ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 304
Скачиваний: 3
В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Коллизия развёртывалась обычно в условно исторической или фантастической обстановке и часто обнажалась до схемы. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п.) и выступают рупорами идей; язык - напряженно патетичен.
Постановки пьес Бехера, Верфеля, Газенклевера, Кайзера, Толлера, К. Штернхейма режиссёрами Р. Вейхертом, Г. Хартунгом, Л. Йеснером, К. Х. Мартином способствовали выработке специфических приёмов экспрессионистской режиссуры и игры актеров. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. В сложном взаимодействии с театральным экспрессионизмом развивалось творчество молодого Б. Брехта. Экспрессионистские приёмы использовал М. Рейнхардт в постановках У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.).
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915--25. Для него характерны мрачные мистические сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому. Экспрессионизм создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения которых применялись многократные экспозиции, наплывы. Актёры, отвергая необходимость достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, создаваемые ими образы приближались к маске. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). К 1925 экспрессионизм в кино исчерпал себя, но пластическая выразительность лучших его фильмов оказала влияние на развитие изобразительных средств киноискусства.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908; 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса («Саломея», 1905; «Электра», 1908). Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы -- А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с произведений, близких позднему романтизму, пришёл к отрицанию романтических идеалов, сменившихся у него настроениями безотчётной тревоги, страха перед действительностью, пессимизмом и скепсисом. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм. Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности; они отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев; принцип атональности способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин.), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма -- монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909); в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). В творчестве Шёнберга и др. представителей экспрессионизма своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у Берга. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942; «Уцелевший из Варшавы», 1947). Однако эти сочинения лишены активного утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были последними яркими проявлениями экспрессионизма как направления, В творчестве Веберна экспрессионизм перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Поэтому именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Русский экспрессионизм
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю».
Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу -- мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма».
Но все же определить коротко и точно, что такое экспрессионизм, по мнению Владимира Нейштадта, не представляется возможным: «Подобное определение неминуемо впало бы в догматичность. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм -- это норма постижения». -- Гюбнер). Пытаясь обойти это, иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Дейблер: «Уста народа гласят: когда кого-либо вешают, он переживает в последний момент всю свою жизнь еще раз. -- Только это может быть экспрессионизмом»). Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. И уже совершенно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот.
Проблема экспрессионизма в России решалась неоднозначно. Прежде был иной категориальный аппарат, вследствие чего не прочитывались типологические черты экспрессионизма. Так, существует представление об экспрессионизме как большом стиле, о его всеохватности: «Поздний символизм и, казалось бы, давным-давно исчерпанный натурализм, акмеизм, эго- и кубофутуризм, имажинизм, дадаизм, сюрреализм -- все эти течения вобрал в себя экспрессионизм, став единым и единственно мощным литературно-художественным движением первой трети века» (В. Л. Топоров. Предисловие к антологии «Сумерки человечества». М., 1990. С. 6).
Что же, в конце концов, заставляет объединяться в одно целое хотя бы литературный экспрессионизм? -- справедливо задавался вопросом В. Нейштадт. По его мнению, на этот вопрос дает ответ Курт Пинтус в предисловии к составленной им антологии современной немецкой поэзии «Сумерки человечества»: «Если стихи, собранные здесь, не принадлежат к какой-нибудь одной замкнутой литературной группе или школе, то все же должно быть нечто, что объединяет поэтов этой симфонии. Это общее есть интенсивность и радикализм чувств, убеждений, выраженья, формы. И эта интенсивность, этот радикализм вновь понуждает поэтов к борьбе со старым человечеством уходящей эпохи и к страстному приготовлению и требованию нового лучшего человечества». Таким образом, объединяющий момент уводится из области собственно литературной и утверждается в области социально-этической. Экспрессионизм не литературная школа, не стиль, но секта с определенными моральными тенденциями. Поэту предназначается цель -- вести человечество по пути морального совершенствования. Этот «апостольский» лозунг действительно охватывает всех разнородных, по другим признакам, поэтов экспрессионизма».
Германия. Культура.
Исторический
период, в течение которого Германия не
существовала как целостное государство,
оказал большое влияние на формирование
культуры немецкой нации.
Культура
Германии уходит своими корнями в глубокую
древность. Римские историки писали о
существовании у древних германцев песен
мифологического и героического характера.
К первым уцелевшим памятникам германской
словесности относятся отрывок героической
"Песни
о Хильдебранде"
(начало IХ века) и "Мерзебургские
заклинания"
(начало Х века).
В ХП-ХШ веках получил
равитие героический эпос на сюжеты из
древней истории: "Гудуруна" (1240
г.), "Песнь о Нибелунгах" (ок. 1200 г.),
"Равенская битва" (середина ХШ
века) и др. В это время возникает, так
называемая, "куртуазная"
литература,
в которой воспеваются подвиги рыцарей
и их служение вере. Ее жанрами становятся
рыцарская лирика - миннезингеры, и
рыцарский роман. Яркими представителями
этих жанров были Вальтер фон дер
Фогельвейде, Генрих фон Фельдеке и
др.
ХШ век в Германии - это утверждение
готического стиля в искусстве, который,
базируясь на придворно-рыцарской
культуре, явился определяющим направлением
в развитии культуры всей средневековой
Европы.
Немецкая готика
- это соборы в Лимбурге и Бамберге,
Кельне, Фрейбурге и др. Это скульптура,
передающая пластику и движение
человеческих тел ("Золотые ворота"
в Фрейберге, скульптуры Бамбергского
собора, собора в Наумбурге и др.). В
живописных готических миниатюрах
плоскостность изображения сменяется
его объемностью. Появляется живопись
по стеклу - витражи.
Во второй половине
ХШ века с ростом городов и развитием
ремесел возникает бюргерская
литература,
а в противовес рыцарскому миннезангу
появляется поэзия ремесленников -
мейстерзингеры.
В качестве литературного
языка, начиная с ХШ века, выступает
верхненемецкий диалект.
ХV-ХVП века
- время, когда политическая раздробленность
Германии отрицательным образом
сказывалась на развитии ее культуры.
Культурная жизнь существовала
преимущественно при княжеских дворах.
Вместе с тем, это был период начала
немецкого Возрождения.
Наивысшего расцвета искусство Германии
достигло к началу ХVI века. В это время
работали такие величайшие немецкие
живописцы, графики, теоретики искусства
и ученые, как А.Дюрер(1471-1528), Л. Кранах
(1472-1553), Г. Гольбейн, М. Грюневальд
(1460-1528), Бургкмайр (1473-1531) и др. Скульптура
представлена такими крупными мастерами,
как А.Крафт (1455-1509), П. Фишер Старший
(ок.1460-1529) и др. В скульптурных произведениях
этого периода впервые появляется
портрет.
Архитектура эпохи Возрождения
в Германии - это барокко. Наиболее
значительным архитектором этого времени
был Э.Голль (1573-1646). Наибольшим вкладом
в развитие литературы в этот период
были труды М.Лютера, его духовные песни
и гимны, и особенно перевод Библии на
немецкий язык. В 1678 году в Гамбурге
открылся первый Национальный музыкальный
немецкий театр. Первая немецкая опера
была написана Г. Шютцем (1585-1672). Органисты
Д. Букстехуде (1637-1707), Г.Бем (1661-1733) и др.
были непосредственными предшественниками
великих немецких композиторов И.С. Баха
(1685-1750) и Г.Ф. Генделя (1685-1759).
В ХVШ веке
немецкая культура продолжила свое
развитие под знаком буржуазного
Просвещения.
Первым представителем Просвещения в
Германии был И. Готшед (1700-1766), провозгласивший
первенство "здравого смысла" в
науке и литературе.
Известными
литераторами этой эпохи были: поэт Г.
Клопшток (1724-1803) - предшественник
литературного движения 70-х годов ХVШ
века "Буря и натиск", М. Виланд
(1733-1813) - поэт, сатирик и романист, автор
просветительного "романа воспитания"
"Агатон". Основателем романтического
направления в немецкой литературе стал
барон Гарденберг, известный под
псевдонимом Новалис (1772-1801). Развивал
его идеи в своих многочисленных
произведениях литератор, публицист и
философ Фридрих Шлегель (1772 - 1829). Первым
представителем классицизма в немецкой
литературе стал Г. Лессинг (1729-1781), который
обосновал реалистическую эстетику
национальной немецкой литературы.
Великими представителями немецкого
(Веймарского) классицизма конца ХVШ века
были И.В. Гете (1749-1832), И.Ф. Шиллер (1759-1805)
и И.Г. Гердер (1744-1803). Ярким представителем
романтизма в немецкой литературе был
Т. Гофман (1776-1822). Архитектура ХVШ века -
это пышное, монументальное барокко, ее
творцы Б. Нейман (1687-1753), А. Шлютер
(1664-1714), М.Д. Пеппельман (1662-1736). Во второй
половине ХVШ века в искусстве Германии
начинают проявляться тенденции
классицизма. Идеологом классицизма в
Германии был искусствовед И.И. Винкельман
(1717-1768). В ХVШ веке в Германии получило
большое развитие искусство фарфора,
завоевавшего мировую славу. Родоначальником
немецкой классической философии стал
Иммануил Кант (1724-1804).
В ХVШ веке
величайшим представителем музыкального
искусства был Л. Бетховен (1770-1827).
В
немецкой литературе первой половины
ХIХ века развиваются два ее направления:
либерально-буржуазное
(А. Платен, К Иммерман и др.) и
буржуазно-демократическое
(Л. Берне, К. Гуцков и др.). В поэзии
прославился великий поэт Г.Гейне
(1797-1856).
В искусстве в этот период в
Германии представлены такие направления,
как романтизм: Ф.О.Рунге (1777-1810), И.А.Кох
(1768-1839), К.Д.Фридрих(1774-1840), П. Корнелиус
(1783-1867) и др.; реализм: Ф.Васман (1805-1886),
К.Блехен (1798-1840), Г.Ф.Керстинг (1785-1847) и
др.; импрессионизм - В.Трюбнер (1858-1925),
М.Слегфогт (1868-1932) и др.
Романтизм в
музыке представлен композиторами
К.М.Вебером (1786-1826) и Т.А.Гофманом
(1776-1822). В это время в Германии работали
композиторы, Ф.Мендельсон-Бартольди
(1809-1847), Р.Шуман (1810-1856), Р.Вагнер
(1813-1883).
Трагические события ХХ века
в истории Германии: гитлеровская
диктатура, Вторая Мировая война и
последовавшее затем разделение Германии
на Восточную и Западную, были тяжелыми
ударами для немецкой культуры. Многие
деятели культуры оказались в эмиграции.
Тоталитарный режим, установленный в
Восточной Германии оказывал давление
на культуру, ограничивая ее рамками
соцреализма.
В изобразительном
искусстве и литературе начала ХХ века
получил широкое развитие экспрессионизм.
В этом направлении работали такие
писатели, как Г.Кайзер (1878-1945), В.Газенклевер
(1890-1940), художники, графики и скульпторы:
Э. Нольде (1867-1956), Э.Хеккель (1883-1970), М.Бекман
(1884-1950), М.Пехштейн (1881-1955) и др.
ХХ век
культуру Германии представляют
всемирно-известные писатели, поэты и
драматурги: Томас (1875-1955) и Генрих
(1871-1950) Манны, Э. Ремарк (1898-1970), Б.Келлерман
(1879-1951), Г.Гессе (1877-1962), М.Коммерель
(1902-44), Г.Кайзер (1878-1945), Р.М.Рильке
(1875-1926), Б.Апиц (1900-1979), Д.Нолль (р. 1927),
Г.Белль (1917-1985), А.Шмидт (1914-1979) и др.