущая популярность полулитургических драм, а также становление и бурное развитие средневековых городов — а значит, стремительное увеличение численности городского населения, — постепенно привели к тому, что церковная паперть перед храмом уже не могла вместить всех желающих посмотреть представление. Так появились мистерии, вынесенные на огороженные площади и улицы. Мистерия была органичной частью больших городских праздников и торжеств; обычно ее проведение приурочивалось к ярмарке. Это было чрезвычайно масштабное зрелище, продолжавшееся целый световой день, а то и несколько дней. В мистериях участвовали сотни людей. Это не могло не изменить и язык мистерии: латынь перемежалась с разговорным языком.


Начальный этап развития мистерии в странах Западной Европы был сходным, но в своем каноническом виде мистерия сформировалась и упрочилась во Франции, давшей в средние века наиболее показательную картину становления феодализма. Италию мистерия практически обошла стороной — в итальянском искусстве сравнительно рано проявились гуманистические тенденции Возрождения; в Испании созданию массовых театральных форм препятствовали постоянные войны Реконкисты и отсутствие городских ремесленных цехов; в Англии и Германии мистерии были преимущественно заимствованы из французских источников с добавлением оригинальных комических эпизодов (См. также ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР).

Отличие мистерии от официальных видов средневекового театра было в том, что они организовывались уже не церковью, а городским советом — муниципалитетом вместе с городскими цехами ремесленников. Авторами мистерий все чаще выступали не монахи, а ученые-богословы, юристы, врачи. Сама ярмарка, после совершения молебна и благословения епископа, открывалась торжественным массовым шествием, проводимых в традициях карнавала — ряженые, повозки с живыми картинами на библейские и евангельские темы и т.д. А мистериальные представления становились ареной для соперничества и состязания городских ремесленных цехов, стремящихся продемонстрировать как артистическое мастерство, так и богатство своего содружества. Каждый из городских цехов получал "на откуп" свой самостоятельный эпизод мистерии, как правило — наиболее близкий своим профессиональным интересам. Так, эпизоды с Ноевым ковчегом ставили корабельщики; Тайную вечерю — пекари; Поклонение волхвов — ювелиры; изгнание из рая — оружейники, вооружавшие своей продукцией ангелов, изгоняющих Адама и Еву. Большинство ролей исполнялись мирянами-ремесленниками.

Соперничество цехов обусловило постепенный переход от любительских постановок мистерий к профессиональным: нанимались специалисты, занимавшиеся устройством сценических чудес ("conducteurs des secrets" — "руководители секретов"); портные, шившие за счет цеховых организаций сценические костюмы; пиротехники, разрабатывающие эффектные трюки пыток в аду и пожаров в день страшного суда; и т.д. Для осуществления общего руководства и координации действий сотен исполнителей назначался "conducteur du jeu" — "руководитель игры", прообраз нынешнего режиссера-постановщика. Подготовительная работа (говоря современным языком — репетиционный период) длилась несколько месяцев.

Постепенно наиболее искусные участники мистерий объединились в особые "братства", ставшие первыми профессиональными театральными объединениями нового типа. Наиболее известным из них стало Братство Страстей, получившее в 1402 от короля Карла VI монопольное право играть в Париже мистерии и миракли. Братство Страстей процветало почти 150 лет, до 1548, когда приказом парламента его деятельность была запрещена. Собственно, к середине 16 в. мистерия оказалась под запретом практически во всех странах Западной Европы. К этому времени католическая церковь вступает в период контрреформации, объявив войну всем еретическим течениям. Демократизм и вольнодумство мистерии, в которой стихия народного праздника сметала религиозное звучание, привело к клерикальному требованию запрещений "бесовских игрищ", совсем недавно родившихся из лона церкви.


Собственно, этим событием был завершен исторический период средневекового театра, заложившего самые основы театра современного — миракли и моралите фактически были бледными отголосками масштабных мистериальных зрелищ. Однако в средневековом театре возникли предтечи многочисленных творческих и технических современных театральных профессий, помимо актерских — режиссеры, сценографы, постановщики трюков, костюмеры, продюсеры и т.д. Тогда же зародилось и мощное — живое до сих пор — движение театральной самодеятельности.

Все виды средневекового театра — представления гистрионов, мистерии, моралите, миракли, фарсы, соти — подготовили почву следующему историческому этапу развития театра — могучему театральному искусству эпохи Возрождения.

Татьяна Шабалина



СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

После падения Римской империи Европа долгое время не знала развитого театрального искусства. Художественные формы, существовавшие в античности, исчезли, а новые появились лишь несколько столетий спустя. Единственным видом театральных, зрелищ оставались представления странствующих актёров -наследников античных мимов. Называли таких артистов joculator, что в переводе с латыни означает "шут ник".

Музыкант и жонглёр. Миниатюра. XI в.

В IX-X вв. на территории, которую сейчас занимает Франция, начали быстро расти города, и, со ответственно, именно здесь стало развиваться искусство сцены. Городских жителей развлекали профессиональные "шутники": без них не обходились ни ярмарки, ни праздники. На французских землях латинское joculator превратилось в jongleur - "жонглёр". Средневековые жонглёры были и дрессировщиками, и канатоходцами, и акробатами. Они показывали фокусы, рассказывали занимательные истории, пели и играли на разных музыкальных инструментах. Разыгрывали они и короткие сценки (чаще всего смешные) на бытовые темы. В немецкоязычных странах бродячих комедиантов и музыкантов называли шпильманами(нем. Spielmann, от Spiel - "игра"и Mann - "человек"), а в славянском мире - скоморохами.

Средневековые бродячие актёры.

Католическое духовенство не жаловало жонглёров: служители Церкви были уверены, что они язычники либо безбожники. Но публика с удовольствием принимала актёров, смеялась их шуткам, удивлялась фокусам, потешалась над дрессированными обезьянками. Однако театром в со временном понимании такие представления ещё не были.

Средневековый театр зародился в лоне Церкви, и называют его поэтому религиозным. В то время службы в храмах проводились на латинском языке, непонятном большинству прихожан. Духовенство ре шило приблизить богослужение к театральному действу - разыграть некоторые эпизоды Священного Писания. Так возникла первая форма религиозного театра - литургическая драма. Местом представления избрали алтарь. Сначала в пасхальные и рождественские дни чтения религиозных текстов стали сопровождать нехитрыми действия ми. Например, в Страстную пятницу заворачивали в чёрную материю крест и клали его на пол - это символизировало погребение Христа. На Рождество три священника изображали волхвов: по Евангелию, волхвы (мудрецы с Востока) увидели яркую звезду, вспыхнувшую при рождении Христа, и пришли поклониться будущему Царю мира; путь им указывала звезда. Постепенно в службы стали входить сценки, которые священники читали по ролям. Одна из первых - приход ко Гробу Господню трёх Марий (Матери Иисуса Христа, матери Иакова и Марии Магдалины); диалог женщин с ангелом уже не повторял точно текст Евангелия. Действующим лицам полагались даже костюмы - мантии, плащи, шлемы для воинов, шкура зверя для Иоанна Крестителя.

Христос на осле. XIII в.
Такие деревянные раскрашенные скульптуры использовались в представлениях
мистерий.

Во второй половине XII в. воз никла полу литургическая драма. Эти представления также включали в службы рождественского и пасхального циклов. Для спектаклей писался текст; сюжеты по прежнему заимствовали из Священного Писания. В текстах уже встречаются ре марки, содержащие "постановочные" указания: "Сперва расположим места и жилища, а именно - во первых, распятие, а потом гробницу. Там должна быть также и тюрьма, чтобы заключать узников. Ад будет с одной стороны, а дома - с другой, потом Небо, выше, на ступеньках". Действие полу литургических драм/происходило на небе, на земле и в аду. На первых порах возникла не предвиденная трудность. По ходу спектакля иногда появлялся дьявол (он искушал праведников, напри мер), а дьяволу положена свита - не чистая сила. Священники выступатьв подобных ролях не могли, поэтому чертей играли светские лица. Костюм беса был несложен - исполнитель всего лишь выворачивал свою одежду наизнанку. Вопреки намерениям устроителей действ черти становились едва ли не самыми любимыми персонажами. Сценки с участием нечистой силы проходили под хохот зрителей. Играли полу литургические драмы уже не внутри храма, а снаружи, на ступенях.

Избиение младенцев. Миниатюра. XIII в. Один из мистериальных сюжетов.

В XIII в. появился новый вид представления на религиозную тему: инсценировались легенды о чудесах, творимых святыми и Богоматерью. Такие спектакли назвал и мираклями не случайно: французское слово про исходит от латинского miraculum "чудо". Сюжеты мираклей очень разнообразны, но в них всегда есть назидание: за порочные поступки персонажи несут наказание, грешники раскаиваются, посланцы Бога посрамляют порок. Земная жизнь часто предстаёт как путь скорби и страданий, но герой надеется на чудо - и чудо происходит! Беды благодаря небесному вмешательству оказываются в прошлом, а в будущем - счастье праведной жизни. Исполнение мираклей не приурочивалось, к какому либо празднику.
Более всего средневековая публика любила мистерию - вид религиозного театра, достигший расцветав XIV-XV вв. Мистерии были частью городских пасхальных и рождественских торжеств и обычно про ходили на центральной площади. Городской совет и церковные власти назначали людей, ответственных за проведение празднеств. Те руководили строительством "сцены", сочиняли текст, подбирали исполните лей, работали с ними над ролями.

Бронзовая статуэтка, изображающая итальянского шута.

Мистерии писались на религиозные и исторические темы; иногда посвящались современным событиям. Патетические или драматические сцены чередовались с сатирически ми. В таких эпизодах участвовали черти: они прыгали, кувыркались, выкрикивали смешные и даже непристойные фразы, но всегда бывали побеждены посланцами Бога. Иногда в библейские сюжеты вставляли эпизоды, которых нет в Библии. Так, в английской рождественской мистерии "Вифлеемские пастухи", посвящённой приходу трёх странников в хлев, где родился Иисус, главное действующее лицо - некий Мак. Онкрал ягнёнка, дрался и дебоширил. И лишь к финалу воцарялась торжественная благостная атмосфера, и раздавалось ангельское пение "Слава в вышних Богу и мир на земле".

Искушение Христа. Миниатюра. XIII в. Подобные сюжеты часто использовались в мистериях.

Действовали в мистериях не только библейские герои. Среди персонажей - девушка Иоанна, которая, по преданию, сумела занять папский престол в Риме; борец за свободу, за щитник бедных и обездоленных Вильгельм Телль. Текст представлений всегда утверждали церковные или светские власти. Обязательным участником мистерий будут Его легко узнавали по яркому костюму: на голове шапка с ушами, похожими на ослиные, а в руках - погремушка с горохом. Шут взбирался на подмостки в самые неподходящие моменты действия и нёс околесицу - эти шутливые монологи называли "толчёным горохом".

Средневековая миниатюра из "Трактата
о благоразумии". Аллегорический сюжет.

Для создания сценического эффекта применяли технические трюки. В бассейны с водой ставили скамейки - и Христос шёл по водам; чтобы в нужный момент из пасти дракона вырвалось пламя, использовали металлические трубки со спиртом. Персонажа, который должен претерпеть телесные мучения, незаметно подменяли куклой, а затем на глазах у потрясённой публики отрубали кукле руки. В представлении участвовали даже животные. Иногда их заменяли чучелами, которые мог ли двигаться благодаря механическим устройствам. Так, в сцене Рождества Христова чучела "склонялись"над младенцем и "дышали" на него(чтобы обогреть). Сложные трюки -полёты и прыжки - были небезопасны: актёры нередко получали увечья.

На городских площадях часто игрались кукольные представления.

Организаторы представлений следили за тем, чтобы действие развивалось чётко, по сценарию. Впрочем, импровизации в мистериях допускались; особенно часто "выходили" из роли черти и туты. В од ной руке организаторы обычно держали текст, в другой - палку указку наподобие дирижёрской. Этой же палкой наказывали нерадивых участников спектаклей.

Исполнение мистерий превращалось в грандиозную игру, увлекавшую и актёров, и зрителей. Актёров(а их требовалось очень много) отбирали из числа горожан, обращая внимание больше на внешность, чем на талант. Игра в мистерии была занятием почётным, и желающих участвовать в спектакле, особенно в ролях святых и самого Христа, всегда находилось больше, чем действующих лиц. Порой даже устраивались торги - за роль следовало заплатить установленную властями сумму.
Представления готовились долго и шли не день и не два - иногда около месяца. Каждое утро зрители приходили на площадь, усаживались на деревянные скамейки, сколоченные специально к этому случаю, и смотрели благочестивые истории из жизни Христа и апостолов, которые перемежались сценками, напоминавшими о повседневном житье бытье. Публику порой приходилось успокаивать, и тогда на площадку вы бегал чёрт и грозил адскими карами тем, кто ведёт себя неподобающим образом. Начиная с XV в. за присутствие на представлении ввели плату. Участники мистерий постепенно становились профессиональными актёрами. Возникли союзы, которые занимались подготовкой этих грандиозных спектаклей. В 1402 г. парижский парламент наделил монопольным правом "Братство Страстей Господ них" показывать в столице Франции религиозные пьесы.
В XV столетии в Англии и Франции стали играть пьесы моралите. Они обязательно содержали мораль(отсюда название жанра), т. е. нравоучение. Персонажи таких пьес олицетворяли определённые понятия и явления: Добро, Зло, Глупость, Разум, Веру, Распутство, Непослушание, Любовь, Войну, Голод, Покаяние, Пост и т. д. Герои вели себя как живые люди - спорили друг с другом, огорчались и радовались, побеждали или, наоборот, терпели поражения. У каждого персонажа был характерный сценический облик, костюм. Любовь держала в руках сердце, Лесть - лисий хвост, Глупость "украшали" ослиные уши. Хаос изображал актер, облачённый в свободный, колышущийся серый плащ. Скупость, одетая в отрепья, прижимала к груди мешок с золотом. Историки театрального искусства спорят о том, что обозначало Зеркало - Совесть или Себялюбие. Наслаждение держало в руках апельсин. Разум вёл Чело века к Вере за руку. Путь от Греха к Вере был короток: от одного конца сцены до другого, но публика, уже привыкшая к условности сценического действия, понимала, что это долгий и тернистый путь. В Средние века развивался не только религиозный театр. В Европе были живы языческие обряды. На родные праздники (карнавал, майские игры) содержали элементы театрализации. Сюжеты карнавальных действ, например борьба жизни и смерти, стали основой особого вида театрального представления - фарса (фр. "фарш", "начинка"). Некогда обрядовым блюдом на празднике проводов зимы и встречи весны был фарш - разрубленное на мелкие части животное. Отсюда произошло название жанра. На первых порах фарсы разыгрывали на обыкновенных столах; затем столы заменил специально - сооруженный помост, поставленный на бочки. Если по сюжету персонажам следовало куда-то идти, то участники представления просто проходили по помосту круг. Фарсы игрались и на открытом воздухе, и в тавернах. В фарсах действовала, как правило, пара героев: молодой и старый. Актёры придумывали сюжет по ходу действия, но уже в XIII в. сюжеты начали записывать: им придавали литературную форму, убирали грубости и непристойности. Один из со хранившихся ранних французских фарсов - "Мальчик и Слепой" -рассказывает о вечном конфликте молодости и старости. Старик хочет обмануть мальчика, не заплатить ему за работу, но тот разгадывает обман и убегает, отобрав у старика все деньги. В XV столетии фарс превратился в короткую пьесу, яркую кар тину быта и нравов горожан. Сюжеты фарсов использовали в своих произведениях драматурги после дующих эпох. В XIII в. были сочинены и представлены так называемые игры. Автором текстов стал поэт и музыкант Адам дела Аль из Арраса (см. статью"Музыка средневековой Европы").Его небольшие пьески посвящены вполне житейским событиям. "Играв беседке" автобиографичная. Её герой Адам собирается в Париж на учебу. На прощальный ужин приходят не только жители Арраса, но и шуты, тени умерших рыцарей. Фантастика, сатира, бытовые зарисовки - всё смешалось в этой игре. Из пьесы в дальнейшем разовьются новые жанры: бытовая пьеса, фантастическое представление - феерия и сатирические действа.
Ещё одна пьеска Адама дела Аля,"Игра о Робене и Марион" (около1283 г.), обыгрывает один из весен них обрядов. Она интересна прежде всего тем, что это первая музыкальная пьеса; здесь много танцев, песен, как и в народных играх.
К исходу Средневековья церковные и светские театральные формы сближаются; становится характерным заимствование художественных приемов. А в конце XV столетия на юге Европы, в Италии, всё ярче и заметнее проявляются признаки нового театра - театра эпохи Возращения. Театральное искусство Средних веков уходит в прошлое.



 



 

Назад            Далее